Третий подход к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики справедливости существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.
Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий, v
|
|
Сложность, однако, состоит в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости. Приведем лишь самые распространенные подходы к данной проблеме.
I. Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (от фр. egalite — равенство), между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Согласно этой теории, блага и тяготы должны распределяться между
(тки справедливости
людьми по следующему принципу: "Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ". Эгалитаристы полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно.
Л. "Капиталистическая" справедливость — распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).
III."Коммунистическая" справедливость — трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями.
IV. Концепция Д. Ролза, изложенная им в вышедшей в 1971 г. книге "Теория справедливости". В ней американский ученый сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:
1. каждый человек имеет равное право на наиболее широкие
свободы, совместимые с аналогичными свободами других лю
дей;
2. неравенство по социально-экономическим параметрам долж
но быть таким, чтобы:
|
|
а) обеспечить максимум прибыли для наименее привиле
гированных лиц;
б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями
власти, были бы доступны в равной мере для каждого.
Согласно Ролзу, принцип 1 должен быть приоритетным по отношению к принципу 26) в случае, если ситуация такова, то оба принципа противоречат друг другу. В рамках принципа 2 положение а) должно рас-i мптриваться как приоритетное по отношению к положению б).
Принцип 1 получил название "принцип равной свободы". Сущность его состоит в требовании необходимости защиты прав граждан от нарушений со стороны других лиц и в требовании равенства этих прав. Фундаментальные свободы включают свободу избирать, свободу сове-! i и, слова и др., а также свободу обладать собственностью и свободу не (нить объектом произвольного ареста.
Если считать, что принцип равной свободы верен, то, следова-н'льно, вмешательство коммерческих корпораций в частные дела со-фудников, давление, оказываемое менеджерами на ход выборов, попы гки регулировать политические процессы путем дачи взяток или другие акты, направленные на нарушение принципа равенства, следу-(ч рассматривать как некорректные действия. Кроме того, согласно
86 Лекция 5. Основные концепции в этике бизнеса
Ролзу, возможно и такое отступление от принципа, как ограничение свободы заключения договоров (в результате мошенничества или вследствие нарушения), поэтому сам принцип предусматривает запрет насилия, обмана и требует уважительного отношения к пунктам договоров. В таком случае договорные отношения с клиентами, работниками (речь идет также о рекламе) должны быть в моральном плане свободны от положений, допускающих возможность обмана, а работодатель имеет моральное обязательство предоставить нанимаемому лицу услуги, которые оговорены в соглашении.
В принципе 2 содержится положение о "различиях" (неравенстве). Согласно этому положению, в развитом обществе должны существовать элементы неравенства, однако должны предприниматься действия, направленные на исправление, улучшение имущественного положения наиболее нуждающихся (больных, инвалидов); интенсивность этих действий должна быть такова, чтобы не ухудшить ситуацию.
В части б) принципа 2 провозглашена идея равенства возможностей. Речь идет о необходимости обеспечения равной доступности должностных лиц и официальных учреждений для всех. Это означает необходимость не только приведения квалификационных требований, предъявляемых к занятым, в соответствие со спросом на рабочую силу (это обеспечит устранение дискриминации по признакам расовой принадлежности и пола), но и обеспечения всеобщей доступности учреждений системы просвещения и профессиональной переподготовки. Все перечисленные условия являются базовыми, определяющими возможность максимальной реализации сил, способностей и качеств человека и возможность получения им в итоге максимального вознаграждения. В целом можно отметить, что моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические принципы и ценности.
Подобная ситуация обусловлена, по мнению ученых, не только сложностью моральных проблем бизнеса, но и особенностями современной культуры. В отличие от традиционной культуры, когда в обществе господствовала одна этическая система (например, этика добро-гетели в античности или этика утилитаризма в Новое время), в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические;истемы, что предполагает различную этическую оценку одних и тех ке явлений в сфере бизнеса.
|
|
Особую актуальность данное положение имеет в современной Рос-ии с ее как традиционно сложившимися различными этическими си-темами (православие, ислам, атеизм), так и пониженным общим мо-
mii,;i справедливости
уровнем в стране. Думается, что развитие этики бизнеса и как научной, и как учебной дисциплины может внести посильный вклад в улучшение экономической ситуации в нашей стране.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в
этике бизнеса.
2. Сформулируйте утилитаристское определение этичности поведения.
3. Назовите основные проблемы теории утилитаризма и их возможное ре
шение.
4. Дайте определение этичности поведения по деонтической теории.
5. Укажите трудности деонтической этики и отличие последней от утили
таристской теории.
6. Что такое "моральное право"?
7. Изложите основные положения теории справедливости.
Вопросы для обсуждения
1. Подумайте о текущих моральных проблемах, с которыми вы сталкивае
тесь на работе. С каких позиций вы их решаете? Ближе ли ваши оценки
этичности поступка к утилитаризму, деонтической этике или этике спра
ведливости?
2. Какая из концепций справедливости вам ближе? Почему?
Литература
1. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения.
М., 1990.
3. Гараджа М., Петрунин Ю. Трудно ли богатому войти в Царствие Небесное, или
Православие и рынок // Наука и религия. 1993. № 2.
4. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963—1966.
Т. 4.
5. МилльДж. С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1990.
6. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Современные концепции // Общественные на
уки и современность. 1998. № 3.
7. РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
8. Чьюнинг Р.К., ЭбиДж.У., Роэлс Ш.Дж, Бизнес сквозь призму веры. М., 1993.
9. Nash L. Good Intentions Aside: A Manager's Guide to Resolving Ethical Problems.
Harward Business School Press, 1990.
10. Velasquez. M.G. Business Ethics: Concepts and Cases. Englewoods Clifis, New Jersey,
1988.
|
|
Лекция 5. Основные концепции в этике бизнеса
Приложение 1 ФРАГМЕНТ БИБЛЕЙСКОЙ КНИГИ "ИСХОД"
20. И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай н них всякие дела твои, а в день седьмой — суббота Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Приложение 2
Хотя еврейская этика прежде всего подходит людям иудейского вероисповедания, все же, как пишут Марк Шварц и Мейр Тамари, разработавшие нижеприведенный кодекс, она может быть полезной и интересной и всем остальным. Это попытка синтезировать два образа мышления: современную мировую светскую концепцию и иудейские основы для создания общего морального кодекса.