Этика приобретения знаний

Важность знаний. Как известно человек создан только для поклонения Аллаху, а знания служат его основой. Без знания невозможно правильное поклонение Аллаху (ибадат), поэтому во всех божественных писаниях Всевышний в первую очередь призывал людей к знаниям. Первым аятом Корана было призыв к чтению, что и является приобретением знаний. Именно для того, чтобы научить людей к поклонению и были посланы пророки и посланники. Знание стало и главной причиной возвышения человека над остальными творениями. Аяты Корана и хадисы Пророка صل الله عليه وسلَّم рассказывают нам о достоинстве знаний и необходимости их приобретения, от рождения до смерти. Всевышний повелел ангелам поклоняться Адаму, потому что он знал то что не знают ангелы. В Коране сказано:

Смысл: «Возвышает Аллах из вас, которые уверовали, а тех кому из них даровано знание на более высокие степени» (Сура «Муджадил», аят 11).

Мы обязаны приобретать знания, ибо без них мы не можем выполнить свою основную задачу – жить правильно. Пророк* сказал:

طلب العلم فريضة على كل مسلم

«Приобретение знаний обязанность каждого мусульманина». Также Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай».

Но иметь просто знаний недостаточно, они должны быть полезными, ибо Пророк часто повторял молитву: «О Аллах, остереги меня от знаний, от которых нет пользы…».

А полезными будут знания тогда, когда мы поступаем соответственно им, а поступать соответственно знаниям мы можем при правильном понимании этих знаний. Пророк* сказал: «У каждой вещи есть опора, а опора нашей религии – знание и правильное его понимание». В другом хадисе сказано: «Когда Всевышний хочет чтобы кому-то было очень хорошо, то Он даёт ему понимание в религии».

Для того, чтобы мы получали хорошие знания и пользу от них, необходимо соблюдать некоторые условия и адабы во время их приобретении и после него. Первым и главным из них является намерение (ният).

Намерение. В первую очередь у ищущего знаний должно быть правильное намерение, ибо все наши деяния, согласно хадису, оцениваются по намерениям. Пророк* сказал:

الأعمال بالنيات انما

«Деяния человека оцениваются по намерениям».

Человек должен приобретать знания:

1. Чтобы выполнить свою обязанность перед Всевышним Аллахом.

2. Чтобы смог правильно поклоняться Аллаху.

3. Получить довольство Аллаха и соответственно Рай и его блага.

4. Чтобы передавать эти знания другим и этим помогать распространению Ислама и принести пользу людям.

У ищущего знаний не должно быть намерение, чтобы этим заслужить уважение и почёт среди людей, получение мирских благ, взять вверх над другими, получение высоких должностей, власти и т.д. А если того у кого не было такого намерения, будут уважать, или он получит мирские блага, должность и т.д., то это не порицатся, если он использует это всё правильно и не будет зазнаться.

После такого намерения у него должна быть искренность, признаками которой являются: не завидовать другим чёрной завистью, признавать свои ошибки и упущения, не пренебрегать знаниями того, кто младше тебя, не хвалиться тем, что имеешь хорошие знания, иметь намерение следовать полученным знаниям, не обращать внимание на похвалу людей в свой адрес, не радоваться ошибкам других и не желать, чтобы ошибки других исправлял именно ты, а не кто-то другой.

В общем, знания должны способствовать улучшению нравов их обладателей, тогда они будут полезными.

Как приобретать знания. Согласно мнениям учёных, для получения знаний необходимо пройти шесть ступеней: первая – умение задавать вопросы, вторая – умение внимательно слушать, третья – хорошее осмысление, четвёртая – запоминание, пятая – обучение им других, шестая – применение знаний на практике. Получение знаний с помощью вопросов и ответов является одним из его эффективных методов, которым и часто пользовался и Пророк صل الله عليه وسلَّم и другие праведники. В преданиях говорится: «Знание – это сокровища, ключи от которой – вопросы. Вы спрашивайте, поистине в этом польза для четверых, спрашивающему, учёному, слушающему и любящему их всех».

Не менее важным условием в получении знаний является умение внимательно слушать. Из хадисов Пророка* и преданий праведников известно, что в прежные времена ученики слушали очень внимательно и поэтому быстро получали хорошие знания. Сподвижники, за которыми мы должны следовать, очень внимательно слушали Пророка صل الله عليه وسلَّم и благодаря этому до нас без искажения дошли многочисленные хадисы. Они слушали так внимательно, что согласно хадисам как бы замирали, слушая Пророка*. А в наше время сильно упала внимательность приобретающих знания и поэтому стало трудным получать хорошие знания.

Очень важным при обучении является осмысление, без которого невозможно качественное запоминание и использование знаний на практике. Для запоминания изученных вопросов науки и получения дополнительных знаний очень важным является обучение других. Предавая знания другим мы сами получаем хорошие знания. Наши предки говорили, что без обучения других невозможно получать хорошие знания. Это и есть один из способов применения знаний на практике, что и должно быть целью приобретения знаний.

Чтобы мы могли использовать знания на прктике необходимым является запоминание и закрепление полученных нами знаний. Для запоминания используют разные методы. Самым распространённым из них является повторение изученных знаний, ибо говорится, что повторение мать учения. Традиционным правилом наших предков было частое повторение, что и способствовало зпкреплению полученных им знаний.

Также большую пользу для понимания и запоминания приносит коллективное повторение (обсуждение) пройденного материала вместе с другими обучающимися. Оно имеет огромную пользу, поскольку такое повторение оттачивает ум, развивает мышление, развязывает язык и учит правильно изъясняться.

Для систематизации и применения знаний на практике очень важным является передача полученных знаний другим. Мудрецы говорят, что только обучая других можно получать хорошие знания. Обучая других мы понимаем новые тонкости в уже изученных нами вопросах наук, а также способствует систематизацию знаний и закреплению полученных знаний. Обучение других заставляет нас самых учиться постоянно и в то же время является одним из способов применения полученных знаний на практике, которая является одной из целью приобретения знаний. Чтобы обучать других нам надо иметь много знаний. Известный русский педагог Сухомлинский говорил, что для того чтобы передать ребёнку искорку знаний учитель должен обладать морем света.

Для получения полезных знаний большое значение имеют выбор учебного заведения, учителя, друзей и выбор одного определённого направления наук и книг, постепенность и последовательность обучения, а также уважение к знаниям. Уважения к знаниям проявляется в уважении к учителю, книгам, к своим товарищам по учёбе и ко всему, что имеет отношение к учёбе: учебное заведение, обслуживающий персонал, учебное оборудование и инвентарь и т.д. Также большое значение имеет соблюдение чистоты во время приобретения знаний и в том числе и ритуальной (омовение). Наши праведные предшественники приобретали знания только совершив омовение. А особо старательные из них всегда находились в омовении. Согласно хадисам Пророка صل الله عليه وسلَّم, время в котором человек находится в омовении засчитывается как поклонение Аллаху, что и помогает получению полезных знаний. Наши праведные предшественники следовали мнению, что знание это свет (нур) и омовение тоже свет и поэтому свет омовения способствует увеличению света знаний. Они даже чистую бумагу не трогали без омовения.

Также большое значение для получения хороших знаний и их закрепления имеет записывание, ибо Пророк* сказал: «Закрепляйте знание, зписывая его». Имам аш-Шафии говорил: «Знайте, что знание убегает, как убегают верблюды. Так сделайте же книги его защитниками, а ручки пастухами». Исходя из сказанного и богатого человеческого опыта ясно, что очень полезно кратко записывать прочитанное или услышанное.

Знания бывают необходимые каждому человеку и желательные. Конечно, невозможно каждому приобретать все знания, поэтому из желательных знаний надо выбирать, те в которых ты будешь нуждаться в будущей своей профессиональной деятельности и для поклонения Аллаху. После того как мы выбрали отрасль знания нужно выбирать учебное заведение, а если собираешься самостоятельно приобретать знания, то необходимо выбирать и литературу. По возможности надо выбирать книги известных и признанных богословов, относящихся к ахль ас-сунна ва аль-джамаа. При выборе учебного заведения следует обращать внимание и на учителей, которые преподают в этом учебном заведении. Из учителей надо выбрать более опытных, богобоязненных и больше знающих не только в той области знаний в которой они преподают, но и умеющих лучше передавать знания другим.

Для ученика очень важно уважать и любить своего учителя. Основным признаком уважения учителя является выполнение того, что и как он требует. Известный сподвижник Али (р.а) сказал, что он готов быть рабом того, кто его обучит одной букве науки и перенести все его капризы. Ненависть к учителю, возражание ему и замечание его недостатков и особенно привычка говорить об этом, является причиной тому, что ученик не получит полезные знания. Ещё хуже, если ученик ищет недостатки своего учителя.

Как известно из хадисов Пророка صل الله عليه وسلَّم, он был учителем сподвижников, а они любили и уважали его и никогда не видели в нём недостатков и не искали их. Из хадисов Пророка *следует, что если мы заметили какой либо недостаток у простого мусульманина, то мы должны стараться разными путями оправдать его. Если мы так должны относиться к рядовому мусульманину, то к учителю тем более.

Также неэтично менять учителя не имея на то серьёзные причины, поэтому и нельзя спешать с его выбором. Также надо выбирать для себя хороших друзей, ибо человека оценивают смотря на его друзей и в добавок они помогут нам в учёбе, а плохие друзья мешают учёбе, привлекая на бесполезные или греховные дела. Следовательно нельзя дружить с кем попало. Хорошо выбрать для дружбы умного, религиозного, благонравного мусульманина с крепкой верой в Аллаха. Говорят, что умный враг лучше невежественного друга. Невежественный может оказать медвежью услугу. Друзя должны помогать друг другу оставлять греховное и совершать благое. Также они должны оказать при необходимости физическую, материальную и моральную поддержку друг другу, думать о них хорошо, скрывать их недостатки, не спорить, не задавать лишних вопросов, не обращать внимание на мелкие недостатки и упущения. Друзья должны быть преданными до смерти, а после смерти друга проявлять дружеские отношения к его друзьям и близким.

Для приобретающих знания также необходимы и следующие качества: преданность знаниям, усердие и терпение, воздержание от греховного, справедливость и благонравие, скромность и т.д.

Преданность знаниям. Человек который хочет получать знания должен быть преданным им, он должен давать предпочтение знаниям перед всем остальным. Знания у него должны стоять в первой очереди, то есть ради чего-то другого мы не должны оставлять их. Также мы не должны жалеть материальные средства необходимые для получения знаний, будь это книги или плата за учёбу и т.д. Но это не означает, что нужно расходовать лишние деньги, ибо это расточительство. Также нельзя привыкать себя к перееданию и роскоши, всё должно быть умеренным.

Хорошо уехать для учёбы в другой населённый пункт, чтобы домашние дела, родственники и друзья не отвлекали тебя от учёбы. Нельзя возражать учителю и делать ему замечания и давать рекомендации без его просьбы. Ученик должен полностью доверить учителю дела своей учёбы, слушаться его рекомендаций и требований. Нельзя задавать учителю лишние вопросы, и нельзя стесняться задавать вопросы о том, что не поняли из изучаемого.

Усердие. Получить хорошие знания без усердия и настойчивости невозможно, ибо приобретение знаний один из самых трудных работ. Лень враг учения. Пророк صل الله عليه وسلَّم часто просил Аллаха остерегать его от лени, что доказывает его вред. Приобретать ценную вещь, коими являются и знания, невозможно получить без больших стараний. Также на пути приобретения знаний приходится проявлять большое терпение. Терпеть надо и трудности в обучении и трудности связанные с обеспечением едой, одеждой и т.д. и плохой характер тех кто учится вместе с тобой.

Воздержание от греховного. Все наши части тела и наши способности являются благами Аллаха, а знание является самым лучшим из них. Если мы оставлением греховного и совершением благого всеми частями тела не проявим благодарность Аллаху за его блага, то Он нам не дасть то особое благо – полезное знание. В Коране сказано, что если мы будем благодарны за дарованные нам Всевышним благо, то Он дасть ещё, а если нет то заберёт даже те, которые нам даны. Ибо оставление греховного является благодарностью, то от этого зависит получение нами хороших знаний. Также грехи омрачает сердце и мешает получению знаний. Мы можем совершать грехи, особенно сердечные, и незаметно для себя, поэтому надо часто, делая тавбу, просить Аллаха, чтобы Он простил нам все грехи, и тех которые мы знаем, и тех которые мы не знаем. Особенно надо стараться не совершать грехи языком, ибо их мы совершаем больше других и они страшнее других.

Благонравие и скромность. Одними из самых лучших качеств человека и которые больше других способствуют получать полезные знания являются благонравие и скромность. Известный богослов Абу Закрия аль-Ансари сказал: «Знание без благонравия всё равно, что огонь без дров, а воспитание без знания всё равно, что душа без тела».

Когда у Пророка* спросили о самом лучшем даре для человека, он ответил: «Благонравие». Есть большое количество аятов и хадисов которые говорят о ценности благонравия. Скромность всегда украшала человека, это качество один из самых ценных качеств и у пророков. В одном хадисе говорится, что ты можешь делать то, что тебе не стыдно. Совесть должна регулировать наше поведение, нам должно быть стыдно совершать то, от чего не доволен Всевышний. Высокомерие, гордыня и любовь к мирскому самые худшие и опасные качества человека, особенно для ищущих знаний.

Цена времени. Хотя ценить время нужно каждому человеку, ищущему знаний это просто необходимо. Поэтому очень важным качеством для ученика является рациональное использование времени. Ученику, когда нуждается в отдыхе, надо следовать словам «смена занятий является отдыхом», только так он можем успеть получать хорошие знания. Также для учёбы надо использовать благодатные времена для приобретения знаний, как время перед рассветом, после утреннего и предвечернего намазов. Ученик должен строго определить себе время подготовки по каждой дисциплине, а если вдруг не смогли заниматься в указанное время, то обязать себя возмещать его. Для прилежного ученика не должно быть время для безделья. А если придётся временно оставить учёбу для отдыха, то пусть оно будет активным и максимально полезным для здоровья и способствующий улучшению приобретения знаний.

Вопросы и задания:

1. Расскажите о ценности и важности знаний в Исламе.

2. Какие основные условия необходимы для приобретения полезных знаний?

3. Дайте характеристику условиям для получения полезных знаний.

4. Какова методика приобретения знаний?

5. Какие качества необходимы для приобретающих знаний?

6. Дайте характеристику этим качествам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: