Введение в Usability

Usability занимается вопросами о создании эффективных пользовательских интерфейсов. Если приложение имеет красивое окно, то это вовсе не значит что его удобно и просто использовать пользователю. Понятие usability не является синонимом “красоты”, оно затрагивает гораздо более глубокие вопросы, нежели внешний вид интерфейса программы. Термин usability может быть переведен как применимость, возможность использования, удобство и простота использования.

Почему пользовательский интерфейс важен? Это один из ключевых вопросов, ответ, на который дает понимание необходимости изучения путей проектирования оптимальных пользовательских интерфейсов.

Пользовательский интерфейс тесно связан с восприятием программного обеспечения:

· Программное обеспечение, годное к употреблению, продается лучше

· Непригодные web-сайты не посещаются пользователями

Восприятие иногда поверхностно:

a) Пользователи обвиняют себя в ошибках интерфейса

b) Люди, которые принимают решения о покупке - не всегда конечные пользователи

Вы можете сказать: И что? Почему мы должны заботиться об удобстве и простоте использования программы? В конце концов, люди способны к обучению и адаптации. Даже плохой интерфейс может использоваться при помощи страниц справки, правильно?

Опуская большую жестокость такой позиции, есть некоторые практические причины, почему мы должны заботиться о пользовательском интерфейсе нашего программного обеспечения. Удобство и простота использования связано с тем, как программное обеспечение будет воспринято, потому что пользовательский интерфейс – это средство, которым программное обеспечение представляется миру. Оценка “Непринужденность использования” появляется в журнальных обзорах, устных рекомендациях и влияет на решение о покупке. Программное обеспечение годное к употреблению продается, а непригодное программное обеспечение не продается. Если вебсайт настолько непригоден к использованию, что покупатели не могут найти то, что они хотят, то они, скорее всего, пойдут искать это в другом месте.

К сожалению, восприятие пользователем удобства и простоты использования программного обеспечения часто поверхностно. Привлекательный пользовательский интерфейс может казаться "дружественным к пользователю", даже если он в действительности не годен к употреблению. Частично, потому что пользователи часто обвиняют себя в ошибках, которые они делают, даже если ошибки, могли быть предотвращены в случае лучшего проектирования интерфейса. (“Упс, я пропустил меню Файл снова! Как глупо с моей стороны.”). Таким образом, удобство и простота использования немного отлично от других важных признаков программного обеспечения, как надежность, производительность или безопасность. Если программа медленна или сбоит, мы знаем, кого обвинить. Если она непригодна к использованию, но не фатальна, проблемы удобства и простоты использования могут быть не выявлены.

Время пользователя не становится более дешевым с каждым новым поколением, как это происходит с процессорами. Напротив, время пользователя становится более дорогим каждый год. Интерфейсы, которые постоянно тратят впустую время пользователя, добавляют скрытую стоимость к стоимости программного продукта, которую компании всё меньше и меньше склонны оплачивать. Для некоторых приложений, таких как центры обслуживания запросов клиентов (call centers), экономия в несколько секунд на запрос может принести миллионы долларов, сэкономленных ежегодно.

Плохой пользовательский интерфейс может даже стоить жизни! Therac-25 был машиной лучевой терапии для работы с больными раком. Он имел электронный луч с двумя параметрами настройки: низкоэнергетический режим, облучавший непосредственно пациента, и высокоэнергетический режим, в котором луч был блокирован фильтром рентгена. Если оператор выбрал режим, и машина начала конфигурироваться, а затем оператор изменил режим в течение 8-ми секунд, которые требуется машине, чтобы переместить магниты на нужное место, то часть системы не получит новые настройки. В результате быстрый, опытный оператор мог неосторожно дать серьезные передозировки, и несколько пациентов умерли.

К сожалению, пользовательские интерфейсы нелегко проектировать. Вы (разработчик) не типичный пользователь. Вы знаете гораздо больше о вашем приложении, чем будет знать любой пользователь. Вы можете попробовать вообразить быть вашей матерью, или вашей бабушкой, но это не очень поможет. Очень трудно забыть вещи, которые Вы знаете.

Это показывает, как удобство и простота использования отличается от всего остального, что Вы знаете о разработке программного обеспечения. Спецификации, утверждения, и модели объекта - все это связано с другими программистами, которые вероятно многим похожи на нас. Удобство и простота использования – связаны с другими пользователями, которые вероятно не такие как мы.

Пользователь всегда прав. Не обвиняйте пользователя в том, что что-то идет не так, как надо. Если пользователи постоянно делают ошибки с некоторой частью вашего интерфейса, воспринимайте это как признак того, что ваш интерфейс является неправильным, а не пользователь глупый. Этот урок может быть очень трудным для проектировщика программного обеспечения!

К сожалению, пользователь - не всегда прав. Пользователи не оракулы. Они не всегда знают то, что они хотят, или что помогло бы им. В исследовании, проводимом в 1950-ых, людей спрашивали, предпочтут ли они более легкие телефонные трубки, и в среднем, сказали, что были счастливы телефонным трубкам, которые имели. Все же практический тест телефонных трубок, идентичных за исключением веса, показал, что люди предпочли телефонные трубки, которые были приблизительно вполовину легче, нежели те, которые использовались в то время.

Пользователи не проектировщики, и не должны быть вынуждены выполнять эту роль. Легко сказать, “Да, интерфейс плох, но пользователи могут настроить его так, как они хотят”. Есть две проблемы с этим утверждением:

1. большинство пользователей этого не делает;

2. пользовательские настройки могут быть еще хуже!

Одно исследование команд сокращения показало, что пользователи сделали вдвое больше ошибок с их собственными командами сокращениями, чем с тщательно-разработанным набором. Следовательно, вывод - настройка - не серебряная пуля.

Пользовательский интерфейс также потребляет существенную часть ресурсов разработки программного обеспечения. Один обзор 74 проектов программного обеспечения нашел, что создание пользовательского интерфейса заняло приблизительно половину времени, затраченного на проект, и занял приблизительно половину кода. Таким образом, UI - важная часть проекта программного обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: