Власть выступает как инструмент внутреннего влияния на поведение и побуждение к определенному действию членов данной организации

С данной категорией связан еще ряд понятий:

- полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия людей на выполнение определенных задач;

- ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение;

- делегирование - это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за решение той или иной задачи [23, с.209].

В науке выделяется классификация власти в организации как инструмент влияния и побуждения в зависимости от ее происхождения(появления, источника). В соответствии с этим критерием выделяется семь форм власти: 1) власть, основанная на принуждении; 2) власть, основанная на вознаграждении; 3) экспертная власть; 4) эталонная власть; 5) законная власть; 6) власть убеждения; 7) власть соучастия

[13].

1. Власть, основанная на принуждении. Ее часто называют влияниемчерез страх. Страх может порождаться реальными или мнимыми опасениямиотносительно защищенности человека, его уверенности в завтрашнем дне,благосостояния, карьерного роста, социального статуса и др.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Это форма влияния на подчиненных через положительное подкрепление с целью добиться от них желаемого поведения. Это форма социального контракта, когда одно лицо оказывает услуги, другие его оплачивают.

3. Экспертная власть или влияние через «разумную веру». Управление в этом случае осуществляется за счет того, что руководитель, по мнению подчиненных, обладает особым знанием решаемой проблемы, то есть подчиненный говорит себе: «Он знает это лучше меня, поэтому для нас обоих будет выгодным то, что он станет руководителем».

4. Эталонная власть или власть примера. Влияние в данном случае основано на том, что характеристики или свойства руководителя привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как руководитель. Частная форма эталонной власти - харизма, то есть власть нелогичная, а построенная на силе личных качеств или способностей лидера.

5. Законная власть или влияние через традиции. В этом случае исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, а его долг - подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, так как им делегированы полномочия управлять другими людьми.

6. Власть убеждения. В этом случае появление власти основано на эффективной передаче точки зрения руководителя исполнителю. Здесь исполнитель полностью понимает то, что он делает и почему. В связи с этим исполнитель чувствует уважение к себе и может работать с большой отдачей.

7. Власть соучастия или влияние через вовлечение. В этом случае управление осуществляется за счет привлечения исполнителя к принятию решения, он становится его соучастником, беря при этом на себя ответственность за его исполнение, что является стимулом его работы.

Власть в организации появляется из самых различных источников:

- «божественное происхождение»,

- из традиций,

из договорных отношений,

- в результате волеизъявления лиц, имеющих право голоса,

- воля учредителя и др.

Границы в организации всегда имеют условное значение, тем не менее, нельзя сказать, что они отсутствуют абсолютно. Действительно, организация - это открытая система, которая постоянно взаимодействует с инешней средой. С другой стороны, организация всегда существует в неком ареале, то есть в определенных рамках, среди них можно выделить следующие:

- месторасположение организации (юридический и физический адреса),

- территория, где расположены поставщики и партнеры организации,

- территория, на которой реализуются продукты организации,

- территория, на которой проживают учредители и сотрудники организации,

- территория, на которой известно о существовании данной организации,

- территория, на которую намерена «проникнуть» организация и др. Считается, что границы отсутствуют у организаций, «живущих» в

Интернете. Действительно, для них не существует национальных и географических границ, но при этом присутствуют лингвистические ограничители (любой сайт имеет и поддерживает ограниченное число языков), а также интеллектуально-технические (наличие компьютера и навыки пользователя).

Безусловно, в современном мире границы постепенно стираются, но исегда будут присутствовать финансовые рамки (наличие определенных финансовых ресурсов), а также некие социальные границы, связанные с традициями, привычками, интересами предпринимателей и потребителей.

Организационная форма присутствует в любой организации (нет содержания без формы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: