Нравственное воспитание в современном обществе: проблемы и решения

В наше время уровень нравственности всех людей и в том числе мусульман очень низок. Люди больше стали обращать внимание на материальные ценности, нежели на духовные. А если даже обращают внимание к культуре поведения и нравственности, то в лучшем случае на её явную сторону. Мало кто обращает внимание на чистоту души и помыслов, а это самое важное в Исламе.

Основной причиной падения нравственности является незнание важности и пользы нравственной чистоты. Также мало внимание обращает государство на улучшение нравственности в обществе, давая возможность открытой работе таких заведений, которые явно способствуют духовному разложению. А работа в направлении запрещения таких заведений ведётся неэффективно.

В семье меньше уделяют внимание воспитанию. Родители в основном заботятся о материальном обеспечении детей, об их физическом здоровье и внешнем виде. В учебных заведениях нет строгого контроля и налаженной системы учебно-воспитательной работы, основанной на улучшение нравственности учащихся. Часто у воспитателей не хватает знаний и опыта для воспитания молодёжи, порою и сами нуждаются в воспитании.

А самое опасное – это то, что окружающая среда молодёжи очень грязная. На улице и в других общественных местах молодёжь видит дурной пример. Также очень отрицательно действует на молодёжи поведение взрослых, которые ведут праздный образ жизни. Вокруг себя они видят разврат, взяточничество, коррупцию, наркоманию, игроманию и то, что на это люди смотрят спокойно, а в некотором смысле это всё даже модно. В таком положении дел конечно, сложно воспитать молодёжь с высокой нравственной культурой. Также большое отрицательное воздействие имеет и современные информационные технологии.

Как известно эти и другие пороки полностью разлагают общество, и тем самым всё более актуальным становится улучшение нравственного вопитания и его модернизация.

Ислам как религия призывающая к всеобщему благополучию всегда уделяла основное внимание достижению нравственной чистоты и воспитанию подрастающего поколения. Ислам указывает на пути решения всех проблем связанных, в том числе и связанных с нравственностью.

В первую очередь Ислам обязывает родителей воспитать своих детей, и главное своим хорошим примером. Как известно в хадисе сказано, что именно родители делают детей такими какими они стали. Они обязаны контролировать их, выбирать для них лучшие детские сады, школы и другие учебные заведения, а также интересоваться их поведением в этих заведениях. Также родители должны знать с кем их дети дружат, где и как проводят свободное время, как отдыхают и к чему они стремятся. Изучив всё это, они должны делать всё возможное для того, чтобы всё это окружение повлияло на них только положительно.

Самая большая беда нашего времени то, что в большую часть времени люди не занимаются полезным делом. Особенно молодёжь бездельничает, что и приводит к их нравственному разлажению. У молодых людей много энергии, и если его не направит в правильное русло, то они будут использовать его в неправильном напрвлении. Детям очень трудно без посторонней помощи направить свою энергию на полезные дела. Не зря мудрость гласит: «если у вас нет полезной работы для своих детей, то найди для них полезное занятие у соседей». Безделье – это страшная беда нашего времени.

Некоторые мудрецы подчёркивая опасность безделья как бы в шутку говорят, если тебе нечем заняться, то бей уличную собаку. Так говорят не потому, что бить уличную собаку хорошее дело, а потому что, если человек останется без дела, то это обычно толкает его на более худший поступок. Как говорят, из двух зол надо выбирать меньшее. Если в наше время государство не обеспечивает занятость всех граждан полезным трудом, то мы должны делать всё зависящее от нас для этого. Хотя бы занимать их полезным досугом. Простые мусульмане и ещё больше имамы мечетей, учителя и другие ответственные люды должны побольше организовать хорошие мажлисы-собрания, лекции и другие мероприятия способствующие улучшению нравственного климата в обществе.

Другая проблема это то, что родители стараются освободить своих детей от всех трудностей. Это неправильно, дети должны перенести все трудности жизни вместе с родителями и родстенниками, их надо учить этому. Нельзя их привыкать к праздной комфортной жизни. Мы знаем, что Пророк* ещё с детства выполнял полезные работы и вместе с взрослыми зарабатывал на жизнь. Мы же должны с него взять пример.

В последнее время всё моложе и моложе становится возрасть наркоманов, алкоголиков, курильшиков и развратников. Причина этого в основном в контакте молодёжи с теми, кто уже испортились. Главная профилактика против этого заключается в изоляции своих детей от таких компаний и наставления об опасности таких пристрастий. Родителям нельзя оставлять своих детей без контроля, как и было сказано выше. Также надо детям прививать любовь к религии, науке, и приучить их ещё с детства совершать намаз, читать Коран и другие религиозные книги, участвовать в разных религиозных мероприятиях и всячески поощрять их хорошее поведение и благие поступки. Многие родители не требуют от своих детей хорошей учёбы в школе или вузе. Это очень плохо и не имеет ничего общего с нормами Ислама. Всё время самые добросовестные мусульмане сами учились хорошо и от детей требовали это. Это очень актуально на сегодняшный день. Многие родители спокойно дают деньги учителям и преподавателям чтобы они поставили им незаслуженную оценку. Это в Исламе не разрешается и сильно портит детей.

Как известно самая большая беда для человека его невежество. Многие мусульмане, особенно молодёжь мало что знают об Исламе, а то что знают не всегда понимают правильно. Поэтому мы должны сильно стараться и делать всё возможное для правильного понимания ими предписаний Ислама и для того, чтобы дети были убеждены в том, что эти предписания самые полезные не только для вечной жизни, но и для счастливой земной жизни. Правильное понимание смысла религии способствует искоренению экстремистских настроений у молодёжи. В основном в ряди экстремистов попадают молодёжь невежественная в вопросах религии и нравственности.

Ещё с детства каждый человек должен знать, что религия призывает уважать и любить каждого человека и принести как можно больше пользы людям, ибо человек самое почётное творение Всевышнего. Мы обязаны желать каждому человеку только блага и помогать ему стать лучше и товарищу и врагу и родственнику и постороннему. Религия нам не даёт право ни морально ни материально нанести вред ни одному человеку. Всё что делает мусульманин должно быть приносящим пользу людям, и что самый лучший мусульманин тот, кто больше приносит пользу. Каждый должен знать, что призывать людей к Истине можно только красивым словом и хорошим примером, ибо в религии нет принуждения. Жить правильно человек должен сознательно и искренно. Если ребёнок с детства вопитать в таком духе, он вряд ли станет экстремистом или развратником.

Конечно, большое значение имеет обеспечение молодёжи полезной работой, и возможностью зарабатывать честным трудом, а также создание для них условий для занятия спортом и здорового отдыха.

Для реабилитации больных наркоманией, игроманией и алкоголизмом большое значение имеет участие их в разных воспитательных и просветительских религиозных мероприятих, слушание наставлений религиозных учёных и наставников, просмотр религиозных телепередач, чтение религиозной литературы и дружба с религиозными людьми.

Заключение

Хвала Аллаху, за то что Он помог нам завершить работу над этим учебником. Основой нашей религии является знаниие, ибо без знаний мы не можем выполнить свою основную задачу – правильно вести себя во всех ситуациях жизни. Ислам прекрасен, и прекрасен всё к чему он призывает. Живите по Исламу, тогда все кто видит вас будут завидовать вам и вам не придётся тогда словами призывать их на путь Ислама. Так говорил наш любимый пророк Мухаммад*.

В данной работе мы постарались изложить основы правильного поведения основываясь на достоверные и признанные во всём мире книги. Постарайтесь првильно понимать всё сказанное в данной книге, основываясь на принципе, что Ислам прекрасен и полезен со всех сторон. Если следование рекомендации данной книги приводит к ухудшению отношений между людьми, беспорядкам, бескультурию или не соответствует логике вещей, то скорее всего вы неправильно поняли написанное. В таком случае обращайтесь к более знающим в вопросах религии, они вам помогут.

Знания должны нам принести пользу, и наша жизнь должна стать более счастливой. Постарайтесь следовать за знаниями, которые вы получили изучая эту дисциплину. Нет более благородной деятельности, чем наставление людей на путь Истины. Это и обязанность каждого человека, в меру своих сил и возможностей. Помогите как можно большему количеству людей правильно понимать истинную религию, покажите им удивительную красоту Ислама. Нет большего счастья человеку, чем быть истинным рабом своего Господа. А следование написанному в этой книге поможет стать истинним рабом и быть готовым встрече с Всевышним.

В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурайры, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

مَنْ دَعا الى هُدى كان له مِنَ اْلاجْرِ مِثلَ أُجورِمَن تَبِعَهُ لايَنقُصُ ذلك مِن أجورهِم شَيْأً

Смысл: «Тот, кто призывает людей на путь истины, получит вознаграждение, равное тому, что получат все, кто последовал за ним, и при этом их награда не уменьшается». Мы надеемся что вы будете следовать тому пути по которому шли наши любимые пророки и праведники, а они жили так как описано в данной книге. Также мы надеемся, что по вашему примеру многие будут вести себя как истинный мусульманин и приобретут истинное счастье и от этого будет польза и вам и нам. Исходя из вышеприведённого хадиса, мы надеемся на то что Аллах примет наше деяние и ниспошлёт на нас частицу Своей великой милости.

Человеку свойственно ошибаться, мы признаём свою слабость и будем признательны если вы исправите наши ошибки. Да простить Аллах все наши грехи и оплошности и поможет следовать Истине.

Вся хвала Аллаху – Господу миров, свалят и салям Аллаха нашему сейиду и самому почётному и любимому рабу Аллаха, пророку Мухаммаду*, его семейству и сподвижникам.

Использованная литература

Священый Коран. Медина 2009 г.

Сборник достоверных хадисов имама аль-Бухари.

Сборник достоверных хадисов имама Муслима.

Сборник хадисов ат-Тирмизи.

Сборник хадисов ан-Насаи

Сборник хадисов Абу Давуда

Сборник хадисов Ахмада

Сборник хадисов «Джамиу сагир».

Ибн аль-Хаджар аль-Аскалани. Комментарии к хадисам аль-Бухари «Фатх аль-Бари».

Имам ан-Навави, Комментарии к хадисам Муслима: «Шарх Муслим», Дамаск 2007 г.

Имам Абу Хамид аль-Газали Ихья улюм ад-дин, Бейрут 1993 г.

Хасан Хильми ад-Дагестани, «Талхис аль-маариф», Дамаск 1996 г.

Саид афанди аль-Чиркави. Маджмуат аль-фаваид,

Саид афанди аль-Чиркави. Назмаби

Махмуд Денизкушлары Нравственность мусульманина в хадисах,, М 2007

Омаров М. А. Тавбу ключ к счастью,

Омаров М. А. Салават - врата совершенства.

Имам ан-Навави. Аль-Азкар, Бейрут, 1993

Имам ан-Навави. Рияз ас-салихин Бейрут 1992

Гаджиев М.П. Сущность смерти и похоронный обряд.

Имам аль-Раббани, «Дурар аль-макнунат»

Имам Абу Хамид аль-Газали «Прекрасные имена Аллаха *», «Дилья», М-Спб, 2009

Рамазанов К. А. Этика ислама, Махачкала, 2008.

Священные месяцы и благословенные дуа, «Дилья», М-Спб, 2009

«Ухуд аль-Мухаммадия», Имам аш-Шарани, Дамаск 2008.

Рамазанов К. А. «Семь лучей солнца», Махачкала 2007.


[1] Эти слова могут быть разными, мюрид должен повторять именно те слова которих поручил ему устаз. В накшбандийском тарикате в основном поручают повторять слова покаяния – «أستغفرالله», а в шазилийском –

«أستغفرالله العظيم الذي لااله الاهوالحي القيوم وأتوب اليه»

[2] Тот, кто вступил на путь поклонения Аллаху под руководством устаза.

[3] Хасан-афанди. «Талхис аль-маариф».

[4] Перед Аллахом мы должны чуствовать долг полного подчинения. Он же наш создатель и покровитель, одаривший нам жизнью и несметными благами. Даже перед родителями мы не в силах вести себя на должном уровне учтивости, а перед Господом тем более. Проявление неуважения по отношению к родителям хуже, чем к посторонним людям, а по отношению к Богу это еще хуже.

[5] То есть «Хуласат аль-адаб лиман арада фатх аль-абваб» (Сущность этики для желающих открыть врата познания Аллаха)

[6] Там же

[7] То есть сделает искреннее тавбу.

[8] Но таких людей большая редкость. Тем более тот, кто думает, что он такой чистый, никогда не бывает таковым. Так как такие мысли, появляются именно тогда, когда в сердце человека есть мрак (духовная грязь), т.е. страдает болезнью духовного сердца. Поэтому и принято сказать, что устаз нужен всем.

[9] И такое сердце считается духовно мёртвым.

[10] То есть такой человек шайтан тянет за собой, заставляя делать то что хочет, но этого он не замечает и думает, что идёт по правильному пути.

[11] Что было бы, если бы пророк Муса (а.с) убивал юношей, следуя за Хидры (а.с.).

[12] То есть, куда направит шейх своего мюрида, туда и должен он идти.

[13] А что касается мольбы которую мы делаем, то мы это просим не ради Рая, а потому, что Аллах обещал его тем от которых Сам доволен. А также просим защиту от Ада, так как по обещанию Аллаха там будут те на которых Он гневался.

[14] Кашф-карамат – это способность совершать то, что не могут простые люди или знание тайн и намерения людей.

[15] Известная книга великого ученого суфия аль- Ша'рани.

[16] Салафу-салихин – праведники первых трёх поколений

[17] Более подробно о рабита можно узнать из книги Хасана-афанди «Сифр аль-асна».

[18] Для тех кто в накшбандийском – Махмуд-афанди, а для шазилийцев – Сайфуллах-кади.

[19] Равхани у шейхов бывает в количестве мюридов и поэтому может приходит ко всем мюридам одновременно.

[20] Бдагодать в твоё сердце приходит от сердца устаза.

[21] Из практики известно, что если у мюрида возник какой-то нужный вопрос, шейх скажет есть ли у него вопросы или же сам расскажет об этом. Таких случаев бывает много, надо быть внимательным, ибо его ответы в основном бывают намёками. А также может быть ответ на возникший у вас вопрос заключён в словах обращённых к другим.

[22] Из этого не следует понимать, что шейхи такие же люди как и пророки. Как пророк наставлял сподвижников, также шейхи и алимы наставляют своих учеников, в этом их сходство, а не в степени.

[23] То есть Его милости, благодаря которому вы получаете файз через шейха.

[24] Направление духовного взгляда шейха на сердце мюрида с целью очищения сердца мюрида.

[25] Но это у него не было грехом, он выполнял веление Аллаха, и поэтому по отношению к нему это было подчинением воле Аллаха, поклонением, а не ослушанием Бога.

[26] Хотя всё это разрешено шариатом, а разрешенное не приносит вреда, а наоборот, приносит соответствующую пользу, если при этом намерение было хорошим.

[27] Так написано в книге «Музакк-ин-нуфус» (стр. 187).

[28] То есть от разговоров не приносящих нам пользу в ахирате или для земной жизни.

[29] Книга «Латаиф-уль-минан», т. I, стр. 184

[30]Книгах «аль-Минан» и «Минхадж-уль-‘абидин».

[31] Конечно это невидимый глазу особый духовный напиток.

[32] Они всё время стараются обрадовать своего начальника и всё время думает чем его обрадовать.

[33] То есть до тех пор, пока его дело в тарикате не достигнет конечной цели и он не улетит от муршида.

[34] Рассказывают, что однажды некий шейх дал знать, что ему нужны тысяча динаров. Услышав это, один из его мюридов отправился домой и взял тысячу динаров, которые он получил в наследство от отца и направился к шейху. Подойдя к нему, он поцеловал его руку и обратился к нему, прося сердцем принять его дар. Шейх принял это. Впоследствии, когда люди собрались у шейха, он рассказал присутствующим о том, что сделал молодой человек, одобрив его усердие. Услышав это, парень встал со своего места, поцеловал шейху руку и сказал: «Моя мать недовольна тем, что я отдал их тебе, и я хочу, чтобы ты вернул их мне». Шейх встал, пошёл за динарами, вернул их и сел на свое место. Присутствующие на собрании удивились неприличию поступка молодого человека. Когда настала ночь, парень с теми же деньгами пошёл к шейху и сказал ему: «О мой шейх! Я принёс их тогда не для того, чтобы ты похвалил меня, или в глазах людей ты стал моим должником, и не для того, чтобы перед ними ты был тем, кому подарили эти динары. И поэтому я унизил себя этим поступком в присутствии людей и вот теперь снова принёс их. Шейх одобрил поступок мюрида и сделал его самым приближенным из избранных им мюридов («аль-Халидийя»).

[35] Такими окнами для сердца является вышеупомянутая убеждённость и нхузур.

[36] Смысл: «О Аллах! Ты – моя цель, и ищу я только довольство Твое».

[37] (из книги «Ихья’»).

[38] Этим человеком был Юсуф аль-Хамдани – так написано в книге «Хадаик аль-вардия».

[39] Переданная от одной группы людей к другим, то есть имеющая высшая степень достоверности.

[40] Слова переданные от Аллаха через нагелов

[41] Так сказано в книге «Дуррат ан-насихин».

[42] (см. в книге «Кашф аль-гуммат»)

[43] Хорошего духовного состояния

[44] Словами мусульманского приветствия – салама.

[45]

[46] Прозрачная жидкость, выделяемая из полового органа при возбуждении.

[47] И милость Аллаха.

[48] Т.е. совершайте ночной тахадджуд намаз

[49] И на него салам Аллаха Его милость и баракат.

[50] Нововведение – это то, что не было во времена Пророка صل الله عليه وسلَّم. Нововведение в религиозных делах подразделяются на пять видов: обязательные (ваджиб), запретные (харам), неодобряемые (макрух), желательные (мустахабб) и дозволенные (халал). За обязательное и желательное нововведения человек получает вознаграждение, за дозволенное он не получает ни греха, ни вознаграждения, в зависимости от намерения оно становится запретным или греховным. А за запретное или неодобряемое нововведение (бид’а) человеку записывается грех.

[51] «басмала» - произнесение بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ (Именем Аллаха милостивого ко всем в этой жизни и к верующим в вечной жизни).

[52] Хузур сердца – это забывание всего кроме Аллаха и сосредоточенность мыслей на Нём.

[53] Т. е. после интимной близости с женой или после выделения спермы.

[54] Самым лучшим является корень дерева арак, именно их привозят из арабских стран, где растёт это дерево и продают в большинстве магазинов. Они бывают и без обработки, сухие, а также с обработкой в целлофане. Лучше не обработанные, но их перед употреблением надо смягчить в тёплой воде.

[55] Слова «Аллаху акбар»

[56] Высшая ступень Рая.

[57] Имеется в виду место, где пророк Мухаммад صل الله عليه وسلَّم в Судный день с позволения Аллаха встанет на заступничество мусульманам и оказания помощи им, ибо, только он в этот великий день больше всех будет беспокоиться за свою общину.

[58] Говорят, что это имя ангела Джибриля (а.с).

[59] «Шархул Мафруз», стр. 216—217.

[60] Лента вокруг головного убора, желательно чтобы было длиной до двух метров.

[61] В арабском алфавите нет гласных букв.

[62] Райское верховое животное на котором Пророк совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим.

[63] Т.е примерно больше 2 секунды.

[64] Мечеть, в которой совершается пятничная молитва, предпочтительнее для этого.

[65] Т. е. «ваджжахту»

[66] Красные верблюды являются одними из лучших и ценных верблюдов, заиметь которых бывало мечтой многих арабов. Как в наше время молодые мечтают иметь 600-й мерседес.

[67] В грех, возомнив себе, что он лучше, чем другие; или другими уловками сатаны.

[68] Лицемер – это тот, кто говорит то, что противоречит тому, что есть в его сердце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: