Тема 5. Этика педагога и ученого в системе высшего образования

Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобо­да действий, особенности взаимоотношении со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы «обучения» к парадигме «учения» будущих специалистов.

Научная деятельность как атрибут профессиональиой работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и новедению ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и тру­дов предшественников.

Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллек­тиве. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причи­ны конфликтов; разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие.к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов».

Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в на­учном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, распределять «роли» в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. «Искусство руководства» научными сотрудниками,

«Моральные кодексы» ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах. Тема 6. Этика гражданственности и политическая культура педагога

Этика гражданственности как нравственное основание политической куль­туры учащихся. Политическая культура педагога.

Нормативный характер гражданственности. Основные понатия эти­ки гражданственности: гражданское общество, гражданин, гражданственность. Права обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости; чести и достоинства гражданина. Патриотизм и.космополитизм.

Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность,— основные моральные принципы политических отношении. Поли­тическая компетентность, историческая память, национальное самосознание, моральные качества и нормы гражданского поведения.

Гражданственность и формы социально-политической активности личности. Гражданственность и отношение к политической власти; этика сотрудничества и противостояния. Конформизм и нонконформизм. Насилие и этика ненаси­лия. Политический тоталитаризм и авторитаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления антикультуры в политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: