Этика поведения в разных случаях жизни

Этика отправления в поездку. Не все поездки дозволены в Исламе. Но если поездка дозволена, следует соблюдать некоторые этические нормы. В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, ан-Насаи и ат-Тирмизи, передаётся, что пророк Мухамад صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек, который, выходя из дому, скажет следующие слова, будет убережён от вреда сатаны:

بِسْمِ اللهِ تَوَكَّلْتُ عَلَى اللهِ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ

Смысл: «С именем Аллаха, я уповаю на Аллаха, и нет мощи и силы совершать благое и воздержаться от плохого, кроме как от Аллаха».

По возможности, желательно, обратив свой взор в небо, прочесть и эти выражения:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُضِلَّ أَوْ أُضَلَّ أَوْ أُزِلَّ أَوْ أُزَلَّ

أَوْ أُظْلِمَ أَوْ أُظْلَمَ أَوْ أَجْهَلَ أَوْ يُجْهَلَ عَلَيَّ

Смысл: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы сбиться с пути или оказаться сбитым с него, от того, чтобы самому допустить ошибку или меня заставили ошибиться, от того, чтобы я притеснил кого-то или со мной поступили несправедливо, от того, чтобы я поступал невежественным образом или другие поступали так со мной».

Также отправляющемуся в путь, перед выходом из дома, желательно совершить омовение, сунна-намаз в два ракаата, прочитать мольбу для домочадцев, и поприветствовать их (дать им салям). Если же прочтёте и суру «Лиилафи курайш», то будет ещё лучше.

Заходя в дом, желательно вступать в него с правой ноги, и с произнесением «Басмалы», и рекомендуется приветствовать тех, кто находится в доме. Входящий в дом таким образом бывает под зашитой Всевышнего Аллаха, как об этом говорится в хадисе посланника Аллаха *. Также в этом доме будет баракат. Это великое благо для нас.

Если же в доме не нашли никого, то приличествует приветствовать Пророка صل الله عليه وسلَّم словами:

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ ، اَلسَّلاَمُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ

Смысл: «Салам Аллаха, сохранность от бед и невзгод тебе, о Пророк صل الله عليه وسلَّم. Салам нам и всем праведным рабам Аллаха».

Ат-Тирмизи передаёт, что Анас (р.а) сказал: «Однажды Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал мне: «О сын мой, войдя в дом, приветствуй членов своей семьи, и это станет благодатью, как для тебя, так и для твоей семьи». И после этого желательно прочитать салават на Пророка *.

Молитв и поминаний, предназначенных для чтения путником, имеется множество и разного рода. Все молитвы, которые читаются в течение суток являются желательными и для путника. Тому, кто намерен отправиться в путь, желательно посоветоваться с родителями, обратиться за советом к благожелательному, сострадательному и опытному человеку. Если он сделает всё это и выяснится, что поездка является дозволенной и может принести пользу, ему следует сделать истихара (просить Аллаха благословения). Есть разные методы совершения истихары, можно сделать любой из них. Если исхихара подтверждает ваше намерение, то готовитесь к выходу в путь. Совершив омовение, выполняете сунна-намаз в два ракаата, и обращаетесь к Аллаху с мольбой о даровании вам того, чего вы желаете. Не следует забывать приготовить завещание, вернуть свои долги или попросить у кредиторов разрешения на путь. После этого следует попросить разрешения у родителей, а также, если есть возможность, то и у своего духовного наставника (устаз). Потом, искренне покаявшись в грехах, просите Аллаха о поддержке, исполнении вашей нужды. Необходимо также заранее разузнать всё, что вам может понадобится в поездке, приготовиться подобающим образом. К примеру, если человек отправляется для совершения хаджа, то для этого следует подготовиться очень тщательно.

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек не оставил своей семье ничего лучшего, чем два ракаата, совершённых им, прежде чем отправиться в путь». В первом ракаате данного намаза после суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Кафирун», во втором ракаате суру «аль-Ихлас», или суры «ан-Нас» и «аль-Фалак». После намаза желательно прочитать аят «аль-Курси» и суру «аль-Курайш», эти суры оберегают человека в пути от всего зловредного.

При выходе из дома также желательно, остановившись у ворот дома, трижды прочитать суру «аль-Фатиха» и после неё эту мольбу:

اَللَّهُمَّ احْفَظْنِي وَاحْفَظْ مَا مَعِي وَسَلِّمْنِي وَسَلِّمْ مَا مَعِي وَبَلِّغْنِي وَبَلِّغْ مَا مَعِي

Смысл: «О Аллах, сохрани и ниспошли благополучие мне и тому, что со мною, и доведи нас до желанной цели».

Затем желательно прочитать три раза аят «аль-Курси» и заново ту же указанную мольбу, потом суру «аль-Кадр» три раза, и заново ту же мольбу.

Отправляясь в путь, рекомендуется совершить такую мольбу для тех, кто остаётся дома:

أَسْتَوْدِعُ اللهَ دِينَكُمْ وَأَمَانَتَكُمْ وَخَوَاتِمَ أَعْمَالِكُمْ

Смысл: «Вверяю Аллаху вашу религию, то, что отдано вам на хранение, и исход вашего дела».

Желательно тем, кто остаётся дома, произнести для тех, кто отправляется в путь, вышеприведённую или следующую мольбу:

زَوَّدَكَ اللهُ التَّقْوَى وَغَفَرَ ذَنْبَكَ وَيَسَّرَ لَكَ الْخَيْرَ حَيْثُمَا كُنْتَ

Смысл: «Да наделит Всевышний тебя богобоязненностью, и да простит Он тебе грехи, и да облегчит Он для тебя благого, где бы ты ни был».

Также желательно прочитать азан (призыв к намазу) и молитву которая читается после него вслед за тем, кто отправляется в путь, лучше будет, если прочитать и икаму. Желательно попросить того, кто отправляется в путь, зачитать мольбу и для нас, так как мольба путника принимается Всевышним. Все вышесказанное взято из хадисов, приведённых великим хадисоведом и факихом имамом Ан-Наваи (к.с) в книге «Аль-Азкар».

Когда человек садится на транспорт (машину, лошадь), желательно произнести «Басмалу» и следующую молитву:

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَما كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إِلَى رَبِّنا لَمُنْقَلِبُونَ

Смысл: «Хвала Аллаху, который подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему».

Далее трижды произносим слова восхваления «اَلْحَمْدُ للهِ», а потом трижды «الله أكبر», и затем читаем:

سُبْحَانَكَ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي فَاغْفِرْ لِي إِنَّهُ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ

Смысл: «Пречист Ты, о Аллах! Поистине, я, совершая грехи, причинил себе вреда, прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя».

В достоверных хадисах, переданных со слов Али ибн Абу Талиба хадисоведами Абу Давудом, ан-Насаи и ат-Тирмизи, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم также поступал упомянутым образом.

В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи от Абу Хурайры (р.а), говорится, что посланник Аллаха* сказал: «Есть три мольбы, которые, несомненно, не останутся без ответа: мольба притесняемого, мольба путника, находящегося в дозволенной поездке, и мольба родителей, для своих детей».

У человека, который находится в пути, достаточно времени для мольбы, поэтому постарайтесь как можно больше просить Аллаха. Можно читать дуа и на своём родном языке.

В хадисе от Абу Хурайры (р.а) передаётся, что один человек попросил: «О посланник Аллаха*, я хочу отправиться в путь, так дай же мне наставление». Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Тебе следует страшиться Всевышнего и произносить слова «الله أكبر» всякий раз, как поднимешься на какую-нибудь возвышенность, и после этого читать:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهَوُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха единого, у которого нет сотоварищей, Ему принадлежит всё царство, и вся хвала направлена Ему, и Он над всякой вещью мощен».

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, чтобы эту мольбу не читали слишком громко. (Аль-Бухари, Муслим).

Желательно в пути читать и петь стихи, панегирики, разрешённые в Исламе, дабы поездка не стала скучной. Также желательно каждый раз при въезде в город или в село просить Аллаха их благо и защиты от их зла, читая следующую молитву:

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ خَيْرَ هَذِهِ الْقَرْيَةِ وَخَيْرَ أَهْلِهَا وَخَيْرَ مَا فِيهَا

وَنَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهَا وَشَرِّ أَهْلِهَا وَشَرِّ مَا فِيهَا

Смысл: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе этого населённого пункта и благе его жителей и благе того, что в нём есть, и прибегаю к Твоей защите от зла его, его жителей и зла того, что в нём есть!». Хадис привёл ан-Насаи. Это всё желательно в поездке независимо от вида транспорта. Во всех случаях надо вести себя так, чтобы ненадоедать и не мешать своим спутникам в путешествии. Также необходимо помочь больным и престарелым в поездке.

В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится, что посланник Аллаха *, будучи в поездке, останавливаясь на ночлег или для отдыха, говорил: «Если человек, который остановится где-либо, скажет эти слова, то ничто не причинит ему вреда, пока он не покинет это место».

أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللهِ التَّامَّاتِ مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ

Смысл:«Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал».

При возвращении с поездки. Желательно, когда человек вернётся с пути, совершить двухракаатную молитву, лучше совершить её в мечети, прежде чем заходить в свой дом. Также дойдя до своего населённого пункта, рекомендуется произнести следующие слова, которые Пророк صل الله عليه وسلَّم произносил в подобных случаях:

أَيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ

Смысл: «Мы возвращаемся, кающимися, поклоняющимися и Господу нашему воздавая хвалу!»

Возвращаясь с пути, желательно, исходя из своих возможностей, покупать подарки для членов семьи и родителям в частности. Также при входе в дом рекомендуется три или хотя бы один раз прочитать суру «аль-Ихлас». В хадисе сказано, что поступивший таким образом, будет избавлен от бедности и нужды. Обращаясь к тому, кто вернулся с пути, желательно сказать:

اَلْحَمْدُ للهِ الّذِي سَلَّمَكَ

Смысл: «Хвала Аллаху, который помог тебе благополучно вернуться».

Если человек вернулся с паломничества, то вместе с предыдущими словами желательно сказать и слова:

قَبَّلَ اللهُ حَجَّكَ وَاغْفِرْ ذَنْبَكَ وَاخْلُفْ نَفَقَتَكَ

Смысл: «Да примет Всевышний твой хадж и простит твои грехи и убережёт твоё имущество».

Истихара. Истихара – обращение к Аллаху с мольбой о благословении. Смысл совершения истихары заключается в том, что когда человек, желая совершить какое-либо дозволенное Шариатом деяние, сомневается, будет ли для него в его совершении благо.Тогда он обращается к Аллаху с мольбой наставить его на благополучное дело и помочь ему в этом. Истихара никак не является гаданием или предсказанием будущего, ибо они запретны (харам) в Исламе, а истихара – Сунна. Истихара – это испрашивание благословения у Аллаха. Например, вы желаете совершить какое-то дело. Истихара вам даст знать, будет ли польза для вашей Вечной жизни в его совершении или нет. Однако если вы захотите узнать, получите ли вы от данного дела материальную выгоду или что станет с вами, то истихара об этом не повествует, ибо это гадание, которому нельзя верить, оно запретно делать самому и запретно верить другим подобным людям. Так же истихара не совершается с целью узнать о приходе какого-то человека, или о нахождении потерявшегося, или о наступлении смерти, или о том, что произойдет в будущем и т.д.

Истихара делается примерно в таких делах: подождать ли данного человека, обратиться ли к кому-либо за помощью, купить или продать ли что-либо, выйти ли в путь, или с кем или в какой день выйти, жениться ли на той или иной девушке, выдать ли дочку замуж за того или иного парня, и т.п.

Нельзя делать истихара с целью выбрать: совершить ли какое-либо деяние, являющееся в Шариате запретным (харам) или обязательным (фарз). Потому что мы должны полностью осознавать, что запретное нельзя совершать, как нельзя и оставлять обязательное. Но если для обязательного деяния не указано конкретное время, то можно делать истихара для выбора времени, а не самого деяния. Истихара делается в дозволенном Шариатом деле, не являющемся обязательным, и в котором есть сомнение, будет ли оно благословенным или нет.

Есть несколько способов совершения истихары, но наилучшим является тот, которому Пророк صل الله عليه وسلَّم научил Джабира ибн Абдуллаха (р.а).

В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم учил нас, как следует испрашивать благословения Аллаха (истихара) во всех делах, подобно тому, как Он учил нас сурам Корана, и он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит сунна-намаз в два ракаата, а потом скажет:

اللَّهُمَّ إنِّي أسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ، وأسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأسألُكَ مِنْ فَضْلِكَ العَظِيمِ، فإنَّكَ تَقْدِرُ ولا أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلا أعْلَمُ، وأنْتَ عَلاَّمُ الغُيُوبِ، اللَّهُمَّ إنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أنَّ هَذَا الأمْرَ خَيْرٌ لي فِي دِيني وَمَعاشِي وَعاقِبَةِ أمْرِي، فاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لي، ثُم بارِكْ لي فِيهِ، وَإنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أنَّ هَذَا الأمْرَ شَرٌّ لي في دِينِي وَمعاشِي وَعاقِبَةِ أمْرِي، فاصْرِفْهُ عَنِّي، وَاقْدُرْ لِيَ الخَيْرَ حَيْثُ كانَ ثُمَّ رَضِّنِي بِهِ

Смысл: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом, и я прошу о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это. Если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им».

Способ, по которому делается эта истихара: выполнив малое омовение, совершаем двухракаатний намаз, и при этом в первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читается сура «Аль-кафирун», во втором ракаате читается сура «Аль-Ихлас». По завершении намаза читается вышеупомянутая мольба, после чего смотрим, что придется на сердце: к чему оно больше будет склоняться, в том и будет благо.

Однако для того, чтобы человек получил пользу от данного способа истихары, то есть узнал на что склоняется его сердце, он должен быть на высоком уровне перед Аллахом как и сподвижники или другие праведники. Таким людям, как мы, которые утопаем в греховном, трудно ожидать от этого пользу. Но есть и другие способы совершения истихары, как, например, истихара пророка Данияла (а.с), известная как истихара, совершаемая на чётках, и это легче для нас. Подобную истихару можно делать посредством чёток, камушков или зёрнышек. Но крайне необходимым условием данной истихары является наличие у совершающего её крепкой убеждённости в том, что она направит его, укажет ему на правильный путь, выход. В противном случае это ему не принесёт никакой пользы. Помимо этого нельзя думать, что показанное истихарой обязательно принесёт нам ожидаемый нами исход, т.е. исполнение конкретных мирских целей. Потому что, посредством истихары мы должны просить и стремиться к тому, что принесёт нам пользу в вечной жизни, а какой именно исход данного деяния для нас наиболее полезен на том свете, мы осознаем лишь покинув этот мир.

Поведение во время затмения солнца и луны. Мы иногда становимся свидетелями затмения солнца или луны. При этом нам не нужно бояться от этого явления, ибо они знамения Аллаха. Нам правоверным мусульманам нужно только совершать специальный намаз и читать молитвы.

Намаз, совершаемый при затмении солнца или луны, является важной сунной. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

إن الشمس والقمر آيتان من آيات الله، لا ينخسفان لموت أحد ولا لحياته،

فإذا رأيتم ذلك فادعواالله وكبّروا وصلّوا وتصدّقوا (رواه الخمسة)

«Солнце и Луна – знамения Аллаха, их затмение не указывает на смерть или рождение кого-либо. Когда вы увидите их затмение, делайте дуа, читайте такбир, совершайте специальный намаз и дайте садака».

Тем не менее, в последнее время эта молитва тоже оказалась заброшенной, многие обделяют её вниманием.

Время намаза, совершаемого при затмении солнца или луны, наступает с началом затмения солнца или луны и завершается с полным окончанием затмения, или с заходом солнца или луны. Этот намаз состоит из двух ракаатов.

Намерение перед молитвой произносится следующим образом: «Я на­мерен совершить желательную молитву затмения солнца (или луны) Все­вышнему Аллаху. Аллаху акбар». Затем читают суру «الفاتحة» и после её завершения совершают поясной поклон (руку'), как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают «الفاتحة» (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. В этих намазах два поясных поклона и два раза читают суру «الفاتحة». После него, как в обычном намазе, совершают два земных покло­на (саджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый рака'ат. Точно так же совершают и второй ракаат.

Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «تَشَهُّدْ» и произнесением завершающего приветствия «سلام» с поворотом головы сначала в правую, затем в левую стороны.

Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его рака'ат состоит из двух поясных поклонов и поэтому дважды читают суру «الفاتحة».

После каждого чтения суры «الفاتحة» рекомендуется читать и другую суру или аяты из Корана. Но совершить намаз можно и без них, мож­но даже совершить обычный двухрака'атный намаз с намерением на молитву по случаю затмения солнца или луны, если не получается совершить его вышеупомянутым способом. В хадисе от аль-Бухари сказано:

روى عن أبى بكرة: "فصلّى بهم ركعتين مثل صلاتكم" (رواه البخارى)

«Он (Пророк) совершил с ними два обычных ракаата».

Этот намаз желательно совершать коллектив­но, что является важной сунной Пророка صل الله عليه وسلَّم, как об этом сказано в вышеприведенном хадисе.

Сначала словами «الَصَّلَاةَ جَامِعَةً» («Все на молитву!») мусульман призывают к молитве, а потом коллективно совершают молитвы, после чего имам читает два раза хутбу (обращение-проповедь), как во время пятничной молитвы. В хутбе имам призывает правоверных к покаянию, раздаче милостыни, поминанию Аллаха и чтению ду'а.

Суру «الفاتحة» в молитве-намазе при затмении солнца имам читает про себя, а при затмении луны – вслух. Если этот намаз не совершили коллективно, его сле­дует совершать, хотя бы индивидуально.

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Затмение солнца или луны – это одно из многочисленных знамений Аллаха, подтверждающих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения солнца или луны не происходят. Когда вы увидите затмение, вы старайтесь поминать Аллаха, раскаяться и просить у Него прощения и совершать специальный намаз». Затмение солнца и луны не указывает на какое то происшествие. А смысл на­ставления Пророка صل الله عليه وسلَّم о необходимости поминать Алла­ха, совершать молитвы при затмениях, состоит в том, что затмения являются одними из проявлений могущества Аллаха. Затмение – это явление, напоминание людям о Судном дне, о признаках наступления его. При наступлении затме­ния луны или солнца человеку следует спешить поминать Всевышнего Аллаха, молиться и раскаиваться, прося прощения у Него!

Моления о ниспослании дождя. Иногда Аллах испытивает нас засухой. Во время засухи следуя за пророком Мухаммадом صل الله عليه وسلَّمжелательно (сунна) для каждого мусульманина просить Аллаха о ниспослании дождя. То есть за испрашивание дождя нам предусмотрено вознаграждение, если при этом намереваемся последовать Пророку صل الله عليه وسلَّم. Также желательно для всех раскаяться в грехах, поминать Аллаха, произносить мольбы, раздавать добровольные пожертвования. Также желательно совершать молитву прошения дождя в коллективе.

Молитва прошения дождя, т.е. намаз, совершаемый при засу­хе, является настоятельной сунной (سنّة مؤكّدة). Это такая суннна, которую Пророк صل الله عليه وسلَّمне оставлял. Сперва имам призывает джама'ат подготовиться к нему: в течение трёх дней соблюдать пост, покаяться в совершённых грехах, оплатить долги (у кого они есть). Просить прощения у обиженных, раздать бедным и сиротам садака, простить друг другу обиды, совер­шать как можно больше добрых дел и тем приблизиться к Аллаху. На четвёртый день поста, надев старую одежду, с благоговейной боязнью перед Всевышним все выходят на открытую местность. С собой приводят и детей, и стариков, и даже скот.

Молитва прошения дождя состоит из двух ракаатов, и совершают её так же, как и праздничные молитвы (صَلاَةُ الْعِيدْ).

Для молитвы прошения дождя нет строго фиксированного времени.

После намаза читается две проповеди (хутба), а вместо праздничного такбира читаются слова покаяния «истихфар», «أَسْتَغْفِرُاللهَ».

Исполнение этой сунны сегодня стало очень редким явлением. Во время засухи, по крайней мере необходимо стараться прося дождь читать в обязательных намазах хотя бы молитву «Кунут». В хадисе сказано, что посланник Аллаха, когда просил дождя, читал следующую молитву:

اَللَّهُمَّ أَسْقِ عِبَادَكَ وَبَهَائِمَكَ وَانْشُرْ رَحْمَتَكَ وَأَحْيِ بَلَدَكَ الْمَيِّتَ

Смысл: «О Аллах, напои рабов Твоих и животных Твоих, распространи милость Твою и оживи дождём Твою мертвую страну». Есть и другие варианты молитв.

Для каждого человека желательно часто повторять эту молитву во время засухи. Если же мы читаем молитву «Кунут» с целью испрашивания дождя, то в неё также включают указанную мольбу. Желательно добавить и эту молитву:

مَن يَرَى ولايُرَى وهو في مَنْظَرِ الاعْلَى فَرِّجْ عَنّى ما تَرىيا

«О Тот, кто видит и которого не видят, а Он на самом высоком уровне. Убери от нас те беды, которую Ты видишь».

Встречаются люди, которые считают, что выйти на поле и попросить у Аллаха дождя – ниже их достоин­ства, и смеются над теми, кто просит дождя. Ви­димо, их ослепляет и усыпляет то, что Аллах даёт им достаточно пищи и кормит их так, что они не чувству­ют голода. Когда обеспечены едой и другими благами, они думают: к чему мне просить дождь у Аллаха и совершать намаз прошения дождя? По своему невежеству эти люди не думают, что и сегодня в мире сотни тысяч людей умирают с голоду, что обеспеченная жизнь сегодня – только от милости Аллаха и испытание, и, не дай Аллах, может настать время, когда всего этого не будет. Эти невежды не понимают, что хоть сегодня и сыты, в любой час может случиться так, что и их настигнет костлявая рука голода. Тогда у этих людей не найдётся даже столько терпения и стойкости, сколько у окружающих их животных.

Совершить молитву прошения дождя следует хотя бы потому, что это сунна дорогого нам Пророка صل الله عليه وسلَّم, и потому, что в ней молящийся читает ду'а и предстаёт перед Господом миров – Аллахом, признавая свою нужду в Нём, в Его мило­сти, помощи и поддержке. Даже если дождя не будет, он хотя бы будет проявившим покорность Аллаху.

Когда идёт дождь. Дождь – великая милость Аллаха, за которую мы должны быть благодарными Аллаху.В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом от Аиши, да будет она угодна Аллаху, говорится, что когда посланник Аллаха * видел, что начинает идти дождь, он говорил:

اَللَّهُمَّ صَيِّبًا نافِعًا

Смысл: «О Аллах, сделай этот дождь полезным!» Желательно три раза повторять эту мольбу. Пророк صل الله عليه وسلَّم также сказал: «Мольба, с которой человек обращается к Аллаху во время дождя и перед чтением икамы, будет принята». Когда идёт дождь желательно просит Аллаха, чтобы дождь был благодатным и не было новоднения. Желательно после выпадения дождя или снега восхвалять Аллаха, выражать Ему благодарность за эти блага. Например, можно с этой целью читать суру «аль-Фатиха», или или просто произнести слова «الحمد لله».

При поднятии сильного ветра. При поднятии ветра тоже желательно просить, чтобы ветер был благодатным и не нанёс нам вреда. Нельзя проклинать ветер, это великое благо Аллаха. Неприязнь к ветру и ругань по отношению к нему может лишить человека мирских благ.

В хадисе, переданном Муслимом от Аиши, да будет она угодна Аллаху, сказано, что когда ветер начинал бушевать, Посланник Аллаха * говорил:

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ خَيْرَهَا وَخَيْرَ مَا فِيهَا وَخَيْرَ مَا أُرْسِلَتْ بِهِ وَأَعُوذُ بِكَ

مِنْ شَرِّهَا وَشَرِّ مَا فِيهَا وَشَرِّ مَا أُرْسِلَتْ بِهِ

Смысл: «О Аллах, поистине я прошу Тебя о благе его, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что с ним было послано, и прибегаю к Твоей защите от зла его, зла того, что он в себе несёт, и зла того, что с ним было послано!»

В другом хадисе, рассказанном Абу Давудом со слов Абу Хурайры (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Ветер, являющийся проявлением милости Аллаха Всевышнего, приносит собой как милость, так и мучение. Если вы увидите, что поднимается ветер, не поносите его, а просите Аллаха благо от этого ветра, и обращайтесь к Аллаху за помощью от его зла».

Если человек не знает читать эту мольбу на арабском языке, можно обращаться к Аллаху, читая подобную мольбу на своём родном языке.

Имам аш-Шафии сказал: «Никто не должен поносить ветры, ибо это – создания Аллаха, подвластные Ему, и воинства, которые принадлежат к числу Его воинов, и по Своему желанию Он делает их милостью, или наказанием». Когда поднимался сильный ветер, наш Пророк * также говорил:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهَا رَحْمَةً وَلاَ تَجْعَلْهَا عَذَابًا

«О Аллах, сделай его милостью, и не делай его мукой».

Когда поднимается ветер, ещё желательно читать такбир, произнося «الله أكبر» по три раза. Сообщается, что, когда один человек пожаловался Пророку صل الله عليه وسلَّم на бедность, он сказал: «Ты, должно быть, поносишь на ветер».Если хорошенко подумать, ветер иногда является великим и жизненно необходимым благом.

При виде падающей звезды. Ибн Мас‘уд сказал: «Нам Пророком صل الله عليه وسلَّم было велено не провожать глазами падающие звезды, а говорить следующие слова:

مَا شَاءَ اللهُ لاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِالله

Смысл: «Так пожелал Аллах, нет силы ни у кого, кроме Аллаха».

Во всех случаях жизни мы должны следовать за Пророком صل الله عليه وسلَّم, вести себя так, как вёл он в подобных ситуациях, ибо он для нас прекрасный пример во всех делах.

Выражение благодарности. Знай, что если человеку будут оказаны явные блага или если его минуют явные бедствия, желательно, чтобы он совершил намаз благодарности Аллаху, воздать Ему хвалу и поблагодарить Его. Если же это не представляется возможным, то желательно читать хотя бы суру «аль-Фатиха» с подобным намерением, ибо это является самым лучшей словесной формой выражения благодарности Аллаху. Лучше читать его сто, десять раз, а если не получается, то хотя бы один раз.

Когда человек услышит кукареканье петуха, то желательно просить Аллаха о милости, ибо петух кричит тогда, когда видит ангела. Если же услышит рев осла или лай собаки, желательно просить Аллаха: защити от шайтана, так как они лают при виде шайтана.

При виде пожара. При пожаре надо делать всё, что в наших силах для его тушения и уменьшения его вреда, ибо обязанностью мусульман является оказывать помощь попавшим в беду. В добавок надо объявить об этом другим, в первую очередь пожарникам. Также желательно читать молитвы. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если увидите пожар, произносите слова такбира «Аллаху акбар», поистине, такбир поможет потушить его». Кроме того, в подобных обстоятельствах желательно обращаться к Аллаху с такими же мольбами, как и в случае постижения несчастий, скорби, ибо пожар тоже беда.

Покидая собрание. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если человек, собирающийся покинуть собрание, в котором он много говорил и скорее всего впадал в грехи, если он перед уходом, сожалев о содеянном, обращаясь к Аллаху скажет следующие слова, то ему простят все его грехи, совершённые в этом собрании:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ

Смысл: «Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё искренное покаяние».

Пророк صل الله عليه وسلَّم также сказал: «Человек, который сядет где-либо или находится в пути, не помянув Аллаха, или уляжется где-либо, не помянув там Аллаха или не благословив Пророка *, впадёт в грех и его постигнет огорчение за это. Всевышний, если захочет, накажет его за это, а если захочет – простит его». Так говорится в достоверных хадисах, переданных от сподвижника Абу Хурайры (р.а).

Поэтому, постарайтесь привыкнуть к поминанию Аллаха (зикр) и чтению салавата, занимая место на каком-либо собрании или покидая его.

Любовь и дружба. В хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если человек полюбит своего брата по вере, то пусть сообщит ему о том, что он любит его».

Пророк صل الله عليه وسلَّم также сказал: «Если один человек дружит с другим, пусть узнает его имя и имя его отца и спросит, из какого он племени и населённого пункта, ибо это будет способствовать укреплению уз дружбы».

Избавление от невзгод. В хадисе, расказанном ат-Тирмизи, говорится, что посланник Аллаха * сказал: если кто-либо узнает, что человека постигла какая-либо беда, то пусть выражая благодарность за то, что Всевышний не наслал на него такие же бедствия, и восхваляет Его следующими словами:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي عَافَانِي مِمَّا اِبْتَلاَكَ بِهِ وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً

Смысл: «Хвала Аллаху, который избавил меня от того, чем испытал тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал». И тогда это бедствие не коснётся его.

Желательно произнести эту мольбу так, чтобы тот, кого постигло несчастье, не услышал её, дабы ему не стало тягостно из-за этого. Но если эта беда является грехом, то можно читать и громко, чтобы тот оставил этот грех, который является бедой.

На рынке. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и Хакимом со слов Умара бин аль-Хаттаба (р.а), говорится, что посланник Аллаха * сказал, что если человек, который придёт на рынок, а также и в другие места, где люди предают Всевышнего забвению, скажет:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَيُمِيتُ

وَهُوَ حَيٌّ لاَ يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему хвала! Он оживляет и умерщвляет, а Сам Он – живой, который не умрёт, всё благо в Его власти, и Он над всякой вещью мощен», то Всевышний запишет ему совершение тысяч добрых дел, сотрёт тысяч его дурных дел и возвысит его на тысячу ступеней и построит ему дворец в Раю.

Некоторые праведники, шейхи, даже если у них не было никакой нужды, ходили на рынок и другие места где собираются люди только для того, чтобы прочитать там указанную мольбу. Также говорят, что он получит воздаяние в количестве людей, которые собрались в этом месте.

Когда человек смотрит в зеркало. Желательным является, чтобы человек имел с собой зеркало.Али бин Абу Талиб (р.а) передаёт, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, когда смотрел на себя в зеркало, говорил:

اَلْحَمْدُ للهِ اَللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي فَحَسِّنْ خُلُقِي

Смысл: «Хвала Аллаху! О Аллах, сделай мой нрав прекрасным также, как сделал Ты прекрасным мой облик».

Во время кровопускания. Кровопускание (хиджама) с целью укрепления здоровья является достохвальным деянием и сунной. Это один из методов лечения медицины Пророка*. В современной медицине его называют гирудотерапией и получил широкое распространение. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم также совершал кровопускание и рекомендовал его другим. Али передаёт, что посланник Аллаха * сказал: «Кровопускание принесёт больше пользы, если в это время будет читать аят “аль-Курси”».

Когда онемеет нога. Если тот, у которого онемеет нога, произнесёт имя того человека, которого он любит больше всех, то оно пройдёт. Так передают сподвижники Пророка* Ибн Умар и Ибн Аббас. Когда у них онемели ноги, они говорили имя Пророка صل الله عليه وسلَّم и это переставало.

Непристойное выражение. Хузайфа сказал: «Я пожаловался посланнику Аллаха صل الله عليه وسلَّم на то, что не могу избегать в своей речи непристойные выражения, тогда Пророк * сказал: «Почему бы тебе нё просить Аллаха прощения за эти слова, я же, поистине, прощу Всевышнего и великого Аллаха о прощении по сто раз в день».

Дарение подарка. Когда Пророку صل الله عليه وسلَّم подарили овцу, он сказал Аише, да будет она угодна Аллаху, чтобы её зарезали и раздали. Тогда Аиша (р.а) велела слуге делать это. Когда слуга вернулся, Аиша, да будет она угодна Аллаху, спросила, что они сказали, тот ответил, что они сказали:

بَارَكَ اللهُ فِيكُمْ

Смысл: «Да благословит вас Аллах». Тогда Аиша, да будет она угодна Аллаху, сказала:

وَفِيكُمْ بَارَكَ اللهُ

Смысл: «Да благословит Всевышний и вас». Затем она продолжила: «Мы сделали им такой же дуа, что и они, а нам в добавок остается награда за садака».

Хадис передал Ибн Санний от Аиши, да будет она угодна Аллаху. Таким же образом желательно поступать и нам.

То есть, если кто-либо за наше добро ответит нам хорошей мольбой за нас, то нам желательно поступать таким же образом, чтобы в итоге у нас получилось больше блага.

Когда кто-либо избавит вас от того, что вам не нравится. Очень ценится в Исламе помощь в избавлении людей от вредного.Абу Аюб аль-Ансари рассказал: «Я убрал с Пророка صل الله عليه وسلَّم то, что ему не нравится, т.е то, что может быть ему вредно. Тогда посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал:

مَسَحَ اللهُ عَنْكَ يا أَبَا أَيُّوبَ مَا تَكْرَهُهُ

Смысл: «О Абу Аюб, да избавит Всевышний и тебя от того, что тебе не нравится и вредно». Исходя из сказанного, является сунной убрать от других, то что вредно, например грязь, нечисть, пыль, вредоносные насекомые, поправить его одежду и т.д., а также читать за него такую же молитву как и любимый Пророк صل الله عليه وسلَّم. Можно читать и другую молитву, и, в частности, на неарабском языке.

При виде первых плодов. Имам Муслим передает, что Абу Хурайра сказал: «Когда люди видели первые созревшие плоды, они приносили их посланнику Аллаха صل الله عليه وسلَّم. Взяв их, он просил у Всевышнего благодати в этих плодах, а потом он подзывал к себе самого маленького ребёнка и отдавал эти плоды ему, чтобы тот отведал их». Для нас также является сунной поступать так. Например, принести наши плоды к праведнику, шейху, учёному-богослову, живущим вблизи от нас, или старшине семьи, чтобы он зачитал мольбу и просил Аллаха благословение, а потом угостил ими маленьких детей.

Увещевание и обучение. Знай, что человеку, который увещевает или обучает чему-либо других людей, желательно придерживаться умеренности и не утомлять их долгими беседами, чтобы это не наскучило им, поскольку в подобном случае ощущение сладости и величественности знания покинет их сердца. И тогда это не принесёт им пользы. Умеренность необходимо и для того, чтобы не вызвать у них отвращения к знанию и благим словам, ибо тогда они станут совершать то, от чего их призывают воздерживаться.

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом от Шакика, говорится: «Ибн Масуд наставлял нас каждый четверг. И как-то раз я сказал ему: “О Абу Абдурахман, поистине, нам хотелось бы, чтобы ты наставлял нас ежедневно”. Тогда Ибн Масуд сказал: “Поступать так мне мешает лишь то, что я не хочу утомлять вас. Вот почему я увещеваю вас не каждый день, как поступал и посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, который увещевал нас лишь в отдельные дни, опасаясь, что иначе его слова вызовут у нас скуку”». Так же не желательно, будучи в коллективе мусульман, читать мольбу слишком долгое время, желательно чтобы она состояла из 7-10 слов. А когда же он находится сам в уединении, то может просить сколько угодно. При удлинении дуа кому-то она может надоесть, а тогда Всевышний будет гневаться, что очень опасно. И вдобавок к этому, среди большого множества людей могут быть и спешащие по разным уважительным причинам, и этим людям удлинение дуа может приносить вред.

В другом хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Не затягивайте пятничную проповедь-хутбу долго, её непродолжительность – способствует её пониманию, так не удлиняйте же хутбу».

Великий учёный-богослов Ибн Шихаб сказал: «Когда собрание затягивается надолго, то в нём шайтан находит свой удел». То есть шайтану легче становится испортить его пользу, толкая людей на греховное.

Побуждение к совершению благих деяний. Всевышний в Коране сказал:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى (المائدة، 2)

Смысл: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура «аль-Маида», аят 2).

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек, который призывал людей к правильному пути, получит награду, равную наградам всех тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. А тот, кто призывал людей к заблуждению, понесёт на себе такой же грех, равный грехам тех, кто последует за ним, что никак не облегчит их собственных грехов».

В другом хадисе говорится: «Тот, кто укажет на благое, получит такую же награду, как и совершивший это благое».

В хадисе, рассказанном Муслимом и аль-Бухари от Сахла ибн Саида, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, обращаясь к Али (р.а) сказал: «Клянусь Аллахом, если Всевышний через тебя выведёт на путь истины хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше, чем красные верблюды[66]».

Хадисов с таким смыслом имеется множество, постарайтесь, по мере возможности и с искренним намерением, побуждать людей к совершению благого, если даже человек не сможет сделать этого имея намерение, то он получит соответствующее вознаграждение.

Увещевание. Каждый человек: стар и млад, мужчины и женщины, обязаны наставлениями и советами побуждать людей к совершению благого и оставлению порицаемого, кроме тех случаев, когда он уверен, что увещевание приведёт к нежелательным последствиям. Наставлять людей следует мягко, вежливо и красивым образом. Некоторые не обращают на это внимание, говоря, что они стесняются. Но такой стыд не является из веры (иман), ибо истинный стыд, исходящий от веры, приводит только к благому делу. А подобное пренебрежение сказанным, может привести к плохим последствиям. Увещевание людей о благом является высоконаграждаемым и очень трудным действом. Особенно следует увещевать и наставлять на благое, начиная со своих родных и близких, сам показывая им соответствующий хороший пример. Если мы сомневаемся в пользе нашего призыва, то желательно осторожно пробовать. Если действительно результат плохой, то надо оставить это дело. Крайне нежелательно оставлять это из-за трудностей которые нам приходится перенести. В таких ситуациях помните, какие большие трудности переносили пророки и праведники, призывая людей к благому. Если есть уверенность, что это принесёт пользу, то это становится обязательным (фарз) для него, и поэтому его оставление будет грехом. Если мы хотим наставлять посторонных людей, то в таком случае должны быть более осторожными.

Спор. Если кто-либо спорит с другим, и тот предложит поступать соглано решению Шариата, то он должен с радостью принять такое решение. Если соперник скажет, что в Коране и в хадисе не так, как он этого делает, то ему запрещается сказать, что он за ними не последует. Бывают люди, которые говорят в спорах, когда им поясняют, что то, что они делают, не соответствует Корану и Сунне, что им это соответствие не нужно, или что за ними они не следуют. Такие слова могут привести человека в неверие (куфр), проявляйте предосторожность.

Выполнение договора. Всевышний Аллах в Коране и посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم в хадисах повелевают нам исполнять обещание. В Коране сказано, что невыполнение обещания и нарушение слова вызывают сильный гнев Аллаха. В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари со слов Абу Хурайры (р.а), говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает, а когда ему доверяются, он предаёт. Такой человек, даже если он постится, молится и утверждает, что он является мусульманином, он является лицемером». А лицемерам в Коране обещано страшное мучение.

Учёные-богословы единодушны во мнениях о том, что если кто-либо обещает человеку сделать то, что не является запретным по Шариату, он должен выполнить данный договор. Некоторые богословы сказали, что это является обязательным, а если человек не выполнит этого, то он впадает в большой грех.

Имамы Абу Ханифа и аш-Шафии сказали, что исполнение такого договора является Сунной, а если человек не выполнит своё обещание, то он упускает заодно большое вознаграждение, и последнее является очень недостойным мусульманина поступком.

Во многих случаях ссоры, конфликты, ненависть друг к другу, и разрыв отношений между людьми возникают вследствие невыполнения обешанного. Выполняйте свои обещания и не нарушайте договора. Не зря говорят в народе, что для мужчины лучше смерть, чем невыполнение договора.

При виде того, что человеку понравится, или того, что ему не понравится. В достоверном хадисе, переданном Ибн Маджа от Аиши, да будет она угодна Аллаху, говорится, что Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, когда видел нечто такое, что ему нравилось, восхваляя Аллаха, произносил:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي بِنِعْمَتِهِ تَتِمُّ الصَّالِحَاتُ

Смысл: «Хвала Аллаху, по милости которого благое достигает совершенства».

Если же он видел нечто такое, что ему не нравилось, он, восхваляя Аллаха, говорил:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ عَلَى كُلِّ حَالٍ

Смысл: «Хвала Аллаху, чтобы ни случилось во всех ситуациях». Восхвалять Аллаха мы должны всегда, ибо он всегда поступает мудро, понимаем мы эту мудрость или нет.

Посещение бани. Посещение бани или сауны с соблюдением требований Шариата и гигиены, благое деяние.Когда говорится о нежелательности посещения бани и что это место обитания шайтана, имеется ввиду ту баню, которая не соответствует всем требованиям религии. Сама по себе посещение бани даже очень хорошо. Согласно хадисам пос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: