ЭТИКА БИЗНЕСА: ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА
Американская исследовательница Лора Нэш в 1990 г. выпустила книгу с характерным названием "Долой благие намерения", в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь дополнительные крепкие моральные принципы помимо их собственного морального кодекса.
"Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей", — пишет Л. Нэш.
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:
• жадность;
• сокрытие фактов и неверную информацию в отчетах и при про
ведении проверок;
• выпуск некачественной продукции или необходимость ее посто
янного технического обслуживания;
• неразумное завышение цен или прямой обман при проведении
деловых переговоров;
• имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают лю
дей лгать о выполнении ими их работы;
• излишнюю самоуверенность в суждениях, которая может приве
сти к ущербу для интересов компании, когда для нее наступают
тяжелые времена;
• низкое качество работы и товаров;
• безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и
несправедливым оно ни оказалось;
• противоречия между личными интересами и интересами кор
порации;
• наличие фаворитов;
• жесткие цены;
• принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных лю
дей для выполнения той или иной работы;
• невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмос
фере постоянных неэтичных поступков;
• малое внимание семье или личным делам из-за обилия работы;
• производство продукции с сомнительными характеристиками in
безопасности;
• невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на ра
бочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;
• сознательное преувеличение преимуществ своего плана работ!
для получения поддержки;
• преувеличенное внимание к перемещениям по иерархическо
лестнице в ущерб интересам дела;
«перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
• обман работников с целью получения выгоды для компании;
• создание союзов с сомнительными партнерами в надежде i
счастливую случайность;
• затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, ч-
приводит к растрате времени и денег корпорации;
• оказание негативного влияния на общественно-политический пр
цесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.
Нэш обращает внимание на то, что руководители и работник которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их рг решения следовать только тому, что они "узнали о морали в сво семьях, у учителей, в церквах или синагогах". "Путь в ад устлан благ ми намерениями", и часто наиболее безнравственные решения пр
Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика
ются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершают-одьми, которые исключительно честны и имеют самые благие рения, отмечает Л. Нэш.
овременная деловая этика, по мнению многих ученых, должна шваться на трех важнейших положениях: (I) создание материаль-ценностей во всем многообразии форм рассматривается как из-пьно важный процесс; (2) прибыль и другие доходы рас-жваются как результат достижения различных общественно зна-:х целей; (3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в юм мире, должен отдаваться интересам межличностных отноше-а не производству продукции.