Тема 10 Этика поведения больного человека и отношение к усопшему

Этика поведения больного человека и отношение к усопшему. Отношение к болезни в Исламе. Как себя вести во время болезни. Ислам и здоровье. Поведение по отношению к больному в том числе из числа немусульман. Подготовка к смерти и ценность её поминания. Этика отношений к умершему и его родственникам, участие в похоронах и соболезнование. Этика посещения могил.

Болезнь в Исламе рассматривается как одно из многочисленных испытаний Всевышнего своему рабу и как привет (салам) от Аллаха, которая как бы указывает, что Он не забыл его и что раб тоже не должен забывать своего Создателя. В Коране рассказывается как Аллах испытывал своих пророков болезнью. Для духовно чистых людей болезнь служит для возвышения степени перед Аллахом. Всевышний иногда насылает болезнь как наказание за ослушание. В Коране приводятся много примеров, когда Аллах наказывает того или иного притеснителя или грешника болезнью.

Также болезнь может быть для очишения грехов у верующих, чтобы их не наказать в ахирате, ибо наказания после смерти намного страшнее. Напоминая об этом достопочтенный шейх Саид-афанди пишет: «О болезнь, если ты пришла по милости Аллаха для очищения меня от грехов, то какое великое это благо. А если это для мести, за наши грехи – мы довольны любому решению Аллаха».

Болезнь также напоминает нам о великом благе Аллаха – здоровье, за которое мы должным образом не проявляли благодарность и поэтому нуждаемся в тавбу. Здоровье, как и любое другое благо, Всевышний даёт нам для совершения благих деяний. Пророк * завещал нам, чтобы мы взяли пользу от здоровья, пока Аллах не заберёт его у нас. Болезнь для нас в таком случае есть благо, ибо благодаря ей мы поняли свои упущения. Об этом достопочтенный шейх Саид афанди (к.с) пишет: «Хорошо что ты пришла, чтобы я понял свою слабость. Вот терпи сейчас и лежи, ты же не смогла благодарить Аллаха за здоровье как следует».

Также болезнь может быть предназначена для возвышения степени праведников иногда и пророков. Таких примеров тоже в Коране достаточно много. В любом случае мы болезнь должны воспринимать как испытание от Аллаха. Хотя мы должны избегать всё, что приводит к болезни, мы не в силах избегать болезнь вообще. Болезнь мы должны принимать спокойно и делать всё, что в наших силахдля профилактики болезны и исцеления отнеё. Согласно хадису Пророка صل الله عليه وسلَّم для каждой болезни Всевышний дал и лекарство. Если мы откажемся от лекарств и лечения, то это ослушание Аллаха и большое неуважение к Нему. В хадисе говорится: «Не послал Аллах болезнь, кроме как послав для неё исцеление» (Бухари).

Лечение это сунна Пророка, и за это мы можем получит воздаяние на том свете, если делать правильное намерение. Нехорошо жаловаться на болезнь и проявлять недовольство за то, что Аллах испытал нас болезнью. Болезнь нужно переносить с терпением. Лечение тоже надо проводить в рамках Шариата. Сохранение здоровья и профилактика болезни долг каждого раба Аллаха, ибо здаровье один из великих благ Аллаха. Дополнительно к этому мы часто должны просить здоровья, ибо Пророк тоже просил это. Особенно настойчиво надо просить здоровья в те часы когда дуа принимает Всевышний, после намаза, между азаном и икама и т.п. Также в Исламе приветствуется профилактика болезни и в том числе, занятие спортом с целью сохранения и улучшения здоровья.

Строгое выполнение предписаний знающего врача является условием для исцеления, ибо лечение установил Всевышний и лечит Он посредством врача и лекарств. Сами по себе лекарства и врачи не могут лечит вас. Об этом сказано в Коране, где приводится история пророка Мусы и в хадисах. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Для каждой болезни есть лекарство, и коль лекарство от болезни было принято, то он вылечится с дозволения Аллаха, всемогущ Он и велик» (Муслим). Когда человека настигает болезнь, он должен вспомнить о великом благе Всевышнего – здоровье.

Для лечения в Исламе есть разные методы, основными из них являются следующие:

- Лечение с помощью трав, плодов и продуктами животноводства и соблюдением диеты.

- Лечение лекарственными препаратами – медикаментозное лечение.

- Лечение с помощью молитв и благих деяний и в частности с помощью садака.

Что касается первого метода, то известно, что каждое растение и каждый продукт растениеводства и животноводства имеют целебные свойства в разной степени. Этот метод более эффективный и безопасный в большинстве случаев. Но мы должны знать, что как попало использовать их нельзя, ибо некоторые из них при неправильном использовании могут быть опасными. Для эффективности лечение должны делать под наблюдением и назначением знающего врачебное дело человека.

Исключение составляют продукты запретные к потреблению, ими лечение запрещено, кроме как в безвыходных ситуациях. В таких ситуациях в необходимом количестве эти продукты можно употреблять в пищу. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Воистину, Аллах ниспослал болезнь и лекарство, и сделал для каждой болезни лекарство. Так лечитесь, но не лечитесь запрещённым» (Абу Давуд).

Второй метод в наше время получило широкое распространение и в некоторых случаях этот метод даёт очень хорошие результаты и почти незаменим. Вместе с этим используемые при этом некоторые препараты очень сильные. Поэтому надо быть очень осторожными и чётко вы­полнять указания врача. Мы должны знать, что если мы потеряем здоровье из-за нашей халат­ности, то мы зарабатываем грех. Также часто при этом методе приходится использовать препа­раты содержащие спирт, и другие непонятные препараты, их можно использовать, но лучше по возможности заменить его другим препаратом.

В последнее время очень много подделок, в том чиле и в фармацевтике. При любом сомнении лучше не использовать лекарственные препараты, уточняйте у доверенных и знающих врачей, ибо некоторые недобросовестные врачи тоже обманывают, получая выгоду из реализованных лжелекарств. Ислам заложил и основы карантина, и если в какой-либо области появляется за­разная болезнь, то эта область строго ограждается, с запретом на въезд туда и выезд оттуда, и всё это – в целях удерживания полосы болезни в самых узких пределах. Пророк صل الله عليه وسلَّمсказал: «Коль вы услышите о чуме на какой-то земле, то не идите туда. Если она пришла туда, где вы находитесь, то не выходите оттуда» (Бухари).

Некоторые могут сказать, что зачем рисковать и оставаться на заражённой территории. Конечно, есть риск, но если он уйдёт в другое место, то риск перенесения болезни намного больше, ибо сам того не зная он может быть заражён этой заразной болезнью и поэтому подвергает риску новую область. Может быть и так, что он уже заражён, но имеет иммунитет, поэтому ему нет опасности оставаться среди больных, но другие от него могут заразиться – это известно из медицинской практики. Пророк сказал: «..Тому - кто остался в своих краях заражённой чумой, терпя риск, надеясь на воздаяние Аллаха, зная, что его не постигнет ничего, кроме того, что ему предписано Всевышним – будет воздаяние как шахиду» (Бухари). Исходя из этого мы видим, что мусульманину следует рисковать, ради спасения большого количества людей. Именно в таких случаях риск является благородным делом. А рисковать ради каких-то мирских благ, особенно кажущихся, не поощряется в Исламе.

Нельзя рискуя отправлятся туда, где есть заразная болезнь, оправдывая это тем, что боязнь от заразы – признак слабости веры и бегство от предрешённой Аллахом судьбы. Это мнение ошибочное, и в таких случаях рисковать запрещено. Свидетельством для этого является, то что великий сподвижник Умар ибн Аль-Хаттаб отказался от поездки в Шам, когда там обнаружилась чума. А он был для других примером храбрости, как это следует из хадисов Пророка صل الله عليه وسلَّم.

В другом хадисе говорится: «Пусть больной ни в коем случае не подходит к здаровому» (Бухари). Это именно тогда, когда он болеет заразной болезнью. Мы обязаны следовать Пророку, несмотря на то, что заражаются только по воле Аллаха, Он же сделал болезнь заразной и Он же предписал предостерегаться, также как он создал болезнь и лекарство. Нам же нельзя не принимать меры лечения, оправдиваясь тем, что если захочет Аллах и без лекарств избавит его от болезни. Любая наука и в том числе медицинская является благом Аллаха и поэтому мы должны следовать рекомендациям истинной науки.

А что касается третьего метода, то этот метод особенный. Эффективность этого метода прямую зависит от религиозности лекаря и убеждения пациента. При этом методе используются аяты Корана, молитвы Пророка, а также благие деяния пациента или его родственников. В одном хадисе Пророка говорится, чтобы мы лечились с помощью саадака. Также используются разные салаваты и коллектвные дуа. Также этот метод можно использовать в комплексе с другими методами. Например, если больного лечат в больнице, заодно можно давать саадака и просит Аллаха об исцелении. Просить может любой человек или коллектив. Чем больше людей просят, тем больше шансов в принятии мольбы Всевышним. Ислам запретил прибегать к различным суевериям в поисках исцеления – ведь каждая наука имеет своих специалистов, которые знают своё дело и к которым необходимо прислушиваться. А что касается шарлатанов, которые с целью наживы утруждают себя тем, чем не следует, то людям ни в коем случае нельзя обращаться к ним или принимать за правду их утверждения. Как известно из-за силы внушения некоторые могут исцеляться в руках таких шарлатанов, но эти единичные случаи. В большинстве случаев люди попросту теряют кровно заработанные большие суммы. Нельзя верит, что какие-то амулеты лечать нас и сохраняют от бед, это один из видов многобожия. Но талисманы на которых написаны аяты Корана и другие молитвы разрешённые в Исламе с помощью Аллаха могут принести пользу, а сами по себе пользу не приносят.

Также сунной является проявлять признательность всем тем кто посетил нас во время болезни, лечил нас или помог тому кто лечит. Самое малое, мы должны им делать хороший дуа.

Вот дуа который делает наш любимый шейх Саид афанди (к.с) таким людям: «О Аллах, Ты сам вознагради тех, кто ради тебя и из любви и уважения ко мне посещал меня когда заболел. Ты приближай к Себе тех, кто помогли мне, и за каждый шаг по пути ко мне яви им Свою милость. Сделай благодатным жизнь всех, кто постарались в моём исцелении. Дай им спокойную и благодатную жизнь, натав их потомство по пути Ислама, помоги им в нуждах».

Если кто-либо из наших родных или близких болеет, и у нас спрашивают о его состоянии, то желательно отвечать на такие вопросы примерно так: «Хвала Аллаху («الحمد لله»), теперь он в хорошем состоянии».

Сообщается, что Ибн Аббас (р.а) сказал: «После того как Али ибн Абу Талиб вышел от посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم, болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абуль-Хасан, как чувствует себя этим утром Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم». Он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня ему лучше».

Также высоко награждаемым является навещать больного, особенно, если больной человек является близким или знакомым для нас, даже если этот знакомый больной является немусульманином, всё равно желательно (сунна) навестить его. У Пророка* был слуга немусульманин. Когда он заболел Пророк навещал его. А перед смертью по совету Пророка *этот юноша принял Ислам.

Человеку, который навестил больного, желательно просить Аллаха о ниспослании для больного исцеления.

В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари от Аиши (р.а), сообщается, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, проводя правой рукой над больным, читал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أَذْهِبِ الْبَأْسَ ، اِشْفِ أَنْتَ الشَّافِي لاَ شِفَاءَ إِلاَّ شِفَاؤُكَ شِفَاءً لا يُغَادِرُ سَقَمًا

Смысл: «О Аллах, Господь людей, удали болезнь, исцели, Ты – исцеляющий, и нет исцеления, кроме как от Тебя, исцели же так, чтобы не осталось болезни».

Эту или с подобным смыслом мольбу можно читать и на своем родном языке.

В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится, что Усман бин Абдуль-Асад пожаловался посланнику Аллаха صل الله عليه وسلَّم на болезнь, и Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал ему: «Положи руку на то место своего тела, которое болит, и трижды скажи:

بِسْمِ اللهِ (С именем Аллаха) или بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ (С именем Аллаха Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к верующим). После чего скажи семь раз:

أَعُوذُ بِعِزَّةِ اللهِ وَقُدْرَتِهِ مِنْ شَرِّ مَا أَجِدُ وَأُحَاذِرُ

Смысл: «Прибегаю к защите всемогущества Аллаха и Его мощи от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь».

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи со ссылкой на Ибн Аббаса **, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и прочитает возле него семь раз эти слова:

أَسْأَلُ اللهَ الْعَظِيمَ رَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ أَنْ يَشْفِيَكَ

“Прошу великого Аллаха, Господа великого Арша, исцелить тебя”, – то Всевышний непременно ниспошлёт ему исцеление».

От Абу Саида, аль-Худри и Абу Хурайры (р.а) передают, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если человек во время своей болезни произнесёт эти слова:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَرُ. لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ

“Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и Аллах велик. Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, един Он и нет Ему сотоварищей. Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Ему принадлежит владычество и хвала Ему. Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха. Нет мощи и силы для оставления плохого и совершения благого, кроме как от Аллаха”, – то Аллах каждый раз подтверждает его эти слова. И если он умрёт от этой болезни, то Ад не принимает этого человека».

Навещая больного, желательно долго не задерживаться возле него, и следует стараться успокоить его и вселить ему надежду на лучшее.

При головной боли, высокой температуре или каких-либо других болезнях, Пророк صل الله عليه وسلَّم учил произносить следующую мольбу:

بِسْمِ اللهِ الْكَبِيرِ نَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيمِ مِنْ شَرِّ عِرْقٍ نَعَارٍ وَمِنْ شَرِّ حَرِّ النَّارِ

Смысл: «С именем Аллаха великого, прибегаю к защите Аллаха всемогущего от набухших жил и от зла жара пламени». Ибн Аббас * передаёт, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم учил своих сподвижников произносить эти слова при боли или лихорадки.

Кроме того, в подобных случаях рекомендуется читать суры «аль-Фатиха», «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас» и подуть себе в ладони и провести ими по всему телу. Также желательно обращаться к Всевышнему с вышеупомянутыми мольбами, которые произносятся в тех случаях, когда человеком овладеет скорбь, тревога, беспокойство.

Не желайте себе смерти. В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари от Анаса (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для человека неизбежным, пусть скажет:

اَللَّهُمَّ أَحْيِنِي مَا كَانَتِ الْحَيَاةُ خَيْرًا إلَيَّ وَتَوَفَّنِي إِذَا كَانَتِ الْوَفَاةُ خَيْرًا لِي

Смысл: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше».

Учёные-богословы сказали: «Это касается таких случаев, когда человек желает смерти, опасаясь какого-нибудь вреда, перенесения тягот или по иной подобной причине. Если же он желает смерти, опасаясь, что не может сохранить приверженности своей религии из-за всеобщего падения нравов, смуты (впадения в тяжкие грехи) или по иной подобной причине, тогда можно желать смерти». Тем более, ни в коем случае не допускается суицид – самоубийство. Это большой грех, за который самоубийца наказывается Адом.

Утешение больного. В хадисе, рассказанном Муслимом и аль-Бухари от Ибн Аббаса (р.а), говорится о том, что желательно утешать больного, приблизившегося к смерти, рассказывая ему о великой милости Аллаха, и о его же благих поступках, и вселяя ему надежду на милость Аллаха.

Нежелательно принуждать больного поесть. В хадисе, приведённом ат-Тирмизи, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Не принуждайте своих больных есть, ибо их кормит и поит Аллах».

Также желательно навещать больного, прочитать за него мольбу и попросить у него, чтобы он тоже произнёс вам мольбу, если это его не затруднит.

Умар ибн Хаттаб (р.а) передаёт, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Когда войдёшь к больному, вели ему обратиться к Аллаху с мольбой и за тебя, ибо его мольба подобна мольбе ангелов», т.е. Всевышнийпринимает его мольбу. Это достоверный хадис, переданный Ибн Маджой.

При потере надежды на жизнь. В хадисе, рассказанном Ибн Маджой со слов ‘Аиши, да будет она угодна Аллаху, говорится: «Я видела, как находившийся при смерти посланник Аллаха *, рядом с которым стояла чаша с водой, погружал руку в эту чашу, после чего проводил по своему лицу и говорил:

اَللَّهُمَّ أَعِنِِّي عَلَى غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَسَكَرَاتِ الْمَوْتِ

Смысл: «О Аллах *, помоги мне вынести тяготы смерти и предсмертной агонии».

Хадис Пророка صل الله عليه وسلَّم, переданный Муслимом и аль-Бухари **, гласит, что ‘Аиша сказала: «Я слышала, как Пророк صل الله عليه وسلَّم, (когда болел предсмертной болезнью), опиравшийся на меня, говорил:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي وَارْحَمْنِي وَأَلْحِقْنِي بِالرَّفِيقِ الأَعْلَى

Смысл: «О Аллах *, прости меня, смилуйся надо мной и возьми меня к Наивысшему Другу (Аллаху)».

Человеку, который потерял надежду остаться в живых, следует как можно больше читать Коран, салават и зикр, тогда как тревожиться, проявлять дурные стороны своего характера, браниться, спорить или пререкаться по любым вопросам, если они не касаются религии, нежелательно. Желательно также выражать Всевышнему благодарность сердцем и языком, не забывая о том, что оставаться в мире этом ему уже недолго, стараться достойно закончить свои дни и поспешить рассчитаться со всеми своими долгами. Также необходимо искренне раскаятся выполняя все условия, о которых мы говорили в начале учебника.

Следует также попросить прощения у членов своей семьи, родных, близких, соседей, коллег по работе и всех с кем у нас были какие-либо отношения. Если у детей умирающего нет деда, который мог бы опекать их, ему следует отдать соответствующие распоряжения относительно их будущего, как следует распорядиться о том, что он не в состоянии сделать сразу же, например, об уплате некоторых долгов и прочих делах.

Следует ожидать от Всевышнего только хорошего, то есть надеяться на Его милость, что Он простит грехи. Человек должен думать о своей ничтожности перед величием Всевышнего Аллаха, который не нуждается ни в том, чтобы подвергать его мучениям, ни в его поклонении; помнить, что он является рабом Аллаха, и просить прощения, милости и оказания благодеяний только от Него. Желательно, чтобы он, вкладывая в это всю душу, постоянно читал такие аяты Корана, где говорится о надежде, или же слушал, как их читает кто-нибудь другой, так же желательно побольше прочитать салават.

В этот период человек должен стремиться увеличить запас своих благих дел, неуклонно совершать предписанные молитвы, отстраняться от всего дурного. Потому что недостойно мусульманина провести свои последние часы на этом свете в небрежности, в неповиновении. Так же желательно человеку завещать своей семье, чтобы они проявляли терпение во время его болезни. Кроме того следует завещать им проявлять терпение в постигшем их горе и внушать, что не следует оплакивать его, причитая, громко плача, раздирая на себе одежду и т.д. Пусть также напомнит им хадис посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم, в котором говорится: «Умерший, по ком громко причитают его родные, из-за этого подвергается мучениям». А если по умершему плачут тихо, не повышая голос, и не оплакивая, то в этом нет запрета.

Также желательно завещать своим родным и близким, чтобы они оказывали благодеяния его друзьям, напоминая, что Посланник Аллаха * сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его родители».

Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم после смерти Хадиджи оказывал знаки уважения её подругам. Также желательно завещать своей семье, чтобы они часто упоминали его в своих благочестивых мольбах.

С началом предсмертной агонии желательно как можно чаще повторять слова: لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ (Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха), чтобы они стали последними словами человека в его жизни. В хадисе, переданном Абу Давудом от Муаза бин Джабаля (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек, последними словами которого станут لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ, непременно войдёт в Рай».

Если человек, у которого начинается агония, не станет говорить эти слова сам, присутствующим желательно, мягко, ненавязчиво подсказывать ему эти слова, не говоря ему слово «скажи», но повторяя их так, чтобы ему было слышно. Желательно, чтобы ему эту подсказку делал человек, который не является его прямым наследником, поскольку он может подумать, что тот желает его смерти ради наследства. Даже если пройдет время после того как он сказал слова «لاَإِلَهَ إلاَّ اللهُ», то это считаются его последними словами, повторять их заново необязательно, если он после них не произнёс других слов, поскольку цель состоит в том, чтоб эти слова были его последними словами.

Абу Саид аль-Худри (р.а) передаёт, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова: لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ». А также желательно возле умирающего читать суру «Я-син».

После отделения души. В хадисе, переданном Муслимом, повествуется, что Умму Салама, да будет она угодна Аллаху, сказала: «Посланник Аллаха * вошёл к Абу Саламе (р.а) после его смерти. Он закрыл его глаза, а потом сказал: “Делайте хорошую дуа для него и для себя, поистине, ангелы говорят после вашей мольбы “Аминь!”». После этого он зачитал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِأَبِي سَلَمَةَ وَارْفَعْ دَرَجَتَهُ فِي الْمَهْدِيِّينَ وَاخْلُفْهُ فِي عَقِبِهِ الْغَابِرِينَ وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُ يَا رَبَّ الْعالَمِينَ وَافْسَحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ وَنَوِّرْ لَهُ فِيهِ

Смысл: «О Аллах, прости Абу Саламе его грехи, и возвысь степень его среди праведных, и стань вместо него для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу, и освети её нуром для него».

Нам также желательно читать подобную мольбу для умершего.

Умму Салама передаёт, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Когда будете находиться у больного или покойного, говорите только благое, ибо, поистине после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Аминь!”». Когда умер Абу Салама, я пришла к посланнику Аллаха * и сообщила: «О посланник Аллаха *, поистине, мой муж Абу Салама умер». Посланник Аллаха * сказал: «Говори:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي وَلَهُ وَأَعْقِبْنِي مِنْهُ عُقْبَى حَسَنَةً

Смысл: «О Аллах, прости меня и его и дай мне хороший исход, благое от него».

В другом достоверном хадисе, переданном аль-Байхаки, говорится, что посланник Аллаха * сказал: «Закрывая глаза покойному, вы говорите:

بِسْمِ اللهِ وَعَلَى مِلَّةِ رَسُولِ اللهِ

Смысл: «С именем Аллаха, и следуя религии посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم».

Когда будете нести его на кладбище, говорите:

بِسْمِ اللهِ

«С именем Аллаха».

По пути на кладбище восхваляйте Аллаха. Можно, например, говорить так:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَرُ

Смысл: «Пречист Аллах от всяких недостатков, и хвала Аллаху, и нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и велик Аллах».

Человеку, узнавшему о смерти кого-либо, весьма желательно (сунна) быть довольным решению Аллаха умертвить его, печалится, сочувствовать рдным и близким умершего и произнести:

إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ وَإنَّا إِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُونَ

Смысл: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся. Поистине мы к нашему Господу вернёмся».

После этого желательно прочесть и следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اكْتُبْهُ عِنْدَكَ فِي الْمُحْسِنِينَ

Смысл: «О Аллах, запиши его у Себя из творящих добро».

Если умерший человек является из своих родных, то желательно ещё дополнить и эти слова:

اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي فِي مُصِيبَتِي وَاخْلُفْ لِي خَيْرًا مِنْهَا

Смысл: «О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее». Того, кто прочитает эту мольбу, Аллах вознаградит в его беде соответствующим воздаянием и дарует ему взамен нечто лучшее.

В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи от Абу Мусы аль-Ашари (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Когда у раба умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает своих ангелов: «Вы забрали душу ребёнка Моего раба?». И они отвечают: «Да». Тогда Всевышний спрашивает: «Вы забрали плод его сердца, т.е. душу его любимого ребенка?». И они отвечают: «Да». Тогда Всевышний спрашивает: «И что же сказал Мой раб?». И они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал:

إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

Смысл: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся». Тогда Всевышний Всевышний говорит: «Постройте для Моего раба дом в Раю и назовите его “Домом хвалы”».

В очень многих хадисах сообщается о запрете громкого плача, причитаний, сдирания волос с головы, разрывания одежды на себе и т.п. из-за умершего. Также запретно слушать тех, кто причитывает за умершего, и согласиться с их деяниями. Подобного рода причитания являются большим грехом.

Однако, если умер наш близкий человек, вследствие чего постигла печаль, то тихо плакать по нему разрешается, если это делается не напоказ, не ради людей и каких-то мирских целей. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم также плакал, проливая слезы, когда умирали его близкие люди.

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Когда посланнику Аллаха صل الله عليه وسلَّم передали сына его дочери, который находился при смерти, глаза Посланника Аллаха * наполнились слезами. Увидев это, Саад спросил: «Что это, о посланник Аллаха?». Он ответил: «Это милосердие, которое Всевышний вложил в сердца Своих рабов, и Аллах помилует только милосердных из числа Своих рабов».

В другом хадисе, рассказанном аль-Бухари *, сказано, что когда Пророка صل الله عليه وسلَّم спросили: «И ты плачешь, о посланник Аллаха *?», он ответил: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу».

Если умерший не завещал своим родным и близким, чтобы они не оплакивали его, не причитали, и его близкие станут делать это, то он подвергается мучениям.

Выражение соболезнования. Утешать человека, которого постигла беда, будь это смерть близких людей или какое-либо другое несчастье, является желательным путём Ислама (сунна), за которое предусмотрено высокое вознаграждение. Желательно выразить соболезнование близким умершего человека до его погребенья, а также и после похорон в течение приблизительно трёх дней. А по истечении трёх дней это нежелательно, если только вы не смогли сделать это, находясь в путешествии или по причине болезни или по другой такой причине. При утешении желательно призывать родных и близких к терпению, успокаивать их. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и аль-Байхаки, говорится, что посланник Аллаха * сказал: «Тот, который утешит человека, попавшего в беду, получит такую же награду, как и сам попавший в беду».

Также желательно и для женщин соболезновать родных и близких умершего человека, так поступала и дочь Пророка صل الله عليه وسلَّم Фатима, да будет она угодна Аллаху.

В хадисе, рассказанном аль-Байхаки и Ибн Маджа, передают, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «В День воскресения Всевышний насыпает серебро и золото на верующего, который утешил своего брата по вере в его беде».

Для удобства выражения соболезнования, родным и близким умершего можно собраться в одно определённое место, если там они не совершают запретное, а в противном случае, это порицается.

Слова утешения можно произнести на любом языке. При соболезновани сподвижники Пророка صل الله عليه وسلَّم предпочитали говорить такие слова: «Да увеличит Аллах вам вознаграждение!», «Да соберёт Аллах вас в Раю вместе!», «Да одарит Аллах ему благо в Ахирате!», «Да простит Аллах его и ваши грехи, и одарит вас красивым терпением!», «Да смилуется над ним Аллах!» и т.п. Смысл выражения соболезнования состоит в том, чтобы помочь человеку, которого постигла беда, перенести её, облегчить его положение, показать своё сочувствие к нему и готовность придти на помощь. Это и наставление для братьев по вере, то есть побуждение к одобряемому Шариатом и удержание от запретного им.

Всевышний в Коране говорит: «Помогайте друг другу в том, что касается благочестия и богобоязненности…» (сура «аль-Маидат», аят 2).

В достоверном хадисе от Абу Хурайры (р.а) передаётся, что Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Аллах оказывает помощь рабу, пока раб будет оказывать помощь своему брату по вере».

Тому, кто выражает соболезнование, желательно прочитать вышеприведенные две мольбы. Также желательно утешать всех родных и близких умершего, взрослых, маленьких, мужчин, женщин. Молодым, которые не являются махрамами друг для друга, как и разговаривать также нельзя и соболезновать в уединении.

Поминание смерти и подготовка к нему. Поминание смерти – это размышление о том, что ты неожиданно умрёшь, и о том, что с тобой будет после смерти. Частое поминание смерти и всего, что связано с ней, является очень ценным и поощряемым в Исламе деянием.

В хадисе, переданном ат-Тирмизи, Ибн Маджой и другими со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Чаще вспоминайте о разрушительнице наслаждений!» И это есть смерть. Целью поминания смерти является уменьшение тяги к земному, побуждение к покаянию, отдаление от греховного и подготовка к ней, ибо она приходит внезапно. В одном из священных хадисов говорится: «Вы не забывайте смерть, поистине смерть никогда не забывает вас».

Однажды мать правоверных благородная Аиша, да будет она угодна Аллаху, спросила: «О посланник Алллаха*, есть ли какие-либо люди, которые в день воскрешения будут вместе с шахидами?»

Пророк صل الله عليه وسلَّم ответил; «Да, тот человек будет в Судный день вместе с шахидами, который каждый день двадцать раз вспоминает о смерти». Ещё в хадисе говорится: «Смерть достаточна как назидание».

В одном собрании сподвижники хвалили одного человека. Услышав это, Пророк صل الله عليه وسلَّم спросил: «Каково отношение этого человека к поминанию смерти?» Сподвижники ответили, что они не слышали, что он говорил о смерти. Тогда Пророк * сказал: «В таком случае он не заслуживает вашей похвалы».

Абдуллах ибн Умар говорит, что один из сподвижников спросил у Пророка *: «Кто из людей самый умный и благородный?»

Пророк صل الله عليه وسلَّم ответил: «Это те, кто часто вспоминают о смерти, и больше готовятся к ней». Подготовка к смерти означает очищение себя от грехов искренным покаянием и совершением многочисленных благих деяний: обязательных и дополнительных.

Согласно другим хадисам Пророка صل الله عليه وسلَّم, поминание смерти лучше, чем поклонение, совершаемое в течение даже шестидесяти лет. Одна из причин ценности поминания смернти заключается в том, что когда он помнит, что может вот-вот умереть, он не может спокойно совершать греховное и будет готовится к встрече с Всевышним Аллахом.

Также мы не должны быть уверены, что останемся живыми даже на миг, так поступал Пророк * и другие праведники.

При получении вести о смерти врага Ислама. Когда Пророку* рассказали о смерти Абу Джахля, он произнёс:

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي نَصَرَ عَبْدَهُ وَأَعَزَّ دِينَهُ

Смысл: «Хвала Аллаху, который помог Своему рабу и возвысил Свою религию».

Для нас тоже желательно прочитать такую же мольбу, когда услышим подобное известие.

Обмывание покойного. Обмывание или полное омовение тела усопшего обязанность мусульман, и очень богоугодное дело. Обмывать усопшего желательно самому близкому родственнику, но можно любому человеку. Это обмивыние делается также как полное омовение живого человека. Человеку, который обмывает покойного, желательно как можно больше поминать Аллаха, как до обмывания, так и во время мытья покойного и после этого. Если человек, который обмывает покойного, заметит что-либо неприятное, как почернение его лица, неприятный запах от него, безобразное изменение его внешности, то ему запрещается рассказать об этом кому-либо. Если же он заметит, что лицо покойного озарено или почувствует приятный аромат, то ему желательно рассказать об этом людям.

В хадисе, переданном Абу Давудом, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Упоминайте о достоинствах ваших покойных и воздерживайтесь от упоминания об их недостатках».

Однако, если покойный был таким человеком, который открыто предавался большим грехам, то можно об этом рассказывать людям, чтобы это удерживало их от такого греха и служило им поучением.

Обмывание покойного, окутывание его в саван, и оказание помощи в его погребении являются деяниями, за которое предусмотрено большое вознаграждение, как на это указывают и хадисы Пророка صل الله عليه وسلَّم.

Заупокойная молитва. Совершение заупокойной молитвы по умершему, его обмывание, окутывание в саван и захоронение являются коллективной обязанностью мусульман данного населённого пункта (фард аль-кифая), т.е. если ни один человек не исполнит их, всё население данного пункта впадает в грех. Если даже один человек исполнит заупокойный намаз, то обязанность считается выполненной, чем больше людей будут присутствовать на нём, тем лучше для покойного. Также, совершая данный намаз, желательно, чтобы люди стояли в трёх рядах за имамом.

Методика совершения заупокойной молитвы:

1. Намерение для намаза делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательную заупокойную молитву за этого человека (назвав его имя) следуя за имамом ради Аллаха». И одновременно произнося «Аллаху Акбар» поднимаем руки до уровня ушей, как в обычном намазе, вступаем в намаз.

2. После этого читается сура «Аль-Фатиха», но перед ней молитва «Кунут» не читается.

3. Второй раз, поднимая руки как и в предыдущий раз, произносим «Аллаху акбар», после чего читается любой салават, можно, к прмеру, прочесть и следующий:

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Третий раз, поднимая руки, как и прежде, произносим «Аллаху акбар», и после этого читаем мольбу покойному, самой короткой является следующая:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

Смысл: «О Аллах, прости его грехи и смилуйся над ним».

Однако желательно прочесть мольбы, которые читал Пророк صل الله عليه وسلَّم. Из них самым распространенным является та, которую мы приводим ниже.

В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха * совершил заупокойную молитву, и в ней после третьего такбира прочитал следующую мольбу:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرنا، وَذَكَرِنا وأُنْثانا، وشَاهِدِنا وغائِبِنا؛ اللَّهُمَّ مَنْ أحْيَيْتَه مِنَّا فأحْيِهِ على الإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ على الإِيمان؛ اللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أجْرَهُ وَلاَ تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

Смысл: «О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жил по Исламу, а те, кого и упокоишь, упокой в вере. О Аллах, не лишай нас награды за него и не подвергай нас испытаниям после этого».

Четвёртый раз поднимаем руки одновременно произнося «Аллаху Акбар» и после этого желательно, но не обязательно, прочитать мольбу. Можно, по возможности, прочесть одну, две или все три нижеприводимые мольбы:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

Смысл: «О Аллах, прости его грехи и смилуйся над ним».

اَللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلاَ تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

Смысл: «О Аллах, не лишай нас награды за него и не подвергай нас испытаниям после него».

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

Смысл: «Господь мой! Даруй нам блага этого мира и блага вечного мира, и защити нас от мучений огня Ада».

После этого дважды произносим заключительный «салам», как в обычном намазе. Но желательно в заупокойном намазе произнести «салам» таким образом:

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ

Смысл: «Салам Аллаха вам, Его милость и благодать».

После произнесения «салама» ещё раз читается общая мольба и за умершего и за всех нас.

Участие в похоронной процессии. Сопровождать усопшего на кладбище тоже является ценным видом поклонения. Сопровождающему погребальные носилки можно ходить впереди носилок или же сзади них, и желательно, по возможности, помогать нести их. При этом рекомендуется пропускать пожилых людей вперёд, проявляя уважение к ним. Сопровождая покойного, желательно про себя поминать Аллаха и размышлять о смерти, посмертной жизни, о том, что никому из людей не избежать смерти, и что подобно этому покойному вас тоже понесут в один день на носилках. Т.е. вспоминая обо всём этом, надо раскаиваться в своих грехах. Читать молитвы и поминания вслух, громко, является нежелательным, так как это не даёт окружающим спокойно размышлять о том, о чём следует в таких ситуациях размышлять.

Тому, кто увидит погребальные носилки, желательно произнести следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ. لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ الْحَيُّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ

Смысл: «О Аллах, прости его грехи и смилуйся над ним. Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, живого, который не умирает».

Тому, кто укладывает покойного в могилу, желательно говорить:

بِسْمِ اللهِ وَعَلَى سُنَّةِ رَسُولِ اللهِ. اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

Смысл: «С именем Аллаха и согласно сунне посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم. О Аллах, прости его грехи и смилуйся над ним».

Есть много и других форм молитв, желательных для чтения в этой ситуации. А также и всем другим людям, которые участвуют в похоронном процессе, желательно поминать Аллаха, читать мольбу за покойного.

После того, как похоронили усопшего, над ним трижды читают молитву «Талкин»:

يا عَبدَ اللهِ اِبْنَ أَمَةِ الله أُذكُر الْعَهْدَ الَّذي خَرجْتَ عَليْهِ مِن الدُّنْيَا شَهادةً أَنْ لااله الا اللهُ وَحْدَهُ لاشَريكَ لهُ وَ أنَّ مُحَمّدًا رَسُولُ اللهِ وأنّ الْجَنَّة حَقٌّ وَأنّ النَّارَ حقٌّ وأنّ الْبَعْثَ حقٌّ وأنّ السّاعةََ آتيةٌ لارَيْبَ فيها وأنّ اللهَ يَبعَثُ مَنْ فِي القُبورِ وَأنّك رَضيتَ باللهِ تعالى رَبّا وَبالاسلامِ دينًا وَبمُحمَّدٍ صلّى اللهُ عليه وسلّم نبيّا و بالقُرْآنِ اماما وبالكَعْبةِ قِبْلةً وبالمؤمنين اِخْوانا وبالمُؤْمناتِ أَخَواتا *ربِّيَ اللهُ لااله الاّ هو ربُّ العَرشِ الْعظيمِ

Смысл: «О раб Аллаха, сын (дочь) рабыни Аллаха! Вспомни истину, договор, с которым ты жил в земной жизни и перешёл в мир иной. Вспомни о своей вере в то, что нет ничего достойного поклонения. кроме одного единственного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, вера в то, что Рай и Ад истина. Воскрещение после смерти в Судный день действительно будет и в этом нет и тени сомнения. Аллах обязательно воскрешить всех, кто находятся в могилах. Поистине ты доволен всевышним Аллахом – как Господом своим, и Исламом – как религием своим, Мухаммадом – как Пророком *, Кораном – как руководством, Каабой – как Киблой, верующими мужчинами – как братьями, верующими женщинами – как сёстрами. Мой Господь – Аллах, нет ничего достойного поклонения, кроме Него, на Него я уповаю и Он – Господь великого Арша».

После этого желательно на некоторое время оставаться около могилы, читая Коран, поминая Аллаха, благословляя Пророка صل الله عليه وسلَّم и прося милости для покойного, а также призывать людей к исполнению повелений Аллаха и остерегаться от запретного. Также желательно просить Аллаха милости и прощения для покойного, и прочитать эту мольбу, находясь рядом с могилой:

اَللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ عَلَى الْحَقِّ وَلَقِّنْهُ حُجَّتَهُ

Смысл: «О Аллах, укрепи его на истине и научи его доводам». Для родных и близких желательно и после ухода других людей оставаться возле могилы своего умершего, читая молитвы и поминания, так как это приносит ему утешение. Сподвижники Пророка * делали завещание, чтобы так оставались их родные.

Желательно, чтобы на могиле покойного читали полностью Коран, как на это указывает слова имама аш-Шафии. Об этом говорится в сборнике достоверных хадисов известного хадисоведа Имама ан-Навави «Рияд ас-салихин»

Если умер ребёнок, не достигший совершеннолетия, то необязательно прочесть над ним «Талкин». Но можно прочесть Коран и молитвы и посвятить вознаграждение и ему и другим покойным.

Поведение возле могилы. Желательно читать возле могилы усопшего суру «аль-Фатиха», первые пять и конечные два аята из суры «аль-Бакара». Также желательно прочитать аят «аль-Курси», такие суры, как «Йа-син», «ан-Набаъ», «аль-Мульк», «ад-Духан», «ат-Такасур» («Альхакум»), «аш-Шарх» («Алям нашрах лака…»), «аль-Ихлас», «аль-Фалак», «ан-Нас», после этого поминать Аллаха. После завершения чтения вышеприведённых сур и молитв, следует воздать хвалу Аллаху и читать салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم. После этого просим Аллаха, чтобы Он принял прочитанное нами, простил допущенные ошибки и неточности и одарил нас за это большим воздаянием и таким же воздаянием одарил и нашего пророка Мухаммада صل الله عليه وسلَّم, его халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (р.а), всех его сподвижников, духовных наставников (устазов) и праведников. Далее вместе с их благодатью (баракат) и заступничеством (шафаат) вознаграждение за прочитанное посвящаем умершему, родным и близким, всем похороненным на данном кладбище. Затем просим Аллаха прощения для них и для нас, озарения могилы нашего умершего. После этого, как и в начале, воздаём хвалу Всевышнему и читаем салават на посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم и завершаем дуа чтением суры «Аль-Фатиха.

Это обычно делается в течение недели после захоронения, но в Шариате для этих молитв нет ограничений, можно хоть каждый день. Особенно желательно посещать могилы в ценные дни, такие как праздники, пятничный день, день Ашура, и др.

Если человек не умеет правильно и соблюдая этикет прочитать Коран, ему лучше там читать зикр и салават, и просить милости и прощения грехов для умершего и себе. Читать Коран, написанный неарабскими буквами, не разрешается, ибо это не Коран.

Место захоронения усопшего. Умершего человека следует захоронить на мусульманском кладбище, находящемся в том месте, где он умер. Перенесение усопшего для захоронения с места, где он умер, на другое место, не поощряется в Шариате, некоторые учёные-богословы говорят, что это даже запретно (харам), а другие утверждают, что это нежелательно (караха). Если человек умер недалеко от таких благословенных городов, как Мекка, Медина, Иерусалим, то желательно похоронить его в этих городах, чтобы он получил благодать этих священных земель.

Всё, что указано в завещании умершего, если оно соответствует Шариату, необходимо исполнить. Однако что-либо противоречащее Шариату не следует исполнять, даже если это указано в завещании. Можно на кладбище раздавать садака, чита


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: