Деловое взаимодействие в социальной практике

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

Список использованной литературы

Заключение.

Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.

Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.

Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.

Опишем подробнее эти функции.

Лекция обязана нести эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельную эмоциональную реакцию лектора и аудитории. В противном случае лекция будет неинтересной, скучной и неэффективной.

Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке. Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.

Лекция должна быть предельно прикладной. Теоретические познания необходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студент сталкивается, либо может столкнуться.

Лекция должна выполнять функцию трансляции определенной культуры. Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения.

1. Берулава М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с.

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер,2000. 304 с.

3. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. О принципах разработки вузовской лекции // «О Вы, которых ожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - С. 39-44.

4. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с 54.

5. Галесник Л.С. О методике чтения лекций. - В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. - Свердловск, 1960.

6. Герасимов В.П. Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976

7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

8. Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. - 89 с.

9. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983.

10. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. - 21с.

11. Оленев С.А., Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирский юридический вестник. - 2002. - №1.

12. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

14. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

15. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. - Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.

Приложение. Бланк оценки качества постановки вузовской лекции

Принцип (установка) подготовки лекции

№ показателя

Показатель выполнения принципа

Балл: 1/0

Научности содержания

1 Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете

2 Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики её развития в ближайшие годы

3 Насыщена необходимым и достаточным математическим аппаратом

Доступности изложения

4 Все новые термины и понятия разъясняются

5 Наглядные пособия используются регулярно

6 Соблюдаются правила направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому

7 Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов)

8 Подбираются факты злободневные и близкие к реальной жизни

Убедительности изложения

9 Доска в процессе лекции заполняется эстетично. Убедительность изложения содержания лекции

10 Преподаватель свободно совершает лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними)

11 Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или возвышением чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д.

12 Вербальные средства (голос) поведения преподавателя в аудитории подкрепляются отрепетированными невербальными - жестами, мимикой, паузами и др.

Убедительность лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные» или «субъект-субъектные» отношения):

13 Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия

14 Преподаватель сам убеждён в том, что говорит на лекции и ярко этот доказывает аргументами и поступками

15 Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт

16 Имеет представительный внешний вид

17 Использует авторитетные источники информации. Систематичность

18 Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса

19 Все части изучаемого материала взаимосвязаны

20 Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы

21 Культивируется стройность изложения материала по содержа-нию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса

22 Используются систематизирующие и обобщающие таблицы

Ответственность

23 Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный характер

Установка на общую ответственность

24 Степень знания «своего» предмета (высокая - низкая)

25 Знание особенностей будущей профессии студентов

26 Отношение к профессии преподавателя как к обязанности (любовь к профессии)

27 Ведётся учёт времени на лекции

Ответственность за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - задействования различных видов памяти

28 Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад

29 Используются методические приёмы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии)

30 Создаются проблемные ситуации

31 Излагается материал, которого нет в основном учебнике

32 Вместо «рекомендованных» списков литературы на выполнение СРС объясняются принципы их поиска

33 Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования

34 Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д.

35 Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д.

36 Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 2

37 В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 2

Осуществляется активизация работы памяти за счёт:

38 Установления ассоциаций

39 Повторения, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания

40 Использования мнемотехнических приёмов

41 Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности - эмоционального подъёма - пассивности - заинтересованности (7 2) цикла

Ответственность за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления:

42 Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений

43 Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи)

44 Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи)

45 Используются приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок

Приоритет общечеловеческих ценностей

46 На лекции проводится линия на целостное воспритяие мира

47 На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными

На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и интеллекта социального:

48 Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техно-генных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость

49 Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними

50 Лекция, кроме когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм»)

Общая сумма баллов

Посещаемость лекции студентами

Человеческое общество устроено таким образом, что его развитие требует постоянного активного взаимодействия между самыми различными ячейками общества, образующими в совокупности сложную динамическую саморазвивающуюся систему.

Заметим: вся общественная жизнь зиждется на различного рода отношениях. Мы говорим: «личные отношения», «семейные отношения», «общественные отношения», «трудовые отношения», «производственные отношения», «договорные отношения», «рыночные отношения» и так далее

Что это за отношения? А это и есть по существу наше отношение к различным видам и формам взаимодействия людей в различных сферах и с различными целями. И подобно тому, как сферы и цели имеют различные уровни и масштабы, точно также отношения и взаимодействия могут иметь различные уровни и масштабы. Это легко подтвердить, сопоставляя такой ряд отношений: «межличностные отношения», «межрегиональные отношения», «межгосударственные отношения», «международные отношения».

Любые социальные интересы человека, и особенно связанные с общественно-полезной деятельностью, так или иначе требуют вступления с другими людьми в какие-то «отношения».

Из всего многообразия отношений, общений и взаимодействий между людьми мы сконцентрируем свое внимание на деловом взаимодействии, под которым будем подразумевать такие отношения между людьми, которые возникают при организации какой-либо совместной деятельности, а участников такого взаимодействия будем называть деловыми партнерами.

Каждый человек живет прежде всего своими заботами, интересами и делами. Занимаясь своим делом, люди повседневно общаются, совместно что-то обсуждают, советуются, обмениваются мнениями, согласовывают, решают, планируют и производят какие-то действия. При любом виде деятельности мы так или иначе вступаем в деловое взаимодействие, хотя часто этого и не осознаем, особенно в тех случаях, когда это взаимодействие ничем не регламентируется и не фиксируется.

К числу нерегламентированных относится большинство так называемых личных дел, на которых замыкаются интересы узкого круга лиц. Чем больший круг людей и организаций вовлекает то или иное дело, чем больше его общественная значимость и масштабность, тем большее значение приобретает деловое взаимодействие и тем необходимее его фиксация и регламентированность.

Исключительно важна в современном мире роль взаимодействия в области государственной политики - внутренней и внешней. Проведение продуманной, отвечающей интересам страны, ее народонаселения государственной политики требует слаженного, четкого взаимодействия между всеми институтами государственной власти. Если такое взаимодействие налажено, если четко и без сбоев работает механизм государственного управления, то выдвигаемые жизнью задачи, как правило, решаются с наименьшими издержками. Такого рода взаимодействие устанавливается конституцией страны, принятыми законами и другими официальными документами. Но если такое взаимодействие нарушается, возникают всевозможные коллизии, как между отдельными институтами власти, так и внутри них, которые могут перерасти в затяжной политический кризис. Он закономерно возникает, если, скажем, нет эффективного взаимодействия между учредительной и исполнительной властями, между правительством и парламентом, между парламентом и президентом.

Деловое взаимодействие, партнерство и сотрудничество в отношениях между государствами в решении сложных международных проблем является важнейшим условием стабильности мира и безопасности народов. Такое взаимодействие регламентируется международно-правовыми документами - международными договорами и соглашениями на двух- и многосторонней основе, Уставом Организации Объединенных Наций и уставами региональных международных организаций. Нарушенные взаимодействия стран в решении спорных международных вопросов ведет к международной напряженности и конфликтным ситуациям.

Точно также исключительно важна роль делового взаимодействия в экономике. Нормальное функционирование современного общественного производства и распределения выпускаемой продукции основано на сложной многоуровневой системе взаимодействия составляющих его элементов, между различными секторами экономики, между отдельными ее отраслями и между отдельными производственными единицами - промышленными предприятиями. Каждое промышленное предприятие можно рассматривать как сложный механизм взаимодействия производственных служб и цехов. Нарушение налаженного взаимодействия в общественном производстве с устоявшимися, отлаженными кооперативными, производственными, управленческими, снабженческими, сбытовыми и финансовыми связями неизбежно ведет к серьезным перебоям в работе сложного механизма экономики, трудно преодолимому спаду общественного производства, затяжному экономическому кризису. Поэтому преодоление указанных негативных явлений не может быть достигнуто без налаживания устойчивого взаимодействия во всех сферах экономики, в том числе в предпринимательской деятельности. При создании любых новых предпринимательских, производственных, управленческих структур необходимо в первую очередь обеспечить четкое взаимодействие всех составляющих элементов этих структур между собой и каждой новой структуры с той существующей структурой, в которую она встраивается.

На сложной, многоуровневой, разветвленной системе взаимодействия строится современное книгоиздательское и книготорговое дело, которое носит ярко выраженный межотраслевой характер. Производство и реализация книжной продукции играет в жизни современного общества особую роль, взаимодействуя с такими областями, как политика и международное право, экономика и промышленное производство, наука и научно-технический прогресс, культура и искусство, здравоохранение и медицина, воспитание и образование, история и военное дело, экология и спорт. Ни одна из этих областей не обойдется сегодня без книги. Книга нужна в любом городе и в любой деревне. Книга нужна школьнику и академику. Словом, книга, как хлеб, нужна всем.

Из этого можно сделать вывод о том, что книгоиздательское и книготорговое дело является типичным общественно ориентированным предпринимательством.

Поступающая для продажи книжная продукция с точки зрения ее потребительских свойств ориентирована на запросы как отдельных людей, так и на потребности всего общества, на самые различные его слои, различные профессиональные контингенты и возрастные категории.

Находясь в эпицентре общественных отношений, книготорговое дело, значение которого далеко выходит за рамки одной лишь реализации издаваемой книжной продукции, должно опираться, с одной стороны, на изучение общественных потребностей и запросов читающей публики, используя весь арсенал приемов (общественных связей) паблик рилейшинз (pablic realisation) и быть каналом обратной связи для системы книгоиздательского дела, а, с другой стороны, исходя из понимания своей особой социальной роли, активно влиять на формирование читательского интереса, вкуса и спроса.

Оговоримся, что здесь имеются в виду только такие виды предпринимательской деятельности, которые удовлетворяя интересы и запросы отдельной личности, не вступают в противоречие с принятыми правовыми и этическими нормами и народными традициями.

Особенности делового взаимодействия в сфере книготоргового предпринимательства обусловлены спецификой книжной продукции, особенностями книготоргового дела, обслуживающего в индивидуальном порядке общественные потребности в книге, исключительно разнообразно и многогранно.

Проведенный анализ места и роли делового взаимодействия в самых различных областях и общественных сферах подводит нас к выводу о том, что деловое взаимодействие во всех случаях имеет целенаправленный характер и, являясь основой предпринимательства, служит жизнеобеспечению и развитию человеческого общества.

Чтобы обеспечить целенаправленное взаимодействие, необходима хорошая его организация. Высокая культура организации управления деловым взаимодействием - необходимое условие для достижения целей предпринимательской деятельности, ориентированной на удовлетворение общественных нужд, потребностей и запросов.

Удовлетворение нужд, потребностей и запросов - главный нравственный ориентир предпринимательской деятельности. Все ее конечные цели, а также и способы их достижения, будут в дальнейшем изложении предполагать именно этот главный нравственный ориентир.

Еще раз подчеркнем, что организация делового взаимодействия становится важным условием успешной деятельности в любой области экономики, науки и культуры. Преодолению, и более того - предотвращению, кризисных ситуаций в экономике и ее поступательному развитию способствует целенаправленная организация четко налаженного взаимодействия всех ее звеньев и обеспечение оптимального управления этим взаимодействием. Конкретизируя это положение, скажем, что в условиях рыночных отношениях и свободного предпринимательства исключительное значение приобретает налаживание взаимодействия различных институтов государственной власти и важнейших сфер общественной деятельности: производства и рынка; производства, науки и образования; производителя и потребителя; промышленности и торговли; продавца и покупателя.

Все это диктует необходимость глубокого познания особенностей и законов организации делового взаимодействия.

1.2. Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

В течение десятилетий в советском обществе частное предпринимательство, бизнес, представлялись в виде недостойного для порядочного человека занятия, «грязным делом». Сегодня мы усматриваем в предпринимательстве один из приемлемых, необходимых и общественно полезных видов человеческой деятельности, а предприниматель, бизнесмен в нашем представлении уже не тот, кто непременно занимается недостойным делом, а вполне добропорядочный член общества.

Жизнь «в мире капитала» в течение многих лет характеризовалась как жизнь в обществе, раздираемом непримиримыми противоречиями, острыми классовыми столкновениями, яростной борьбой за выживание и жесточайшими конкурентными схватками, где сильный держит слабого за горло и где ежегодно происходят тысячи разорений и банкротств.

После второй мировой войны, в мировой политике и экономике начало утверждаться новое мышление. Во второй половине двадцатого века оказалось, что руководствуясь морально-этическими принципами делового сотрудничества, можно сегодня в лице вчерашнего врага и опасного конкурента встретить заинтересованного клиента, а завтра - выгодного делового партнера.

Сейчас вместо «острейшей», «жесточайшей» и «яростной» борьбы в мире рыночных отношений на первый план выступают все более тесное взаимовыгодное деловое сотрудничество и партнерство всевозможных предпринимательских, товаропроизводящих, торговых и посреднических структур - фирм, компаний, ассоциаций, корпораций и консорциумов, все большая заинтересованность в расширении такого взаимовыгодного сотрудничества.

Решая задачи какой-либо совместной деятельности, а без нее не обойдется современное производство, организация управления, распределение товаров и услуг, научных исследований и разработок, люди так или иначе вступают в деловое взаимодействие. В любом случае делового взаимодействия усматриваются различного рода складывающиеся взаимоотношения между организациями и отдельными людьми, осуществляющими совместную разработку и реализацию предпринимательских идей, решений, планов и программ.

Нетрудно заметить, что в первую очередь именно путем делового взаимодействия достигаются цели, которые ставят перед собой деловые партнеры. Все это говорит о важном значении деловых взаимосвязей в жизни общества, развитии его экономики и культуры. Исключительно велика и важна роль делового взаимодействия в достижении целей предпринимательской деятельности. Более того, сегодня без делового партнерства, взаимодействия и сотрудничества не может быть успешно решена ни одна из целевых задач предпринимательской деятельности. При этом успех и эффективность делового партнерства целиком зависят от самих его участников, их способности к творческому деловому общению и сотрудничеству. А это во многом зависит от соблюдения в сфере предпринимательства морально-этических принципов делового взаимодействия и сотрудничества.

Какими же основными морально-этическими принципами должны руководствоваться партнеры на современном этапе, если они, вступая во взаимодействие, преследуют цели, ориентированные на удовлетворение общественных потребностей и запросов, вкладывая определенные интеллектуальные и трудовые усилия, а если требуется, то и материальные затраты (инвестиции) с расчетом, что они обязательно окупятся?

В отличие от «грязного бизнеса», который преследует неблагопристойные цели личной наживы нечестным, обманным или преступным путем, бизнес, который мы именуем «чистым», основывается на следующих принципах делового партнерства, выработанных практикой свободного предпринимательства.

Принцип свободного выбора, предоставляющий любому члену общества возможность самому определять свои предпринимательские цели, самому выбирать для их реализации в рамках действующего законодательства партнеров, самому принимать решения в ходе делового взаимодействия об условиях, формах и способах его проведения.

Принцип равноправия, согласно которому каждый участник делового взаимодействия пользуется всеми правами, вытекающими из принимаемых на себя обязательств. Сюда относятся взаимная отчетность по действующим договоренностям и контрактам, контроль за использованием материальных средств, доступ к соответствующей деловой информации и документации.

Принцип взаимной выгоды, согласно которому каждый предприниматель, вступая в деловое взаимодействие с деловыми партнерами вправе рассчитывать на свою долю дивидендов в общей сумме прибыли, получаемой от реализации совместно выработанных решений, планов и программ, в соответствии со своим реальным вкладом и предварительно оговоренными условиями.

Принцип ненанесения прямого ущерба другим фирмам и компаниям. В соответствии с этим принципом никто не может утверждаться на рынке в ходе реализации поставленных партнерами предпринимательских целей и задач путем прямого физического подрыва, нанесения прямого материального урона другим фирмам и компаниям, а также публичной дискредитации выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг и никаким иным способом, кроме рыночной конкуренции, то есть путем поставки на рынок товаров более высокого качества, или же предоставления более нужных для населения и более приемлемых с точки зрения потребительских свойств товаров и услуг, или же по более низким ценам, а также организации их широкой рекламы, не ущемляющей честь и достоинство конкурентных фирм и компаний.

Только такой бизнес, только такое предпринимательство, которое руководствуются этими принципами, будут служить интересам общества, удовлетворению его материальных и духовных запросов. Указанные морально-этические принципы делового партнерства носят гуманный, демократический характер, содействуя превращению рыночной экономики в могучий фактор общественно-экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: