Вопросы и задания. 1. Как развивался процесс колонизации мира в XIX — нача­ле XX в.?

1. Как развивался процесс колонизации мира в XIX — нача­ле XX в.? Какие западные страны проявляли наибольшую актив­ность в борьбе за колонии?

2. Почему колониальный Восток втягивался в мировую эко­номическую систему? К каким последствиям это приводило с; точки зрения цивилизационного развития Востока?

3. Какие изменения в экономике, политике и культуре про­исходили в Индии XIX в.? Прочитайте отрывки из стихотворения Р. Киплинга «Бремя белых». Согласны ли вы с его оценкой роли колонизаторов? Можно ли назвать ее объективной? Что могли бы ответить Киплингу представители «покоренных племен»?

4. Что такое политика самоусиления? Какие цивилизации Востока она затронула? Какую роль в осуществлении политики самоусиления играла ориентация на западную модель разви­тия?

5. Сравните результаты попыток модернизации в Осман­ской империи, Китае и Японии. Почему рывок, совершенный Японией, называют «чудом»? Подумайте, почему «чуда» не про­изошло ни в Османской империи, ни в Китае?

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА. ЦЕНА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ

Из речи государственного секретаря по внутренним делам Кросса в палате общин 8 февраля 1875 года

В одном из округов Манчестера на 100 смертей приходится 49,7 случаев смертности детей, не достигших пятилетнего воз­раста. В Ливерпуле дело обстоит еще хуже... Если смертность детей в возрасте до года составляет во всей Англии 18 на 100 детей, то в Ливерпуле число умерших детей составляет 30 на 100; детей от года до двух умирает в Англии 6,9 на 100, в Ливер­пуле 18,5 на 100. Подобные же результаты получатся, если сравнить число детей рабочих классов, которые вырастают здо­ровыми, с числом таких же детей высших классов общества...

За объяснением причин теперешней смертности далеко ид­ти не приходится... Переполнены не только дома, но и округа, отравлен воздух... Некоторые дома находятся в таком состоя­нии, что... никакими затратами не сделаешь их здоровыми... Семья за семьей поселяются в этих домах, чтобы получить не­избежную лихорадку, от которой умерли те, кто прежде жил в этих домах...

Г. Дюмолар. Япония, 1904 г. Условия труда рабочих на фабриках Японии

Я осматривал фабрики в середине лета. Взрослые работни­цы прядильных фабрик были с головы до ног покрыты сыпью, работницы же в возрасте до 12 лет обливались потом и имели крайне изнуренный вид, благодаря жаре 111° Ф (около 50° Р). Я тоже был покрыт потом, хотя только прошел по мастерским Очевидно, эта фабрика не имеет достаточного количества окон для надлежащего проветривания...

Тема 2

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

«Немецкая идея» 3. Г. фон Бернгарди. Из книги «Наша будущность», 1911 г.

Наша задача заключается в стремлении к мировому господ­ству, чтобы добыть германскому народу необходимое для его развития пространство и обеспечить германскому гению подо­бающее в мире положение...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: