Процедура проведения обследования. Ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу

Ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6 —8 клеток.

Инструкция

У каждого из вас есть лист бумаги. Он разделен на клетки. Сейчас я нарисую у одного из вас в определенной клетке несложный рисунок. Вы должны, общаясь друг с другом, задавая вопросы и получая ответы, но ничего не показывая и не рисуя в воздухе, сделать так, чтобы ваш парт­нер нарисовал у себя на листе бумаги совершенно такой же рисунок, какой нарисовал у вас я.

Партнеры попеременно выполняют роли рассказывающего и рисующего. Обычно проводится от 4 до 8 сеансов рисования. В не­которых случаях интересным бывает провести 1 — 2 сеанса в паре «ребенок—психолог», а не только в паре «родитель—ребенок». После каждого сеанса рисования участники проверяют нарисо­ванное, могут совместно выставить рисующему оценку.

Методика направлена на выявление уровня делового и лично­стного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто — ведомым при выполнении задания в диаде, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогиче­ские приемы родителя по отношению к ребенку, какова реакция ребенка на эти приемы родителя, насколько ребенок обучаем (ме­тодика может использоваться и для диагностики обучаемости, так как ребенку последовательно несколько раз демонстрируют опре­деленные образцы поведения, которые затем должен реализовать он сам). Кроме того, выявляется, в каком объеме проявляются те индивидуальные особенности ребенка, на которые указывал в ходе предварительной беседы с психологом родитель, каков уровень речевого развития ребенка, уровень критичности каждого из парт­неров при оценке качества выполнения задания, кто из них берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого и проч. Возможно использо­вание и стандартных техник фиксации особенностей интеракнн^ родитель—ребенок, описанных, например, Г. Т. Хоментаускасо [Хоментаускас Г.Т., 1990].

Удачным представляется сочетание этой методики с заполН нием по ее итогам «Карты профиля поведения ребенка» по Да


'яым непосредственного наблюдения Причард, адаптированной I р. Каганом. Карта профиля поведения предполагает заполнение «Бланка непосредственного наблюдения», в котором предлагает­ся оценить поведение ребенка по следующим характеристикам: 1) реакция на отделение от матери; I 2) страх, тревога;

3) контакт с психологом;

4) уверенность в себе;

5) уровень эмоционального реагирования; i 6) эмоциональный фон;

7) степень сотрудничества;

8) реакция на фрустрацию;

9) степень зависимости;

10) внимание;

| 11) целеустремленность; I 12) уровень активности;

13) структура активности; I 14) коммуникация;

15) самоутверждение; I 16) враждебность, агрессивность. В бланке методики В. Кагана для каждой из этих характеристик |дана соответствующая шкала показателей. Эти шкалы удобно ис-рользовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оцен­ки поведения ребенка во время выполнения задания (лучше, ког­да это делает ассистент психолога). Впрочем, эти же шкалы мож­но использовать и по итогам всего сеанса консультации ребенка. 1 Другой вариант методики мы даем в пункте 3.4.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: