Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.
Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональной этики. Специфика и разновидности профессиоиальной этики. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.
Тема 2. Специфика деятельности педагога и
Нравственные основы его отношения к своему труду
Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (консервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватизма педагога. Творчество и проблема «конкурентоспособности» в педагогической деятельности.
Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.
|
|
Тема 3. Этика отношений в системе «педагог - учащийся»
Отношения в системе «педагог —учащийся»: общение «по вертикали». Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования. Специфика и «барьеры» общения «по вертикали». «Противоположность» установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры).
Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе «педагог - учащийся». Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и личности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с учащимися.
Нормы и требования к общению в системе «педагог — учащийся»: корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; «требования к требовательности» педагога; проблема дистанции в современной педагогике.