Стадии ритуализации по Э. Эриксону 6 страница

Неумение производить логическое сложение и умноже-
ние приводит к противоречиям, которыми насыщены дет-
ские определения понятий. Пиаже характеризовал противо-
речие как результат отсутствия равновесия: понятие избав-
ляется от противоречия, когда равновесие достигается. Кри-
терием устойчивого равновесия он считал появление обра-
тимости мысли. Он понимал ее как такое умственное дей-
ствие, когда, отправляясь от результатов первого действия,
ребенок выполняет умственное действие, симметричное по
отношению к нему, и когда эта симметричная операция
приводит к исходному состоянию объекта, не видоизменяя
его. Каждому умственному действию соответствует симмет-
ричное действие, которое позволяет вернуться к отправному
пункту.

Важно отметить, что, по мнению Пиаже, в реальном
мире обратимость отсутствует, — лишь интеллектуальные
операции делают мир обратимым. Поэтому обратимость
мысли и, следовательно, освобождение от противоречия
не может возникнуть из наблюдения за явлениями при-
роды. Она возникает из осознания самих мыслительных


операций, которые совершает логический опыт не
вещами, а над самим собой, чтобы установить, кака
система определений дает «наибольшее логическое удо,
вяетворение». Логический опыт — «это опыт субъекта над
самим собой, поскольку он является субъектом мысля-
щим, — опыт, аналогичный тому, который проделывают
над самим собой, чтобы урегулировать свое моральное
поведение; это усилие осознать свои собственные ум,
ственные операции (а не только их результаты), чтобы
видеть, связаны ли они между собой или противоречат
друг другу». В этой мысли содержится зародыш того
эпистемологического вывода из последних работ Пиаже,
который стал уже психологическим требованием к новой
педагогике.

Для формирования у ребенка подлинно научного
мышления, а не простой совокупности эмпирических
знаний, недостаточно проведения физического экспери-
мента с запоминанием полученных результатов. Здесь
необходим опыт особого рода — логико-математический,
направленный на действия и операции, совершаемые
ребенком с реальными предметами.

В своих ранних работах Пиаже связывал отсутствие
обратимости мысли с эгоцентризмом ребенка. Но прежде
чем обратиться к характеристике этого центрального яв-
ления, остановимся еще на одной важной особенности
детской психики — феномене эгоцентрической речи.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде
всего потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки
зрения», и, самое главное, он не пытается стать на точку
зрения собеседника. Для него любой встречный — собе-
седник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у
него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и пони-
мают. Он не испытывает желания воздействовать на со-
беседника и действительно сообщить ему что-либо.

Такое понимание эгоцентрической речи встретило
много возражений (Л.С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн,
А, Айзеке и др.). Пиаже учел их и попытался уточнить фе-
номен, посвятив этому в третьем издании своей ранней
работы новую главу. В этой глава Пкаже отметил, что при-
чины противоречивых результатов состоят в том, что в тер-
мин «эгоцентризм» разные исследователи вкладывали раз-

„ый смысл, что результаты могут варьироваться в зависи-
„ocw от социальной среды, и большое значение для коэф-
фициента эгоцентрической речи (отношение эгоцентриче-
ских высказываний ко всей спонтанной речи ребенка)
имеют связи, которые складываются между ребенком и
дзрослым. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется
тем, ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на
собеседника, и не осознает различия собственной точки
зрения и точки зрения других.

Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную
речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи измен-
чив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого
ребенка и от типа социальных отношений, установившихся,
с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой
стороны, между детьми-ровесниками. Там, где ребенок пре-
доставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент
эгоцентрической речи возрастает. Во время символической
игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспе-
риментированием или работой детей. Однако чем моложе
ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и
экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффи-
циента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Этим
фактом объясняется, например, различие результатов
А. Айзеке и Пиаже. Коэффициент эгоцентрической речи,
как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений
ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой. В
среде, где господствует авторитет взрослого и отношения
принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное
место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и спо-
ры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо
от среды, коэффициент вербального эгоцентризма умень-
шается с возрастом. В три года он достигает наибольшей
величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести
лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи
лет, по мнению Пиаже, она исчезает..

Феномены, открытые Пиаже, разумеется, не исчер-
пывают всего содержания детского мышления. Значение
экспериментальных фактов, полученных в исследованиях
Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается
остававшееся долгое время малоизвестным и непризнан-
ным важнейшее психологическое явление — умственная


позиция ребенка, определяющая его отношение к дей-
ствительности.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним вы-
ражением более глубокой интеллектуальной и социаль-
ной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную
умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он
характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребе-
нок рассматривает весь мир со своей точки зрения, кото-
рую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребе-
нок еще не догадывается о том, что вещи могут выгля-
деть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означа-
ет отсутствие осознания собственной субъективности,
отсутствие объективной меры вещей.

Термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений.
Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку
этот термин уже стал широко распространенным, он по-
пытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, -
фактор познания. Это определенная совокупность докри-
тических, и, следовательно, дообьективных позиций в
познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцент-
ризм — разновидность систематической и неосознанной
иллюзии познания, форма первоначальной центрации
ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и
реципрокность. Поэтому более удачным термином позже
Пиаже считал термин «центрация» С одной стороны,
эгоцентризм означает отсутствие понимания относитель-
ности познания мира и координации точек зрения. С
другой стороны, это позиция неосознанного приписыва-
ния качеств собственного «Я» и собственной перспекти-
вы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм
познания — это не гипертрофия осознания «Я». Это, на-
против, непосредственное отношение к объектам, где
субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы
найти свое место в мире отношений, освобожденных от
субъективных связей.

Пиаже провел много разнообразных экспериментов,
которые показывают, что до определенного возраста ребе-
нок не может встать на другую, чужую точку зрения. На-
глядным примером эгоцентрической позиции ребенка слу-
жит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже
и Инельдер. Горы на макете были разной высоты, и каждая

из них имела какой-то отличительный признак — домик,
реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспе-
риментатор давал испытуемому несколько фотографий, на
которых все три горы были изображены с различных сто-
рон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны
на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию,
где горы изображены так, как он видит их в данный мо-
мент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный
снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу
с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не
мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ста-
вилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу вы-
брать фотографию, где горы были изображены так, как ви-
дит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были
изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу
меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где
горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места.
Так поступало большинство испытуемых дошкольного воз-
раста.

В этом эксперименте дети становились жертвой
субъективной иллюзии. Они не подозревали о существо-
вании других оценок вещей и не соотносили их со своей
собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, пред-
ставляя себе природу и других людей, не учитывает свое
объективное положение как мыслящего человека. Эго-
центризм означает смешение субъекта и объекта в про-
цессе акта познания.

Эгоцентризм свойствен не только ребенку, но и
взрослому там, где он руководствуется своими спонтан-
ными, наивными и, следовательно, не отличающимися,
по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцент-
ризм — это спонтанная позиция, управляющая психи-
ческой активностью ребенка в ее истоках; она сохраняет-
ся на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне
психического развития.

Эгоцентризм показывает, что внешний мир не дей-
ствует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о
мире — это не простой отпечаток внешних событий.
Идеи
субъекта отчасти представляют собой продукт его соб-
ственной активности. Они меняются и даже искажаются
в зависимости от господствующей умственной позиции.


По "мнению Пиаже, эгоцентризм — следствие внеш-
них обстоятельств жизни субъекта. Однако отсутствие
знаний — это лишь второстепенный фактор в образова-
нии детского эгоцентризма. Главное — это спонтанная
позиция субъекта, в соответствии с которой он относится
к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве
мыслящего существа, не осознавая субъективности своей
собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма
объясняется не добавлением знания, а трансформацией
исходной позиции, когда субъект соотносит свою ис-
ходную точку зрения с другими возможными. Освобо-
диться в каком-то отношении от эгоцентризма и его
следствий — значит, в этом отношении децентрироваться,
а не только приобрести новые знания о вещах и соци-
альной группе. По словам Пиаже, освободиться от эго-
центризма — значит осознать то, что было воспринято
субъективно, найти свое место в системе возможных то-
чек зрения, установить между вещами, личностями и
собственным «Я» систему общих и взаимных отношений.

Существование эгоцентрической позиции в познании
не предопределяет того, что наше знание никогда не
сможет дать истинной картины мира. Ведь развитие, по
Пиаже, — это смена умственных позиций. Эгоцентризм
уступает место децентрации, более совершенной пози-
ции. Переход от эгоцентризма к децентрации характери-
зует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и
неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать
его законом развития. Для того чтобы этот переход был
возможен, нужен особый инструмент, с помощью кото-
рого можно было бы связать факты между собой, осу-
ществить децентрацию объектов по отношению к вос-
приятию и собственному действию.

Если в развитии происходит смена умственных пози-
ций, их трансформация, то что же движет этим процес-
сом? Пиаже считал, что к этому может привести только
качественное развитие детского ума, то есть прогрессив-
но развивающееся осознание своего «Я». Для того чтобы
преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое —
осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект
от объекта; второе — координировать свою собственную

точку зрения с другими, а не рассматривать ее. как един-
ственно возможную.

Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мне-
нию Пиаже, из социального взаимодействия. Смена ум-
ственных позиций осуществляется под влиянием разви-
вающихся социальных взаимоотношений индивидов.
Общество Пиаже рассматривает таким; как оно выступа-
ет для ребенка, то есть как сумму социальных отноше-
ний, среди которых можно выделить два крайних типа:

отношения принуждения и отношения кооперации.

Отношения принуждения навязывают ребенку си-
стему правил обязательного характера. Этот тип отноше-
ний характеризует, по Пиаже, общество, особенно в сфе-
ре отношений ребенка и окружающих его взрослых. От-
ношения принуждения не способствуют смене умствен-
ной позиции. Напротив, вследствие принуждения возни-
кает «реализм» моральный и интеллектуальный, чисто
внешние представления о правилах. Когда законы навя-
зываются ребенку взрослым, неизбежны суждения по
внешнему впечатлению. Реальное столкновение между
мышлением ребенка и окружающими его взрослыми вы-
ражается в систематическом искажении ребенком ин-
формации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок
констатирует новое понятие, пользуясь языком взрослых,
то это понятие остается всецело детским, так как ребенок
изменяет и ассимилирует его соответственно своей ум-
ственной структуре. Социальные отношения между
взрослыми и ребенком, особенно если они опираются на
принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей
субъективности.

Для того чтобы осознать свое «Я», необходимо осво-
бодиться от принуждения, необходимо взаимодействие
мнений. Это взаимодействие скачала невозможно между
ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком
велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же
время защищать себя от него, а не обмениваться мне-
ниями. Только индивиды, считающие друг друга равны-
ми, могут осуществлять «развивающий» взаимный кон-
троль. Такие отношения появляются с момента уста-
новления кооперации среди детей.


При кооперировании возникает потребность приспо-
собиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с
чужой вызывает сомнение и необходимость доказатель-
ства. Благодаря установлению отношений кооперации
происходит осознание существования других точек зре-
ния. Вследствие этого формируются рациональные эле-
менты в логике и этике. Пиаже считал установление этих
отношений необычайно важным фактом. По его мнению
социальная жизнь создает необходимость логических
норм.

Одно из важнейших понятий в системе психологиче-
ских взглядов Пиаже — понятие социализации. По его
мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла.
Существуют социальные отношения между ребенком и
взрослым. Взрослый для ребенка — источник воспита-
тельных воздействий, он передает ему культуру общества.
Ребенок воспринимает взрослого как источник специфи-
чески человеческих чувств. При таком понимании тер-
мина ребенок социален с самого начала.

Кроме этих отношений существуют социальные от-
ношения между самими детьми (отношения кооперации)
и между ребенком и взрослым (отношения принужде-
ния), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с
самого начала существом социальным, ребенок социали-
зируется только постепенно. Согласно Пиаже, процесс
социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессиру-
ет. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет
представляют собой минимум социализации. У ребенка
еще не сформированы орудия социализации, он не осоз-
нает свое «Я», не координирует точки зрения других лю-
дей со своей собственной. Для этого еще не сформиро-
ваны соответствующий интеллектуальный аппарат и мо-
ральные принципы.

В психологии известно другое понимание социализа-
ции, введенное в науку французской социологической
школой: «социализация» как «очеловечивание» под влия-
нием воспитания, как «воздействие поколения взрослых
на поколение молодых» (Э. Дюркгейм). Человек появ-
ляется на свет в качестве природного, асоциального су-
щества. Воспитание, социализация создаёт в нем новое
существо. Оно накладывается на биологическую природу

человека, вытесняя свойственные ребенку как природно-
му существу способы мышления. Для индивида такое
воспитание выступает как давление, принуждение.

По Пиаже, социализация - это процесс адаптации к
социальной среде, состоящий в том, что ребенок, до-
стигнув определенного уровня развития, становится спо-
собным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря
разделению и координации своей точки зрения и точек
зрения других людей. Социализация обусловливает ре-
шающий поворот в психическом развитии ребенка —
переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Социальнаягжизнь, как ее понимает Пиаже, начинает
играть прогрессивную роль в развитии ума довольно
поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отноше-
ния кооперации. Только с установлением этих отноше-
ний Пиаже связывает овладение ребенком нормами по-
ведения и мышления. Такой перелом в развитии насту-
пает около 7—8 лет.

До этого периода взаимодействие субъекта с миром
вещей и людей подчиняется законам, которые Пиаже
описывает в терминах биологического приспособления.
Он прямо указывает, что корни умственных операций
надо искать в биологии. Можно дать мышлению его ис-
тинное объяснение, считает Пиаже, анализируя отноше-
ния организма с его окружением. Реальность, как она
проявляется для ребенка, — продукт исходного взаимо-
действия между умом ребенка и окружающим его миром.
Реальность, по Пиаже, или, точнее — представление о
реальности — конструируется интеллектом.

Каждое внешнее влияние предполагает со стороны
субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассими-
ляцию и аккомодацию. Ассимиляция и аккомодация —
корни двух антагонистических тенденций, которые про-
являются, когда организм встречается с чем-то новым.
Ассимиляция состоит в приспособлении объекта к субъ-
екту, при котором объект лишается своих специфических
черт. («Ребенок — раб прямого восприятия»). Аккомода-
ция, напротив, заключается в приспособлении прежде
сформировавшихся реакций субъекта к объекту с перехо-
дом к новым способам реагирования. По своим функци-
ям эти процессы противоположны.


На протяжении ранних стадий развития любая ум-
ственная операция будет представлять собой компро-
мисс между двумя тенденциями - ассимиляцией и
аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже назы-
вает «деформирующей», потому что при слиянии ново-
го предмета со старой схемой его черты искажаются, а
схема благодаря аккомодации изменяется. Антагонизм
ассимиляции и аккомодации порождает необратимость
мысли.

Когда ассимиляция и аккомодация начинают до-
полнять друг друга, мышление ребенка меняется. Пе-
реход от «реализма» к объективности, реципрокности,
релятивности основывается на прогрессивном взаимо-
действии ассимиляции и аккомодации. Когда между
двумя тенденциями устанавливается гармония, появ-
ляется обратимость мысли, освобождение от эгоцент-
ризма. Любое логическое противоречие, с точки зре-
ния Пиаже, — это результат генетически существую-
щего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией.
Такая ситуация, по его мнению, биологически неиз-
бежна.

Благодаря чему же между ассимиляцией и аккомо-
дацией устанавливается гармонический синтез? Они
спонтанно связаны друг с другом с самого начала
своего функционирования. И если в течение долгого
времени остаются антагонистами, то это происходит
только под давлением внешней действительности и тех
образов (слишком новых и слишком меняющихся),
которые она беспрестанно поставляет мысли. По мере
освоения действительности ассимиляция и аккомода-
ция становятся все более координированными. Снача-
ла согласованность этих двух процессов устанавливает-
ся как «механическая», которой еще предстоит превра-
титься в логическую или моральную. Но для этого
субъекту необходимо руководствоваться точными и
сознательными суждениями об оценке, о норме, кото-
рые проявляются в условиях социализации мысли.
Таким образом, по Пиаже, к биологическим факторам
на определенном и довольно высоком уровне развития
присоединяются социальные (в смысле «социализа-
ции») факторы, и благодаря им у ребенка вырабаты-

ваются логические нормы. После этого ребенок стано-
вится «проницаемым для опыта», то есть ассимиляция
перестает быть «деформирующей», эгоцентрической. С
приобретением этой способности взаимодействие ло-
гического разума и самого опыта оказывается доста-
точным для дальнейшего интеллектуального развития.

Такова гипотеза о развитии интеллекта, которую
Пиаже наметил в своих ранних работах. Но она пред-
ставляет собой всего лишь один аспект в развитии ин-
теллекта. Здесь изучается, когда и при каких условиях
ребенок начинает осознавать свою собственную субъек-
тивность, отделять субъект от объекта, находить место
собственной точки зрения в системе возможных других,
понимать реципрокность и относительность этих точек
зрения. Это эволюция интеллекта в аспекте сознания.

В этой гипотезе наибольший интерес представляет
первый в истории детской психологии эксперименталь-
ный анализ интеллектуальной позиции ребенка — его
эгоцентрической умственной позиции. Открытие эго-
центризма — первое крупное достижение Пиаже в облас-
ти детской психологии. Оно принесло ему как ученому
всемирное признание.

В автобиографии Пиаже писал, что, опубликовав
свои первые работы, он не принял достаточных предо-
сторожностей, касающихся формы представления сво-
их заключений, полагая, что они мало будут читаться
и послужат, главным образом, в качестве документа-
ции для позднейшего синтеза, который будет адресо-
ван более широкой аудитории. Однако, вопреки его
ожиданиям, эти работы читались и обсуждались так,
как если бы были последним словом по этому вопросу.
«Этот неожиданный шумный прием заставил меня по-
чувствовать некоторую неловкость, поскольку я вполне
отдавал себе отчет, что все еще не организовал свои
идеи и едва лишь приступил к их предварительному
изложению... В молодости не подозреваешь, что в те-
чение долгого времени о тебе будут судить по первым
работам и что только очень добросовестные люди бу-
дут читать последующие», — писал Пиаже впоследст-
вии.


4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка

Другое направление работ Пиаже — изучение развития интеллекта в поведении ребенка. В исследовании истоков интеллекта и представления о реальности у детей первых двух лет жизни Пиаже установил, что в этот период в сознании ребенка происходит революция, подобная той, какую совершил в физике Коперник. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который
не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но
сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными действиями. А в непосредственном действии может установиться лишь поверхностный контакт с вещами. Это приводит к тому, что ребенок считает объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии. Разумеется, видимая реальность не исчерпывает объективно существующую.
Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист — он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий.

Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояния, где вещи центрированы
вокруг «Я», которое управляет всем, не осознавая себя в
качестве субъекта, в другое состояние, где «Я» занимает
свое место в устойчивом мире и рассматривается как
активный субъект среди других в этом мире. В этот пе-
риод меняется исходная позиция ребенка по отношению
к вещам; в сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже вы-
явил тот же самый эволюционный переход, который был
обнаружен им в исследованиях вербального интеллекта.
Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили
Пиаже назвать его законом эволюции.

Переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей был установлен Пиаже также в многочисленных
исследованиях генезиса числа и представления о коли-
честве у ребенка от 2 до 7 лет. Огромный эксперимен-
тальный материал, полученный в этих исследованиях,
нуждался в строгой интерпретации. Следовало более точ-
но, чем это было намечено в ранних исследованиях, от-
ветить на вопрос: в чем причина и каков механизм перехода от эгоцентризма к более совершенной умственной
позиции? Любое психологическое исследование Пиаже
построено по схеме естественнонаучного эксперимента. Сначала он классифицирует факты, затем устанавливает
закономерность, которой эти факты подчиняются и, на-
конец, выясняет причину или механизм этого явления.

Исходя из необходимости точно интерпретировать
полученные факты, Пиаже в 1937 г. выдвинул гипотезу о
применении к психологии мышления опыта операторной
логики. Пиаже отмечал, что психологи часто пытаются в математической форме выразить законы поведения. Од-
нако психологические факты индивидуальны, изменчивы
и не всегда подчиняются действию статистических зако-
нов; математический подход практически не позволяет
выяснить внутренние механизмы психической деятель-
ности. Метрические шкалы интеллекта позволяют срав-
нить результаты, достигнутые интеллектом в ходе эволюции, но они не дают возможности измерить переход от
одной схемы интеллектуальной деятельности к другой и
изучить механизм этого перехода. Поэтому Пиаже пред-
ложил выразить качественные аспекты развития интел-
лектуальных операций не на языке математики, а на
Другом аксиоматическом языке — языке логического исчисления.

Пиаже ввел в психологию, точнее говоря, разработал
понятие группировки, и этим вызвал недовольство со
стороны логиков. Группировки — это закрытые и обра-
тимые системы, аналогичные математическим «группам».
Такие логические операции, как простое и мультиплика-
тивное включение, простая и мультипликативная сериа-
ция, симметрия и т.п., и представляют собой группировки. Согласно гипотезе Пиаже, интеллектуальное развитие
можно описать в виде группировок, последовательно

вытекающих одна из другой. Это позволяет изучать про-
цесс развития психики одновременно эмпирически (с
помощью наблюдения или экспериментирования) и тео-
ретически (путем логической дедукции, с помощью ак-
сиоматических моделей).

Опираясь на эмпирические факты, Пиаже заметил, что
прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет «группировки» объектов и действий (ищет спрятанный предмет, собирает пирамидку и т.п.)
которые, в свою очередь, порождают арифметические, гео-
метрические и элементарные физические «группы».

Группировки Пиаже рассматривал в качестве основа-
ния, а не в качестве следствия формирования логических операций. Именно группировка, а не только изолированное
понятие или суждение, класс или отдельно усмотренное
отношение, составляет, по его мнению, подлинную единицу
мысли. Каждая классификация в своей целостности, каждая
серия объектов, расположенных в их отношениях, каждая
система родословных связей, каждое генеалогическое дерево, каждая шкала ценностей — это различные группировки.
Избрав в качестве единицы мысли группировку, Пиаже
начал исследовать, как формируются у ребенка логические
операции классификации, сериации и др.

Трудность психологического исследования группи-
ровки очевидна. Нельзя непосредственно проследить, как складываются группировки в голове думающего субъекта.
Поэтому психологу нужно обратиться к дедуктивной тео-
рии группировок. С формальной точки зрения, группи-
ровка — это закрытая, обратимая система, в которой все
операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам, или, точнее, критериям:

1) комбинативность А+В=С;

2) обратимость С-В=А;

3) ассоциативность (А+В)+С=А+(В+С);

4) общая операция идентичности А—А=0;

5) тавтология, или специальная идентичность А+А=А.
Если эти свойства есть у какой-то совокупности действий, то значит — это группировка. В своем формальном
выражении группировка — логическая, аксиоматическая
модель, которую психолог может использовать для ин-
терпретации своих фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: