Тема 4. Этика отношений в системе «педагог – педагог»

Общие морально-психологические основы профессионально-делового общения. Роль морально-психологического климата в коллективе: отрицательный и положитель­ный микроклимат, формальные и неформальные отношения в коллективе.

Структура коллектива. Социально-психологические слои коллектива. Коллективисты, индивидуалисты, претензиоиисты, подражатели, пассивные, изолированные — учет их особенностей в профессиональном общении. Статус личности в коллективе: «звезды», «предпочитаемые», «отверженные» и др. Рас­пределение «ролей» в коллективе («генераторы идей», «исполнители», «эксперты», «критики» и др.).

Культура делового общения. Демократичность, компетентность, толерант­ность как общие принципы современных деловых отношений. Надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, порядочность и коммуни­кабельность как нормы поведения в деловом общении. Некоторые принципы и «секреты» делового общения.

Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» — с коллегами и «по вертикали» — с администрацией.

Этика общения в педагогическом коллективе «по горизонтали» — в системе «педагог — педагог» («отношения в учительской»). Общечеловеческие и про­фессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. Диалогичность, плюрализм, толерантность как основа общения «по горизонтали».

Специфика взаимоотношений в педагогическом коллективе. Объективные факторы, определяющие эту специфику: сложности в оценке педагогического труда и их последствия; проблема «неравенства» в педагогическом коллективе; проблема педагогического авторитета и мастерства; проблема критики в педа­гогическом коллективе; общение с молодыми коллегами. Субъективные фак­торы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе: разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях; «ин­дивидуализм» педагогической деятельности; обостренная потребность педаго­га в авторитете и «профессиональные заболевания» (амбициозность, максима­лизм, подозрительность, обидчивость). Штампы и стереотипы в поведении учителя. Недопустимость и преодоление в себе «педагогического чванства», высокомерия, самоуверенности и самолюбования, максимализма и беском­промиссности. Толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стремление к взаимопониманию - необходимая основа педагогической культуры.

Отношения «по вертикали» — административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе. Роль «человеческих отношений» в административно-деловом общении. Стиль руководства: демократический, ав­торитарный, либеральный. Проблема лидерства и авторитета. Принцип соци­альной справедливости и демократичности и их проявление в общении руко­водителя с подчиненными в педагогическом коллективе.

Этикет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Про­блема субординации в педагогическом коллективе. Манеры поведения и внеш­ний вид педагога, его имидж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: