double arrow

Дружба как высшая форма общения


Дружбапризнается величайшей нравственной и социальной цен­ностью большинством людей. Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими ви­дами социальных связей и эмоциональных привязанностей, соз­дал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическому и психологическому анализу. По Аристотелю, дружба — вели­чайшая ценность, самое необходимое в жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.

Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но в то же время дружбу питают к другу «во благо самого себя», поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при жела­нии увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому

количество друзей имеет пределы: близкая дружба - это дружба с немногими.

Каждая эпоха привносила в понимание дружбы что-то новое. Неизменным оставалось одно: во все времена дружба считалась одной из высших и одновременно редких ценностей в жизни человека.

Большой редкостью называли настоящую дружбу романтики нача­ла .XIX в. по словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр восхищался друж­бой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, под­линная дружба предполагает сильное, чисто объективное и вполне бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествление себя с дру­гим. Это настолько идет в разрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно которых ос­тается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действи­тельно где-нибудь существуют».

Дружба— это близкие отношения, основанные на взаимном до­верии, привязанности, общности интересов. Дружба предполагает тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.

В отличие от деловых отношений, где один человек использует дру­гого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровно­родственных связей, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба - индивидуально-избирательна и основана на вза­имной симпатии. Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее внутрен­нюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ago(другим Я).

Основные критерии и свойства дружбы. Близость и эмоциональ­ность, связанные с избирательностью и исключительностью друж­бы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, предан­ность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.

Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, кото­рые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы: он знает — в трудную минуту друг не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная тре­бовательность и принципиальность, делая дружбу активной си­лой, могут привести к большим творческим успехам, ибо спо­собствуют самосовершенствованию каждого из друзей. К другу мы предъявляем самые высокие требования (правда, наши тре-

бования к самим себе далеко не всегда так высоки: недостатки друга мы видим, а свои — не всегда).

Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, великодушие и отходчивость, умение хранить тайну и простить необдуманный поступок. Отсутствие этих качеств разрушает дружеские отношения.

Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного взаимного резонанса; Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. Дружба предполагает уважение чести и достоинства друга, Честность по отношению к нему. И в этом — высокая нравственная сущность дружбы.

Некоторые «правила» или «законы», дружбы. Настоящая дружба редко возникает сразу; Обычно ей предшествуют поиски, неудачи, непрочное, контакты.

Как происходит выбор друзей ? Что делает одного человека привлекательным для другого, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение качеств, отсутствующих у него самого? Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как «другого Я» предполагает сходство между ними: люди, существенно расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ago — это не просто второе я, а именно другое Я: друзья призваны не дублировать, а дополнять и обогащать друг друга.

Возникновению дружбы способствуют прежде всего общность взглядов, интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы - являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также взаимное уважение, личная симпатия и привязанность друг к другу.

Существуют ли «правила» для установления дружбы? Считается, что:

— самый благоприятный возраст для установления интенсивных и прочных контактов, пик дружбы- это, как правило, юность и ранняя молодость, школьные и студенческие годы;

— прежде чем подружиться, ладо почувствовать симпатию к человеку, желание общаться с ним, причем эта симпатия; должна быть взаимной,

— одной взаимной симпатии для дружбы мало: нужны еще и общее дело, или, по крайней мере, общие интересы;

— первым шагом в установлении дружеских отношений не обяза­тельно должен быть личный контакт, дружба может начинаться и с переписки, в том число и компьютерной;

— не исключено, что дружба может начинаться с конфликта;

— очень важно в самом начале дружбы не обмануться в своих чувст­вах: человек должен чувствовать, что он нужен другому.

Однажды возникнув, дружеские отношения не развиваются автоматически; желательно, чтобы педагог показал учащимся, как важно заботиться о сохранении дружбы. Будучи наиболее глу­боким, интимным отношением, дружба обязательно предпола­гает доверие, проявляющееся в открытии другому своих тайн, намерений, состояний, т.е. в самораскрытий.

Степень самораскрытия в общении с посторонними людьми, родителями, близким другом будет разной. Максимум самораскрытия достигается именно в общении с друзьями. Хотя здесь также имеются свои границы: Как правило, откровенность воспринимается положительно. Но следует знать, что слишком полное и поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития взаимоотношений, воспринимается как нарушение границ: интимности или попытка вторжения во внутренний мир другого, что, побуждает его замкнуться и даже прервать контакт. Поэтому в дружеском общении всегда необходим такт.

Дружеское, общение людей зависит от личностных свойств, которые формируются независимо, от нашей воли и желаний и потому не могут быть поставлены нам в вину или заслугу. Так, не должны мешать, дружбе общительность или замкнутость, вместе с тем дружба несовместима с эгоизмом, и предательством. Дружба имеет свой моральный кодекс. Надо уметь дружить, для этого следует придерживаться некоторых неписаных прави 'дружбы:

- делиться с другом своими успехами и неудачами;

- помогать другу в случае необходимости;

- стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;

- выказывать другу эмоциональную поддержку;

- быть уверенным в друге и доверять ему;

- защищать друга в его отсутствие и не критиковать его публично;

- сохранять доверенные другом тайны;

- быть терпимым к остальным его друзьям;

- не быть назойливым и не поучать;

- уважать внутренний мир и свободу друга.

Выполнение этих требований предполагает высокий уровень нравственной культуры личности и психологическую готовность к дружбе. Далеко не все люди способны на это чувство. И не пото­му, что они не могут отдавать, ничего не получая взамен, не потому, что у них больше развито собственное «ego», и даже не потому, что им не хватает мудрости принять другого человека. Причина неспособности к дружбе может корениться в психо-эмоциональных особенностях личности.

Так, экстраверты, ориентированные вовне, на мир внешних объектов, легко и быстро устанавливающие контакты с людьми, имеют ярко выраженную потребность и способность дружить и иметь много друзей. А вот интроверты, застенчивые и некоммуникабельные, тонкая душевная организация которых больше направлена на переживания своего внутреннего мира, трудно сходятся с. людьми, страх быть непо-

нятыми заставляет их оставаться одинокими. Если у таких людей есть друг, то на всю жизнь, а испытав однажды разочарование, они не пы­таются больше искать нового друга.

Люди, которых связывают дружеские отношения, — разные, поэтому к ним нельзя подходить с одинаковыми мерками. Иметь друга — великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчи­вости взаимоотношений. Есть мудрое правило: хочешь иметь дру­га — будь им! Иными словами — будь сам хорошим другом, откликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего вре­мени, сил, а главное — души.


Сейчас читают про: