Законодательное регулирование

Российское законодательство в течение последних нескольких лет начинает активно проявлять интерес к высоким технологиям. Однако пока мы идем с отставанием, по сравнению с рядом зарубежных стран, в области правового регулирования информационных технологий и документооборота в частности. Последним прямо настоящим прорывом было принятие федерального закона от 10 января 2002 «Об электронной цифровой подписи». В нем ЭЦП приравнена к собственноручной подписи при соблюдении соответствующих условий указанных в законе и даже может рассматриваться заменой печати организации, естественно так же при соблюдении соответствующих условий. Помимо указанного ФЗ «Об ЭЦП» сейчас электронный документооборот в нашей стране регулируется рядом следующих законов: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который содержит формальные определения таких понятий, как «информация», «документированная информация», «документ», «информатизация», «информационные ресурсы».

Федеральный законы «О связи» и «Об участии в международном информационном обмене» также определяют понятия «документированная информация», «информационные ресурсы», «информационные продукты», «информационные услуги». Например, под «документом» здесь понимается «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Косвенно электронного документооборота также касается закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», устанавливающий обязательность лицензирования деятельности по выдаче сертификатов ключей ЭЦП, регистрации владельцев ЭЦП, оказанию услуг, связанных с использованием ЭЦП, и подтверждению подлинности ЭЦП. Здесь же предусмотрено лицензирование деятельности: по распространению шифровальных (криптографических) средств, по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, по предоставлению услуг в области шифрования информации, по разработке, производству шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем.

Кроме того, есть целый ряд ГОСТов. ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники», определяющий требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинных носителях, информации, создаваемым средствами вычислительной техники, а также порядок внесения изменений в указанные документы; ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритмы криптографического преобразования»; ГОСТ Р 34.10-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма».

Список законов и государственных стандартов представлен здесь не полно, кроме указанных существует еще ряд постановлений, указов, писем, стандартов, для описания которых потребуется, наверное, отдельный выпуск журнала. Следует заметить, что работа в правом регулирования области ИТ продолжается и сейчас. В Государственной думе во втором чтении был принят законопроект нового закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный проект закона определяет порядок сбора, передачи, производства и распространения информации в РФ, использования информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает ответственность за нарушения в сфере информтехнологий и коммуникаций. Вводятся новые понятия («обладатель информации», «информационная технология», «оператор информационной системы» и другие), обеспечивающие однозначное толкование законодательных норм. За обладателем информации закрепляются исключительные права на определение доступа к информационным ресурсам и их использование. Законопроект вводит классификацию информации по критериям доступности и способам распространения. Фиксируется «презумпция открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В проекте закона записано, что «право на доступ к какой-либо информации не может быть использовано для насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения территориальной целостности РФ, создания угроз обороне страны, безопасности государства и охране правопорядка». Поправки о запрете использования импортного программного оборудования (ПО) на стратегических объектах России были отклонены депутатами Государственной Думы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: