При выборе стратегий маркетинга для отдельных товаров деятелю рынка приходится разрабатывать ряд товарных классификаций на основе присущих этим товарам характеристик.
По срокам использования все товары делятся на две основные группы: одноразовые и многоразовые.
Одноразовые товары предназначены для однократного применения, после чего они утрачивают все или наиболее значимые потребительские свойства. При этом наиболее часто теряются функциональное назначение (например, бумага писчая, бумажные салфетки и т. п.), эстетические свойства (одноразовые скатерти) и безопасность (одноразовые шприцы, посуда и т. п.).
К одноразовым товарам следует отнести все продовольственные и парфюмерно-косметические товары, поскольку использованная их часть безвозвратно утрачивается. Однако традиционно к одноразовым относятся лишь те товары, которые целиком используются за один раз. Однократность применения таких товаров сопровождается определенной количественной характеристикой и упаковкой.
|
|
Достоинства одноразовых товаров — удобство использования, безопасность, если она обеспечена изготовителем и продавцом. Недостатком же большинства одноразовых товаров являются низкие экологические свойства, так как утилизация или вторичная переработка использованных товаров и/или их упаковки загрязняет окружающую среду в большей мере, чем многоразовых товаров. Кроме того, экономичность одноразовых товаров ниже, чем многоразовых, за счет большей доли стоимости упаковки в общей стоимости товаров. Для смягчения указанных недостатков данных товаров необходимо на маркировке или в эксплуатационных документах инструктировать потребителя о мерах по предотвращению загрязнения окружающей среды конкретным товаром или его упаковкой, а также осуществлять экологическое воспитание населения.
Многоразовые товары предназначены для многократного использования (эксплуатации) и сохраняют свои потребительские свойства в течение продолжительного времени. В эту группу входят непродовольственные товары, кроме указанных ранее одноразовых. В зависимости от продолжительности использования, определяемой сроками службы (эксплуатации), различают многоразовые товары кратковременного и длительного пользования.
Срок эксплуатации на товары кратковременного пользования устанавливается от нескольких суток до одного года. Особенностью этих товаров является их невысокая надежность, в результате чего они могут утрачивать функциональное назначение и безопасность в течение относительно короткого периода. К товарам кратковременного пользования относятся чулочно-носочные изделия, трикотажные и резиновые перчатки, канцелярские товары и т. п. Для определенного сегмента обеспеченных потребителей, следующих направлениям моды, в категорию товаров кратковременного пользования попадают одежда, обувь, головные уборы, поскольку при изменении моды они утрачивают социальное назначение. Однако при этом такие вещи не утрачивают своего функционального назначения, а переходят в товары, бывшие в употреблении.
|
|
Товары длительного пользования характеризуются сроками эксплуатации от свыше 1 года. Потребительские свойства этих товаров могут сохраняться в течение длительного времени с незначительными изменениями благодаря их высокой надежности. К товарам длительного пользования относятся мебель, бытовая техника, транспортные средства, ювелирные изделия, посуда металлическая, стеклянная, керамическая и т. п.
В зависимости от источников насыщения рынка товары делятся на отечественные и импортируемые.
Отечественные товары производятся в стране предприятиями-изготовителями независимо от форм собственности, применяемых технологий и используемых марок. Следовательно, к отечественным относятся и товары, производимые филиалами иностранных компаний, а также совместными предприятиями. Отличительной чертой отечественных товаров является то, что на их маркировке в роли страны-производителя указана Россия. Выпускаемые предприятиями-изготовителями товары могут быть традиционных и новых национальных торговых марок и технологий (конфеты «Красный Октябрь») или зарубежных торговых марок и технологий (напитки компании «Кока-Кола»).
Импортируемые товары производятся за рубежом и поступают по импорту, т. е. из стран ближнего и дальнего зарубежья. Такие товары должны пересекать таможенную границу Российской Федерации и за них должны быть уплачены таможенные пошлины. Особенностью этих товаров является указание страны происхождения, что должно быть подтверждено маркировкой и сертификатом иностранного поставщика.
Ни одна страна мира не может обойтись без импортируемых товаров. Потребности любой страны в импортируемых товарах обусловлены:
• отсутствием условий для производства определенных товаров (в России не растут тропические плоды);
По степени новизны различают новые, серийно выпускаемые и бывшие в употреблении товары.
Новые товары имеют отличительные от ранее выпускаемых товаров основополагающие характеристики, которые составляют их потребительную ценность. По степени новизны различают следующие подгруппы товаров: принципиально новые, умеренной новизны, относительно новые и незначительно новые. Все эти товары находятся на этапах продвижения или роста их рыночного цикла.
Принципиально новые товары — подлинные новинки, которые не имеют аналогов среди выпускаемой продукции. Принципиальная новизна таких товаров определяется и более совершенным качеством, которое может более полно удовлетворять определенные потребности. Остальные характеристики товара (количественная, стоимостная, информационная) не оказывают влияния на принципиальную новизну, а лишь дополняют ассортиментную и качественную. Степень новизны принципиально новых товаров должна быть выше 71 %. Ассортиментная принадлежность принципиально новых товаров должна отличаться на видовом уровне. Например, когда-то принципиально новыми товарами были маргарин (аналог сливочного масла), консервы (аналоги кулинарной продукции, приготовленной в домашних условиях или в трактирах), а также телевизоры, телефоны, радио, не имевшие, аналогов. В конечном счете, большинство товаров, за исключением природных продуктов (рыбы, дикорастущих плодов, овощей, грибов и т. п.), когда-то были принципиально новыми. Их отличительным признаком является то, что они, как правило, были результатами изобретений, открытий или случайных находок.
|
|
Товары умеренной новизны отличаются от серийно выпускаемых ассортиментной принадлежностью на уровне наименований и/или торговых марок, а также значительными изменениями качества. Данные товары можно считать модификацией товаров одного вида, которые удовлетворяют одинаковые потребности. Например, фирма, занимающаяся производством шампуней, начинает производство новых вариантов: от перхоти, для окрашенных волос и т. д. Степень новизны таких товаров должна быть от 21 до 70 %.
Относительно новые товары — те товары, которые ранее не реализовывались на определенном сегменте рынка. При появлении на российском рынке многие импортные товары воспринимались как относительно новые. В стране своего происхождения они были серийно выпускаемыми. Более того, когда в ассортименте торгового предприятия впервые появляются серийно выпускаемые товары, они воспринимаются потребителями
как новые
Незначительно новые товары отличаются от аналогичных серийно выпускаемых и новых товаров других подгрупп малозначительными изменениями качественных и количественных характеристик. Иногда незначительно новые товары могут иметь и новую торговую марку, но чаще всего — ее модификации. Довольно часто товары незначительной новизны имеют измененные размеры, комплектность и т. д. Например, перед праздником фирма, производящая косметические средства, формирует праздничный набор из нескольких товаров. Степень новизны относительно новых товаров ниже 21 %.
Серийно выпускаемые товары — это уже известные потребителю товары, выпускаемые в течение продолжительного времени. Рекомендаций, определяющих сроки промышленного выпуска разных товаров, в течение которого они могут считаться новыми, не существует. Восприятие новизны товара потребителем очень субъективно и для разных его видов неодинаково. Однако при значительном насыщении определенными товарами рынка к ним достаточно быстро привыкают и они уже не воспринимаются как новые. Поэтому при массовом выпуске новых товаров и распределении их в большинство торговых предприятий они достаточно быстро переходят в категорию серийно выпускаемых. Серийно выпускаемые товары чаще всего находятся на этапах роста или зрелости рыночного цикла.
|
|
Бывшие в употреблении товары — это те товары, которые подвергались эксплуатации в течение определенного срока. При эксплуатации таких товаров без изменения остается только ассортиментная характеристика, а остальные характеристики изменяются в большей или меньшей степени. При этом наибольшим изменениям подвергается качество. В зависимости от степени износа снижаются функциональное и социальное назначение, надежность таких товаров, ухудшаются эргономические и эстетические их свойства, может утрачиваться безопасность. В некоторых случаях могут измениться и количественные характеристики товаров, бывших в употреблении. Так, происходит усадка или растяжка одежды, деформация и растяжка обуви. Частично или полностью утрачивается стоимость. К этой группе относятся только непродовольственные товары многократного использования (одежда, обувь, посуда, бытовая техника и т. п,). В зависимости от степени износа бывшие в употреблении товары подразделяются на следующие подгруппы.
Пригодные к использованию по назначению. К ним относятся товары, пригодные к использованию и не утратившие полностью функционального назначения, эстетических и эргономических свойств, а также безопасности. Социальное назначение может быть утрачено частично или полностью. Причинами их возврата в сферу товарного обращения могут быть изменение потребностей у их владельцев (например, при смене автомобиля старой марки на более престижную новую), несоответствие антропометрических свойств товара размерам потребителя (например, детская одежда, из которой дети выросли; одежда взрослых после похудения или появления излишней полноты), материальные затруднения, приобретение новых, более совершенных товаров, психологическая «усталость» от старых вещей и т. д. Такие товары продаются в комиссионных магазинах, на вещевых рынках или в магазинах «сэконд хэнд».
Ограниченно пригодные к использованию по назначению. Их особенностью является значительная утрата большинства потребительских свойств, за исключением безопасности. Функциональное назначение также утрачивается, но частично, что и позволяет ограниченно использовать эти товары, которые чаще всего имеют значительный срок интенсивной эксплуатации. Степень износа этих товаров значительно выше, чем у товаров первой подгруппы. Такие товары реализуются в магазинах типа «сэконд хэнд» и на вещевых рынках. Потребители этих товаров относятся к группе социально необеспеченных слоев населения.
Непригодные к использованию по назначению и подлежащие утилизации. Эти товары непригодны к использованию по назначению из-за полной утраты всех потребительских свойств, а зачастую и безопасности. Они не подлежат реализации, а сдаются в пункты приема вторичного сырья или утилизируются вместе с бытовым мусором. Потребителями этих товаров являются старьевщики или организации утильсырья (сдача макулатуры).
Антикварные товары — особая подгруппа товаров, бывших в употреблении и относящихся к старинным, ценным вещам. Антикварные товары характеризуются более высокой ценностью и стоимостью по сравнению с первоначальной ценой, а также с аналогичными товарами со сходными характеристиками. Например, старинные ювелирные изделия и посуда относятся к антикварным товарам, а серийно выпускаемые современные изделия аналогичного назначения — нет. Первым отличительным признаком товаров этой разновидности является приоритет таких потребительских свойств, как социальное назначение и эстетичность. Другая особенность многих антикварных товаров заключается в том, что они достаточно часто не используются по функциональному назначению (например, старинная посуда, одежда, древние монеты, старинное оружие и т. п.). Остальные свойства (функциональное назначение, эргономичность, надежность) могут быть утрачены в большей или меньшей степени и не представляют интереса для антикваров, которые и являются потребителями этих товаров, коллекционируя их. Третьей особенностью антикварных изделий является то, что к ним относятся только предметы старины, представляющие художественную, коллекционную, историческую, научную и другие потребительские ценности. Антикварные товары, удовлетворяющие в основном социальные, эстетические, духовные и/или интеллектуальные потребности, реализуются через специализированные антикварные или комиссионные магазины, где есть соответствующие отделы.
По назначению:
· Потребительского назначения
· Производственного назначения