Понятие и сущность организации

В целом под организацией понимается совокупность людей и групп, целенаправленно объединенных и существующих совместно.

Кроме объединения людей под организацией также понимается функция управления и процесс организационной деятельности.

Организация как общественное явление определяется рядом критериев, что вытекает из ее сущности. Можно выделить ряд основных критериев, которым соответствует любая организация (рис. 1.4).

Организация - это объединение людей ради реализации некой миссии и достижения определенной цели, осуществляющих совместную деятельность через разделение обязанностей, объединенных единым организационным стержнем и правилами, а также определенным властным началом в рамках неких границ в той или иной организационной форме для создания новой сущности.


Рассмотрим обозначенные критерии.

Организация - это всегда объединение тех или иных людей, то есть социальная сущность организации - это человеческий коллектив, существующий с определенными особенностями в той или иной среде. Может ли организация состоять из одного человека? Видимо, нет, поскольку любая целенаправленная деятельность подразумевает человеческие отношения. В силу чего объединяются эти люди? В силу того, что каждый в отдельности из них не может достигнуть того, что ему необходимо. Только в системе, только объединившись, люди способны сделать значительно больше, чем даже суммировав возможные результаты труда каждого в отдельности. Объединение обеспечивает синергетический эффект, о чем пойдет речь ниже.

Наличие миссии и общей главной цели в организации связано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере социально заметную) целенаправленную деятельность.

Миссия организации - это ее предназначение, то, во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность [14], тот след, который организация оставляет в истории, и та роль, которую она играет в обществе.

Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

представляет собой базис, точку опоры для всех плановых

решений организации, для определения ее целей и задач;

создает уверенность в том, что организация преследует

непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

- помогает сосредоточить усилия работников на выбранномнаправлении, объединяет их действия;

вызывает понимание и поддержку внешних участниковорганизации (инвесторов, потенциальных партнеров,

потребителей) [14];

- повышает социальную значимость организации.

Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:

- предлагаемые продукты или услуги,

- цели организации,

- позиционирование на рынке,

- технологию (процессы, инновации),

- философию (базовые взгляды, ценности, мотивации), внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),

- внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом) [14].

Как правило, в сокращенном виде под миссией понимается удовлетворение определенных общественных потребностей.

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей, при этом данные цели и их группы должны соответствовать миссии.

Таким образом, в той или иной форме миссия присутствует у каждой организации, при этом руководство или сотрудники данной организации могут не осознавать ее истинное содержание.

Иногда миссию путают с главной целью организации. На наш взгляд, между этими двумя характеристиками организации существует определенная разница. Миссия как предназначение или причина существования организации присутствует в ее деятельности постоянно, во всех проявлениях, независимо от того, какие цели преследует организация в тот или иной момент своего существования. При этом миссия всегда имеет социально значимое содержание. Главные цели преследуются организацией для приведения ее в желаемое состояние, при этом кроме главных организация постоянно ставит и достигает множество второстепенных целей, которые иногда могут противоречить главным. Кроме того, цель должна характеризоваться критерием достижимости, то есть то, что декларируется в цели, может и должно быть реализовано. Миссия реализуется постоянно с момента проектирования до ликвидации организации. Также, обращая внимание на социальный характер миссии, нужно отметить, что цели, в том числе главные - это, в первую очередь, внутренние характеристики организации, то, что приоритетно для нее самой, а не для внешнего окружения. Таким образом, еще раз обратим внимание: миссия и главная цель связаны, но не тождественны.

Вообще, цель - это желаемое состояние объекта. Главная цель организации - обеспечение такого достижимого состояния организации, которое в максимальной степени соответствует ее миссии, интересам учредителей и ее деловому развитию. Главная цель должна быть общей для всех элементов организации.

У хозяйственных организаций главной целью является прибыль, у некоммерческих организаций - достижение определенных социально значимых целей, у политических организаций - приход к власти.

Исходя из миссии и главной цели необходимо формировать более частные цели, задачи и направления деятельности организации.

Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то что данная деятельность носит совместный характер, содержание этой деятельности может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием. Совместная деятельность далеко не всегда означает то, что люди просто «вместе работают». Суть данного явления в том, что различные лица взаимно дополняют друг друга, а результаты их труда «объединяются», формируя общий консолидированный результат организации.

Разделение обязанностей присутствует в любых, даже самых примитивных организация. Так, в первобытном племени есть вожди, жрецы, воины и др. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой немыслимо нормальное существование социальной системы.

Организационный стержень - это внутреннее притяжение в организации. Речь идет о том, что организация как бы «пронизана» теми или иными «внутренними структурными и коммуникационными нитями», обеспечивающими организационное единство. Данный стержень может базироваться на общих интересах, на договорных отношениях, на членстве пли подданстве. Организационный стержень - это совокупность особенностей, предопределяющих пребывание того или иного лица в данной организации. Это явление не подменяет структуры в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.

Правила подразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе. Иногда правила превращаются в регламенты, тогда организация становится формальной. В случае отсутствия «писаных», то есть закрепленных, правил и использования традиций или неформального договора организация остается неформальной (первобытное племя или клуб друзей).

Происхождение и реализация власти и управления в организации присутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: