Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношении со студентами. Демократизация современного вузовского образования и переход от парадигмы «обучения» к парадигме «учения» будущих специалистов.
Научная деятельность как атрибут профессиональиой работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и новедению ученого: соблюдение научной объективности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и трудов предшественников.
Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. Психологическая совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Специфика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов; разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие.к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов».
Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, распределять «роли» в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. «Искусство руководства» научными сотрудниками,
«Моральные кодексы» ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах. Тема 6. Этика гражданственности и политическая культура педагога
Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся. Политическая культура педагога.
Нормативный характер гражданственности. Основные понатия этики гражданственности: гражданское общество, гражданин, гражданственность. Права обязанности, свободы и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости; чести и достоинства гражданина. Патриотизм и.космополитизм.
Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность,— основные моральные принципы политических отношении. Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание, моральные качества и нормы гражданского поведения.
Гражданственность и формы социально-политической активности личности. Гражданственность и отношение к политической власти; этика сотрудничества и противостояния. Конформизм и нонконформизм. Насилие и этика ненасилия. Политический тоталитаризм и авторитаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления антикультуры в политике.