Культура эпохи империи

В первые века Римской империи ее мощь прояви­лась и в культуре. Повсюду прокладывались дороги, сооружались грандиозные водопроводы, огромные ам­фитеатры, храмы и термы (бани), триумфальные ар­ки. В Риме в I в. был достроен Колизей — уникальный по величине амфитеатр, рассчитанный на 50 тысяч зрителей. Чуть позже был воздвигнут храм «всем богам» — Пантеон: его бетонный купол составлял 43,2 метра в диаметре — вплоть до XIX в. человечест­во не могло создать ничего подобного. Римляне оста­вили потомкам богатые плоды — освоенное, «цивили­зованное» пространство.

В империи быстро росло число грамотных людей» в Риме появились публичные библиотеки, расширилась торговля книгами. В эту эпоху творили знамени­тые историки и писатели. Развивались естественные науки.

В повседневной жизни римлян большую роль иг­рали празднества (во II в. праздникам отводилось 180 дней в году), в цирках и амфитеатрах постоянно устраивались состязания, травля зверей, даже смерт­ные казни превращались в театральное представле­ние: осужденный исполнял роль злодея или героя и погибал по-настоящему. Знать соревновалась друг с другом в роскошных туалетах, изысканных кушань­ях, в украшении своих дворцов.

И все-таки в те времена проявлялись и другие, тре­вожные признаки: гражданские добродетели, которы­ми некогда славились римляне, уступали место рабо­лепству перед императорами, стремление к подвигам ради общего блага вырождалось в карьеризм, толпа требовала кровавых и жестоких зрелищ, целомудрие считалось чуть ли не признаком уродства и осмеива­лось.

Лучшие представители римского общества с го­речью писали о пороках своих соотечественников. Фи­лософы — Сенека, Эпиктет и другие — проповедовали презрение к материальным благам жизни и поиски высокого нравственного идеала. Снова возродился об­раз мудреца, стоящего над толпой, мудреца, для кото­рого высшей ценностью является его собственный внутренний мир. Раньше такой идеал был чужд боль­шинству римлян, воспитанных на идее «общего бла­га». Но в эпоху, когда общее благо перестало быть ос­новой и целью жизни общества, отстраненность, уход в себя стали естественным выходом из положения для достойных людей.

Тело мое могут взять, но дух мой свободен, и ему никто ни в чем не может помешать, и потому живу я так, как хочу.

Эпиктет, греческий философ, 50—120 гг. н. э.

Одновременно в духовной жизни римской империи появлялись и ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в. н. э. в отдаленной провинции — Иудее, приобрета­ло все больше поклонников и последователей. Гре­ко-римский мир вступал в эпоху, которую уже пере­жили многие восточные цивилизации, — эпоху пере­хода к религии спасения.

Рим всегда был открыт новым богам: в римский пантеон легко включались боги Греции и покоренных стран Востока. Но христианство было своего рода по­трясением духовных основ жизни Рима. С чем это бы­ло связано? Христианство принесло принципиально иные идеалы, иные нормы поведения.

Оно проложило четкую грань между миром небес­ным, воплощающим высшую справедливость («Царст­вие Мое не от мира сего»), и земным. Человек для христианина всегда стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, но человек рожден, чтобы познать Бога, т. е. следовать его заповедям. Спа­сение души и загробное блаженство объявлялись глав­ной задачей, которой следовало подчинить все свои по­мыслы и поступки.

Христианство ориентировало человека на самосо­вершенствование и переустройство земной жизни в со­ответствии с божественным идеалом. Христианство обращалось к любому человеку, независимо от его со­циального положения или национальности, открывая перед ним огромные возможности. Осознание несовер­шенства мира порождало отчуждение от государства. Требование человечности стало главным, и с этой точ­ки зрения Рим не выдерживал критики первых хрис­тиан.

Христианские писатели обличали жестокость, ко­рыстолюбие, несправедливость, лицемерие и извра­щенность римского общества, несовместимые с теми принципами, которые провозгласил Христос. Рим критиковали и философы, видя в нем те же недостат-1 ки. Но христианская критика была более разрушительной: идея «вечного Рима» сменилась идеей вечно­го «Царства Божия на земле», торжества истины и справедливости.

Христианство, охватившее вначале низы общест­ва, несмотря на преследования, постепенно завоевыва­ло популярность в более широких кругах, порождая духовный раскол. Наконец, в 313 г., в эпоху правле­ния императора Константина, христианство было офи­циально признано как одна из религий империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: