| Еще один вариант методики «Архитектор—строитель» предложили Т. Г. Горячева и О. Н.Трофимчук [Горячева Т. Г., Трофим-ЧУК О. Н., 1997]. Этот вариант можно рассматривать как экспресс-годику. Если в вышеописанном варианте методики для снятия Психологических защит родителей и адаптации детей к ситуации И(?пользовался принцип усложнения заданий: только достаточно ^ожное задание для диады родитель—ребенок заставляло их переходить на привычные, более реалистические, без позирования
Ровни взаимодействия при решении совместной задачи, — то в
~т?Ианте Горячевой—Трофимчук диаде дается только одно зада-
с, но сразу достаточно сложное. Именно его сложность дает
8ь^°жность предполагать, что диада родитель—ребенок сразу
Гц ^ex на уровень привычного для них делового и эмоционально-
, взаимодействия.
При разработке методик авторы опирались на опыт применение теста Роршаха в модификации «Совместная интерпретация пятен Роршаха» для оценки взаимодействия членов семьи, больных шизофренией [Воловик В.М., 1980], и супругов в психологической консультации [Соколова Е.Т., 1989]. Положительные качества новой методики проявляются в быстроте проведения, возможности наблюдения совместных действий, осуществляемых как на вербальном, так и на невербальном уровнях, оценке различных параметров взаимодействий. По аналогии с предложенными для совместного теста Роршаха критериями оценки поведения партнеров в качестве основных параметров взаимодействия были взяты следующие:
|
|
1) кому принадлежит инициатива;
2) оказание помощи (прямой и косвенной) и запрос о помощи;
3) оценка действий партнера;
4) кому принадлежит функция контроля.
Предполагалось, что этих параметров достаточно, чтобы с их
помощью выявить типы взаимодействий между подростком и его родителем (в данном случае матерью).