Этика справедливости

Третий подход к проблемам деловой жизни связан с использова­нием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики спра­ведливости существенно сужена. Последняя включает в основном про­блемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Оче­видно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше мо­ральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей — чело­веческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и приви­легий, v

Сложность, однако, состоит в том, что существует несколько от­личающихся друг от друга представлений о справедливости. Приведем лишь самые распространенные подходы к данной проблеме.

I. Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (от фр. egalite — ра­венство), между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Соглас­но этой теории, блага и тяготы должны распределяться между


 

(тки справедливости

людьми по следующему принципу: "Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ". Эгалитаристы полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Сле­довательно, считают они, распределение благ должно произво­диться равномерно.

Л. "Капиталистическая" справедливость — распределение благ дол­жно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).

III."Коммунистическая" справедливость — трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями.

IV. Концепция Д. Ролза, изложенная им в вышедшей в 1971 г. книге "Теория справедливости". В ней американский ученый сформу­лировал свое понимание справедливости, основанное на следу­ющих принципах:

1. каждый человек имеет равное право на наиболее широкие
свободы, совместимые с аналогичными свободами других лю­
дей;

2. неравенство по социально-экономическим параметрам долж­
но быть таким, чтобы:

а) обеспечить максимум прибыли для наименее привиле­
гированных лиц;

б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями
власти, были бы доступны в равной мере для каждого.

Согласно Ролзу, принцип 1 должен быть приоритетным по отноше­нию к принципу 26) в случае, если ситуация такова, то оба принципа противоречат друг другу. В рамках принципа 2 положение а) должно рас-i мптриваться как приоритетное по отношению к положению б).

Принцип 1 получил название "принцип равной свободы". Сущность его состоит в требовании необходимости защиты прав граждан от на­рушений со стороны других лиц и в требовании равенства этих прав. Фундаментальные свободы включают свободу избирать, свободу сове-! i и, слова и др., а также свободу обладать собственностью и свободу не (нить объектом произвольного ареста.

Если считать, что принцип равной свободы верен, то, следова-н'льно, вмешательство коммерческих корпораций в частные дела со-фудников, давление, оказываемое менеджерами на ход выборов, по­пы гки регулировать политические процессы путем дачи взяток или другие акты, направленные на нарушение принципа равенства, следу-(ч рассматривать как некорректные действия. Кроме того, согласно


 

86 Лекция 5. Основные концепции в этике бизнеса

Ролзу, возможно и такое отступление от принципа, как ограничение свободы заключения договоров (в результате мошенничества или вслед­ствие нарушения), поэтому сам принцип предусматривает запрет на­силия, обмана и требует уважительного отношения к пунктам догово­ров. В таком случае договорные отношения с клиентами, работниками (речь идет также о рекламе) должны быть в моральном плане свободны от положений, допускающих возможность обмана, а работодатель име­ет моральное обязательство предоставить нанимаемому лицу услуги, которые оговорены в соглашении.

В принципе 2 содержится положение о "различиях" (неравенстве). Согласно этому положению, в развитом обществе должны существовать элементы неравенства, однако должны предприниматься действия, направленные на исправление, улучшение имущественного положе­ния наиболее нуждающихся (больных, инвалидов); интенсивность этих действий должна быть такова, чтобы не ухудшить ситуацию.

В части б) принципа 2 провозглашена идея равенства возможностей. Речь идет о необходимости обеспечения равной доступности должнос­тных лиц и официальных учреждений для всех. Это означает необходи­мость не только приведения квалификационных требований, предъяв­ляемых к занятым, в соответствие со спросом на рабочую силу (это обеспечит устранение дискриминации по признакам расовой принад­лежности и пола), но и обеспечения всеобщей доступности учрежде­ний системы просвещения и профессиональной переподготовки. Все перечисленные условия являются базовыми, определяющими возмож­ность максимальной реализации сил, способностей и качеств человека и возможность получения им в итоге максимального вознаграждения. В целом можно отметить, что моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические принципы и ценности.

Подобная ситуация обусловлена, по мнению ученых, не только сложностью моральных проблем бизнеса, но и особенностями совре­менной культуры. В отличие от традиционной культуры, когда в обще­стве господствовала одна этическая система (например, этика добро-гетели в античности или этика утилитаризма в Новое время), в совре­менном обществе равноправно сосуществуют различные этические;истемы, что предполагает различную этическую оценку одних и тех ке явлений в сфере бизнеса.

Особую актуальность данное положение имеет в современной Рос-ии с ее как традиционно сложившимися различными этическими си-темами (православие, ислам, атеизм), так и пониженным общим мо-


mii,;i справедливости

уровнем в стране. Думается, что развитие этики бизнеса и как научной, и как учебной дисциплины может внести посильный вклад в улучшение экономической ситуации в нашей стране.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в
этике бизнеса.

2. Сформулируйте утилитаристское определение этичности поведения.

3. Назовите основные проблемы теории утилитаризма и их возможное ре­
шение.

4. Дайте определение этичности поведения по деонтической теории.

5. Укажите трудности деонтической этики и отличие последней от утили­
таристской теории.

6. Что такое "моральное право"?

7. Изложите основные положения теории справедливости.

Вопросы для обсуждения

1. Подумайте о текущих моральных проблемах, с которыми вы сталкивае­
тесь на работе. С каких позиций вы их решаете? Ближе ли ваши оценки
этичности поступка к утилитаризму, деонтической этике или этике спра­
ведливости?

2. Какая из концепций справедливости вам ближе? Почему?

Литература

1. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения.
М., 1990.

3. Гараджа М., Петрунин Ю. Трудно ли богатому войти в Царствие Небесное, или
Православие и рынок // Наука и религия. 1993. № 2.

4. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963—1966.
Т. 4.

5. МилльДж. С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1990.

6. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Современные концепции // Общественные на­
уки и современность. 1998. № 3.

7. РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

8. Чьюнинг Р.К., ЭбиДж.У., Роэлс Ш.Дж, Бизнес сквозь призму веры. М., 1993.

9. Nash L. Good Intentions Aside: A Manager's Guide to Resolving Ethical Problems.
Harward Business School Press, 1990.

10. Velasquez. M.G. Business Ethics: Concepts and Cases. Englewoods Clifis, New Jersey,
1988.


Лекция 5. Основные концепции в этике бизнеса

Приложение 1 ФРАГМЕНТ БИБЛЕЙСКОЙ КНИГИ "ИСХОД"

20. И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой ревнитель, наказыва­ющий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим запове­ди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не ос­тавит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай н них всякие дела твои, а в день седьмой — суббота Господу, Богу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день суббот­ний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы про­длились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Приложение 2

Хотя еврейская этика прежде всего подходит людям иудейского вероиспо­ведания, все же, как пишут Марк Шварц и Мейр Тамари, разработавшие нижеприведенный кодекс, она может быть полезной и интересной и всем ос­тальным. Это попытка синтезировать два образа мышления: современную ми­ровую светскую концепцию и иудейские основы для создания общего мораль­ного кодекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: