Этика пользования телефоном и интернетом. Поведение в общественных местах

Этика пользования телефоном, телевизором и интернетом. Телефон, телевизор, интернет и другие средства связи и информационные технологии являются благами, которыми одарил нас Всевышний Аллах. Они экономят наше время, помогает быстрому ре­шению многих важных проблем. Но как и любые другие блага они могут нам принести не только добро, но и зло. Например нож, лекарства или простая палка приносит нам пользу при правильном использовании, а при неправильном использовании могут принести даже большую беду. Все блага мы должны использовать только для пользы.

Мы также обязаны проявлять благодарность за каждое благо, дарованное нам Всевышним. А истинным проявлением благодарности является использование благ для того, для чего они нам даны. Как известно, всё сущее в том числе и телефон и интернет и тому подобное сотворено Всевышним для пользы человечеству. Исходя из сказанного, эти или другие блага надо использовать правильно и только тогда, когда от этого есть польза. Греховно использовать их без пользы и тем более во вред кому-то бы ни было. Также неприлично пользоваться ими, когда в этом нет необходимости.

Кроме этого существуют и ещё некоторые этические нормы пользования телефоном и интернетом:

Общаться по телефону или интернету без необходимости, зани­маться пустословием, вести бесполезные общения, долго шутить, беспокоить других и т. п. – всё это не со­ответствует этике пользования телефоном и правилам поведения вообще. А если это общение приносит вред, то это категорически запрещено. Несмотря на такое предписание религии, даже многие считающие себя верующими в Аллаха люди спокойно нарушают эти божественные заповеди.

Неприлично также без острой необходимости звонить по телефону до утреннего на­маза, поздно ночью, днём во время обеденного отдыха, коротко говоря в то время, когда ты можешь испортить его покой или создавать ему неудобства.

Неприлично разговаривать по телефону долго, ибо мы не знаем состояние нашего собеседника, он, воз­можно, торопится или, может, кто-то другой срочно хо­чет позвонить ему. Когда вам звонят, сняв трубку, дайте звонящему знать, кто вы такие и что вы слушаете его, может он ошибся номером.

Звонящий должен начать свой разговор с приветствия, ибо он в этот момент также подобен входящему в дом. После этого желательно спрашивать его, удобно ли ему разговаривать с тобой. Затем следует представиться, назвать своё имя и после ответа собеседника на приветствие сразу сказать о цели свое­го звонка. Разговор тоже следует завершить словами благодарности и приветствием. Также хорошо как и при встрече делать хорошую дуа или прочитать салават.

В соответствии с требованиями Ислама, гостю не следует поднимать трубку и отвечать на телефонный звонок в чужом доме, даже если хозяина дома нет. Мо­жет быть, хозяин не желает, чтобы другие узнали, кто ему звонит, или, может, телефон параллельный и в дру­гой комнате звонящему ответит жена хозяина дома. За­прещается слушать разговор двух лиц при параллель­ном телефоне, если нет уверенности о том, что они не против. Как только узнаете, что двое говорят, сразу же следует повесить трубку. Мало кто захочет, чтобы при разговоре по те­лефону их подслушивал посторонный человек. В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, гово­рится: «Если двое говорят и третий подслушивает их против их желания, то Аллах в Судный день за­полнит его уши раскалённым свинцом».

Что касается интернета, то там мы можем найти и хорошее и плохое, это как свалка, ибо там можно сталкиваться с самыми грязными вещами. Поэтому в интернете можно посмотрет только в полезные информации и только для пользы. Нельзя и по интернету распространять ложь, клевету, сплетни. Также нельзя заниматься мошенничеством и обманом, успокаиваясь тем, что нас люди не видят, ибо Аллах всё время видит нас.

Также и телевизор нужно использовать для пользы. Нельзя смотреть передачи от которых нет пользы для вечной жизни или подготовке к нему. Как правило, очень много времени отнимает у нас и телевизор и интернет. Мы должны учитывать, что за каждый миг мы в ответе перед Всевышним и исходя из этого следит за собой и не расслабляться. Из-за них мы теряем не только блага вечной жизни, но и блага земной жизни, ибо за эту попусту проведённое время мы могли достаточно зарабатывать, занимаясь полезными делами.

Мудрость гласит «делу время, потехе час», а у нас обычно получается наоборот. Вообще, большая часть современной жизни перевёрнута, то есть, делают то чего не нужно или нельзя и как следствие упускают то что необходимо или полезно. Многие до глубокой ночи смотрят не только бесполезные, но и вредные передачи или раговаривают по телефону или общаются по интернету и вовремя не встают и на намаз и опаздывают на работу и не находят время для поминания Аллаха после утреннего намаза до восхода солнца, что очень ценится в Исламе. Всегда надо соблюдать золотую середину.

Поведение в общественных местах. Мы должны вести себя согласно предписаниям Аллаха и в общественных местах, в том числе и на разного рода собраниях, и на отдыхе, и на улице. Мы замечаем, что большинство мероприятий в современном мире не только не отвечают этическим нормам Шари'ата, но и прямо противоречат обязательным его предписаниям. Конечно, в тех местах, где Шариат не разрешает принимать участие нам категорически запрещено.

Ислам для всех случаев жизни устанавливает самые полез­ные и целесообразные правила поведения, соблюдение которых, полезно для всех людей и на этом и на том свете. Строгое следование всем предписаниям Ислама, обязательно станет источником несметных милостей от Аллаха и в этой жизни и в ахирате. Вот некоторые правила поведения на разного рода собраниях:

- При входе на место сбора людей после басмалы и салавата желательно прочитать мольбу, упомянутую в хадисе Пророка صل الله عليه وسلَّم переданном Абу Давудом:

اللهم اني أسألك خير المولج وخير المخرج باسم الله ولجنا

وبسم الله خرجنا وعلى ربَنا توكلنا

«О Аллах, я прошу у Тебя блага вхождения в этот маджлис и выхода из него. Мы заходим с именем Аллаха и выходим с Его именем, и лишь на Аллаха мы уповаем».

- При входе, если это общее заседание или собра­ние, приветствуйте всех и садитесь на свободное место с краю. Если веду­щий предлагает конкретное место, то займите его. Если же это особое собрание, где мало участников, то, приветствуя всех, пожмите им руки по очереди и сядьте с краю. Сподвижник Пророка صل الله عليه وسلَّم Джабир рассказал: «Во времена Пророка* мы садились на собрании там, где оставалось свободное место» (Абу Давуд).

- Если появилась необходимость покинуть собрание, следует попросить разрешения, поприветствовать людей и после этого уйти. А в некоторых случаях, смотря на обстановку, можно уйти и тихо без спроса.

- Нарушением этики считается сесть между двумя людь­ми, раздвинув их. Но если между ними есть свободное ме­сто, то в этом случае садиться между ними разрешается.

В хадисе говорится: «Разделять двух людей, сидя­щих рядом, запрещается, кроме как с их позволе­ния» (Абу Давуд и Тирмизи).

- Нельзя поднимать другого, чтобы занять его ме­сто, это считается нарушением этики. По возможности сидящим следует подвинуться и таким образом позво­лить пришедшему сесть. В хадисе говорится: «Вы не вставайте с места и не садитесь на место друго­го, только, отодвигаясь, помогите другому сесть» (аль-Бухари и Муслим).

- Если люди сидят кругом, то не следует никому са­диться в центр круга.

- Нарушением этики считается сидеть в ущемляю­щей окружающих позе, кроме тех случаев, когда имеется на то уважительная причи­на.

- Если кто-либо на заседании встанет и уйдет по делу, нельзя занимать его место, пока не бу­дет известно, что он не вернётся. Если вы заняли его место и он вернулся, следует освободить ему место. В до­стоверном хадисе говорится: «Если один из вас уйдет (из собрания) и потом вернётся, то он заслужива­ет, чтобы ему освободили его место» (Муслим).

- Если собрались вместе трое, двоим не следует пе­реговариваться друг с другом, чтобы третий при этом не почувствовал себя лишним или чтобы сомнительные мысли не завладели им. Ведь он может подумать, что про него говорят плохо, или ему может стать скучно. В хадисе говорится: «Когда вас трое, не разговаривайте вдвоем, пока другие не подойдут. Это может обидеть третьего» (аль-Бухари, Муслим). Также не одобряется двоим разговаривать друг с другом на языке, которого не понимает третий.

- Соблюдением этики собраний считается входить с правой ноги, пожимать руки и раздавать садака. Начать раздавать садака желательно справа, а если кто сидит слева является старшим по возрасту или более почитаемым, до­стойным человеком, то одобряется начать слева.

- В хадисе говорится: «Вы отдавайте предпочте­ние правой стороне». Однажды, когда Пророк صل الله عليه وسلَّم пил воду, слева от него сидел Абу Бакр. Он попросил разрешения у того, кто справа, чтобы сначала предло­жить воду Абу Бакру Это было проявлением особо­го уважения Пророка* к Абу Бакру.

- К тем кто приехал издалека или почитаемым людям следует, прояв­лять уважение, встать, поприветствовать их и по­садить на подобающее их достоинству места. Но люди сами не должны желать, чтобы их почитали особо. Смысл хадиса, который гласит: «Вы не вставайте подоб­но неарабам» в том, чтобы не уподоблялись неарабам, низко кланяясь и пол­зая на коленях.

- На собраниях, где часто заходят и вы­ходят, каждый раз вставать не следует. Если у какого-то народа есть традиция вставать при по­явлении тех или иных людей и не встать у них считает­ся оскорблением, в этом случае считается целесообраз­ным встать. При этом мы не только выражаем уважение к старшим, к традициям, но мы защищаем себя от их оби­ды, укрепив в них доброе отношение, ведь мусульманин всегда должен вести себя целесообразно и в соот­ветствии с обстановкой.

- Соблюдением этики также считается уважение к го­стю. Следует предложить ему сесть на достойное, место. В хадисе говорится: «Если по прибытии брата- мусульманина кто-либо в знак уважения подаст ему подушку, чтобы он сел на ней, Аллах простит ему грехи». Такое ува­жительное отношение укрепляет братство мусульман, объединяет их.

- Наведение порядка, уборка в доме для приёма го­стей и людей, прибывающих на маджлис, также счита­ется соблюдением этики маджлиса. Этической нормой также считается прибытие на маджлис искупавшись, чисто и опрятно одетыми, предварительно умастившись благовониями.

В достоверном хадисе говорится:«Тот, кто съел чеснок или лук, пусть отдаляется от нас и от на­ших мечетей» (аль-Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Аллах добр и любит добро, Он милостив и любит милосердие, щедр и любит щедрых, вы очищайте пороги своих домов, дворы перед домами…» (ат-Тирмизи).

- Соблюдением этики собрания считается чтение по его завершении суры «Аль- 'Аср», а затем следующей мольбы:

سبحانك اللهم وبحمدك أشهد أن لا اله الا أنت عملت سوءا

وظلمت نفسي أستغفرك وأتوب اليك

«Я верю всем сердцем, о Аллах что Ты пре­чист от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Я сви­детельствую, что нет ничего и никого достойного по­клонения, кроме Тебя. Я совершил зло и притеснил себя, я прошу у Тебя прощения моих грехов и к Тебе я обраща­юсь с покаянием!»

В хадисе говорится: «При чтении этой мольбы смываются грехи недозволенной речи, произнесён­ной на этом собрании» (ат-Тирмизи, Байхаки).

- Соблюдением этики маджлиса считается вниматель­но и не прерывая выслушать говорящего. По завершении его выступления или речи можно задавать вопросы, спрашивать о том, что непонятно. В ха­дисе говорится: «Когда говорил Пророк, сподвижники слушали внимательно и были так спокойны, что птицы могли бы сесть на их головы» (ат-Тирмизи).

- К этике почитания маджлиса также относится не­допущение криков и истерики во время выступления или разговора. Слушаться надо внимательно и нельзя мешат другим слушать.

- На собрании, не следу­ет шутить так, чтобы обидеть кого-либо. В хадисе гово­рится: «Некто бросает реплику, чтобы рассмешить других людей, и полагает, что это мелочь. Из-за этой реплики он может быть брошен в Ад, до дна которого расстояние в семьдесят лет» (аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи).

В смешной ситуации или при смешном слове не­прилично на собрании смеяться громко, желательно просто улыбаться.

- Этикой маджлиса считается воздержание от курения, особенно, если это помещение. Ибо курением не только мы вредим себе но это крайне неприятно окружающим. Это нельзя понимать так, что мы разрешаем курить там, где нет людей. Курение сам по себе грех. Но его грех увеличивается при курении среди людей, особенно детей, женщин и больных.

- Соблюдением этики собрания считается по его завершении приветствовать друг друга саламом, прощать обиды и попросить друг друга прочитать хорошую мольбу и рсстаться с миром.

Этика поведения на улице. Всевышний Аллах сотворил землю и создал людей для того, чтобы они обитали на ней не мешая друг другу, а помогая. Аллах разъяснил людям, как вести себя во всех случаях земной жизни, и объявил, что те, кто не подчиняется велениям Аллаха, не познают истинного счастье этого и загробного миров.

Несмотря на то, что Все­вышний Аллах через Пророка* учил людей о поведении во всех сферах жизни, многие не соблюдают их, в том числе и правила дорожного движения, и как следствие происходит очень много ДТП, с печальным исходом.

Каждый участник движения, будь он водителем транспорта или пешеход, должен знать, что из-за его небреж­ности и безответственности, из-за несоблюдения правил дорожного движения может произойти авария и пострадать невинные люди и что ему придётся держать ответ за это в обоих мирах.

Немало среди нас водителей-нарушителей, которые стали причиной больших катастроф и бедствий, привед­ших к гибели невинных людей.

В Коране говорится:

وما أصابك من حسنة فمن الله وما أصابك من سيئة فمن نفسك

Смысл: «Всё благое, что выпадает тебе – от Бога, а всякое несчастье, что постигает – от тебя самого, оно является как часть возмездия Бога за грехи, тобой совершённые» (4:79). В Коране ещё сказано:

وما أصابكم من مصيبة فبما كسبت أيديكم ويعفو عن كثير

Смысл: «Какое бы бедствие не постигало вас, это - часть того, что заслужили вы своими плохими деяниями. Но прощает Он многое» (42: 30).

Следовательно, если мы будем соблюдать этику в сво­ем поведении, Аллах, защитит нас от бедствий. Если даже Аллах ниспошлёт нам в таком случае бедствие как испыта­ние, оно окажется для нас милостью, и на том свете нас не накажут за это.

В основе этики поведения на улицах лежит принцип не создавать помехи для участников дорожного движения, в том числе не выбрасывая мусор на улицу. В хадисе сказано, что одним из предписаний Ислама является убирание с дороги то, что мешает прохожим. Если исходя из этого хадиса мы обязаны убрать помеху, как же тогда можно самим создавать помеху. Нет разницы, создаём мы помеху находясь на транспорте или без него, мы несём ответственность за ущерб нанесённую из-за ошибок нашего поведения.

Рекомендации при вождении ав­томобиля.

1. Если кто-либо учится на водителя, он обязан серьез­но относится к учебе и учиться прилежно.

В хадисе Пророка*, рассказанном Байхаки, говорится: «Если раб Аллаха делает какую-то работу, Аллах любит, чтобы он это выполнял в совер­шенстве». Если шофёр профессионально подготовлен, имеет соответствующие знания и если без его вины слу­чилось что-то непредвиденное, то ему не придётся отве­чать за это перед Всевышним Аллахом.

2. Водитель обязан точно соблюдать все правила до­рожного движения.

Пророк*, говорил: «Вы лучше знаете ваши мирские дела» (Муслим). Этот хадис разъясняет нам, что если мы работаем в какой-то области, то мы должны следовать принятым нормам и советам ком­петентных специалистов в этой области. Специалисты, которым Аллах дал соответствующие знания, выработали правила до­рожного движения, прошедшие проверку на практике, по­этому водитель обязан соблюдать эти правила. Если же он их нарушит, то будет вынужден отвечать за это в этой жизни и перед Аллахом.

3. Необходимо стараться всегда быть в омовении. Шо­фёр – профессия большого риска, и поэтому, лучше быть в омовении. В хадисе говорится:«Толь­ко совершенный правоверный старается всегда на­ходиться в омовении» (Ибн Маджах, Хаким). Один из праведников в ночь перед смертью совершил омовение 70 раз, желая умереть в состоянии омовения. Нахождение в омовении может стать и поводом для того, чтобы избежать аварийной ситуации, если на то бу­дет воля Аллаха.

4. Прежде чем сесть за руль, следует тщательно осмо­треть автомобиль, как того требуют нормы техническо­го обслуживания, и не следует выезжать на машине, если она неисправна.

5. Прежде чем сесть на транспорт, следует произнести слова «Басмалы, салават и три раза прочитать суру «Инна анзальнаху». Тот, кто сядет за руль после трех­кратною чтения указанной суры, вернется целым и не­вредимым, если на то будет воля Аллаха. И садится в транс­порт по возможности следует с правой ноги.

6. Прежде чем завести двигатель машины, также сле­дует произносить: «Басмалу», а по­том начать движение. «Все важные дела, не начатые с «басмалы», лишены благодати», - говорится в хадисе, переданном Абу Давудом, Насаи и Ибн Маджахом.

7. Садясь в машину, следует благодарить Аллаха за те блага, которыми Он одарил нас, – за транспорт, которая не дает нам уставать, везёт наш груз и быстро довозит до желанной цели, произнеся следующие слова:

باسم الله الحمد لله سبحان الذي سخر لنا هذا وماكنا له مقرنين وانا الي ربنا لمنقلبون

«Начинаю с именем Аллаха и вся хвала Аллаху. Я убеждён, что Аллах который подчинил нам этот транспорт чист от всех недостатков, если бы Он не под­чинил его нам, мы бы этого сделать не смогли. И поисти­не, все мы вернемся на тот свет к своему Господу». Затем три раза произносим:

«الحمد لله» «الله أكبر» «سبحان الله»

Если мы отправляемся далеко, то следует читать и молитвы для сафара, упомянутые выше.

8. В хадисе говорится: «Торопливость исходит от шайтана, а спокойствие - от Аллаха» (ат-Тирмизи). В другом достоверном хадисе, рассказанном аль- Бухари, говорится, что Пророк * сказал: «Поистине, Аллах любит, чтобы мы все делали обдуманно и спокойно». Нельзя превышать скорость, особенно в тех местах, где это запрещено правилами; не следует обгонять дру­гой автотранспорт там, где нет полной уверенности в безопасности, особенно если по встречной полосе при­ближается машина. Ответственность за аварию, совершенную в результате превышения скорости, ложится на водителя, и ему придется держать за это ответ как на этом свете, так и перед Аллахом на том свете.

9. Во время вождения автомобиля необходимо стараться всегда поминать Аллаха. В хадисе сказано: «Аллах всегда бывает с тем, кто поминает Его» (Байхаки, Хаким, Ибн Хаббан, Ибн Маджах). А чело­век, с которым Аллах, всегда защищен.

10. Нельзя вести машину по опасной дороге, если вы не уверены в её пригодности для проезда. Если есть уве­ренность, машину вести разрешается, в противном слу­чае Шари'ат запрещает (харам) ехать по ней.

11. Нельзя вести машину в состоянии даже лёгкого опьянения. Если при этом случится авария или что-то не­предвиденное, водителю придётся отвечать за это перед людьми и перед Аллахом. Если случилась авария в со­стоянии опьянения, то это по Шари'ату никак не счита­ется облегчающим фактором.

12. Точно так же, как мы не должны доверять вожде­ние автомобиля неподготовленному человеку, нельзя по­зволять садиться за руль и несовершенолетным детям.

13. Некоторые как бы в шутку направляют маши­ну на людей и резко останавливают перед ними, пугая их. Такие шутки категорически запрещены в Шари'ате. Немало в жизни случаев гибели людей из-за подобной «безобидной шутки».

В хадисе говорится: «Ангелы проклинают того, кто направляет нечто острое (нож, меч, кинжал) даже на своего родного брата» (Муслим).

14. Запрещено водить машину на большой скорости в дождь, по лужам, по грязи, особенно если рядом есть люди, нельзя обрызгивать их.

15. Не разрешается класть на машину груз, не соответ­ствующий габаритам кузова, ибо он может задеть другие машины и людей. В достоверном хадисе, рассказанном Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Если кто-то из вас идёт по рынку или мечети со стрелой от лука в руках, прикройте ее острие рукой, чтобы оно не укололо мусульман».

В соответствии с этим хадисом и колючий груз, кусты на гужевом транспорте, и длинный, неудобный, выхо­дящий за габариты груз на автомобиле необходимо уло­жить так, чтобы он не задел других.

16. Также запрещено парковать машину на длитель­ный период в местах скопления и прохода людей, закры­вая проход людям и машинам на узких улицах. Это мо­жет нанести вред другим: может помешать людям дой­ти или доехать в свое время по срочным делам или ма­шинам скорой помощи быстро приехать и помочь боль­ным. Здесь необходимо подумать о том, что нельзя де­лать другим то, что самому не хотелось бы, чтобы дру­гие делали по отношению к тебе.

Пророк* говорит: «Не будет полноценной вера ни у кого из вас, пока не пожелаете брату по вере того же, чего вы желаете себе» (аль-Бухари).

17. Нельзя сигналить без необходимости, особенно в ночное время, когда люди спят, или проез­жая мимо больниц, школ, медресе, яслей-садов и дру­гих подобных мест, где много людей. Шари'ат запрещает нам мешать другим. Там, где начинается свобода других, ограничивается наша свобода. То есть нельзя нам устра­ивать для себя отдых и комфорт, при этом мешая другим.

18. Некоторые при встрече останавливают машины посреди дороги вдоль и общаются друг с дру­гом, другие так же, останавливая машины, выходят из них и ждут кого-то или стараются привлечь к себе вни­мание прохожих. Шари'ат требует от нас убирать с до­роги любую вещь (колючку, камень, веточку), которая может стать препятствием для прохожих. Как же мы мо­жем позволить себе мешать другим, нарушая движение транспорта, ущемлять, беспокоить других?! «Истин­ный мусульманин - это тот, от вреда языка и де­яний которого убережены другие люди», - говорит­ся в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари.

19. Водитель обязан сбавлять скорость в местах ско­пления людей, на уличных переходах, особенно на пере­крёстках, где нет светофоров. Там, где большое скопле­ние пешеходов, водителю следует терпеливо ждать, пока пешеходы не пройдут.

В хадисе сказано: «Аллах готов помогать Своим рабам, пока рабы готовы помочь своим братьям по вере» (Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи).

20. По возможности водителю следует помогать лю­дям, подвозить путников, не оставлять людей на дороге.

В хадисе говорится: «Если кто-либо из людей раз­решит одну из проблем мусульман в этом мире, Аллах разрешит одну из трудных его проблем в Судный день» (Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи).

Но нельзя сажать в машину одинокую женщи­ну, если вместе с ней нет другого человека или махрама, т. е. ближайшего родственника-мужчины (мужа, брата, отца, дяди, деда или взрослого сына).

В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом, го­ворится: «Вы не уединяйтесь с одинокой чужой жен­щиной, если вместе с ней нет махрама». В другом хадисе, переданном ат-Табрани, говорится, что между мужчиной и женщиной, которые уединились таким об­разом, третьим является шайтан.

21. Если вы наехали на припаркованную на улице ма­шину или задели её, то вам следует ждать появления хо­зяина. Если это невозможно, следует оставить записку со своим адресом, извинением и выражением готовно­сти оплатить ремонт или каким-то другим образом воз­местить нанесенный ущерб. Пророк* сказал: «Ты не причиняй вред другим и переноси вред, который другие причинили тебе» (Ибн Маджах, Дарукутни).

22. Полезно хранить в машине талисман и написан­ные аяты из Корана. Но от них мало пользы, если води­тель не будет соблюдать вышеперечисленные правила этики вождения автомобиля.

Вопросы и задания:

1. Этические нормы пользования телефоном.

2. Этические нормы пользования телевизором.

3. Этические нормы пользования интернетом.

4. Расскажите об общих требованиях к поведению в общественных местах.

5. Как вести себя на улице?

6. Необходимость соблюдения правил дорожного движения.

7. Этические нормы водителя транспортного средства и пешехода.

8. Выучите молитвы читаемые при вождении автомобиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: