Круг наших нравственных обязшшосте!
гораздо шире того, что предписывает з
Сенека Ai
3.1. Здоровая природная среда — необходимое условие бытия человека, на здоровую среду обитания — важнейшее из неотчуждаемых естест! прав человека.
Лекция 9. Проблемы макроэтики
3.2. Разрушение природной среды обитания людей — посягательство пи
рава человека. Это экологическое преступление и аморальное деяние.
3.3. Поскольку нравственную ответственность за состояние природной среды
сохранение жизни на Земле несет каждый человек, постольку право граж-
ан на действенный экологический контроль не может быть подвергнуто ко им-либо ограничениям.
3.4. Лица, ограничивающие право граждан на защиту природной среды, пг
элько несут нравственную ответственность, но и должны отвечать перед су
ом по закону.
3.5. Каждый человек имеет право на получение необходимой информации
б экологическом состоянии мест проживания, работы и отдыха, а также от-
осительно любой природопреобразуюшей деятельности, оказывающей влия-
ие на природную среду и здоровье человека.
3.6. Каждый субъект природопреобразуюшей деятельности обязан заранее
нформировать государственные органы и общественность о возможных него
дных последствиях своей деятельности для природной среды и здоровья чс-
эвека.
3.7. Жизненно важные экологические решения должны приниматься с учи-
гием независимых экспертов и населения, непосредственно проживающего
а территории, затрагиваемой этими решениями, а в случае, если они каси-
тся всего населения страны, — всенародным референдумом.
3.8. Каждый гражданин может обращаться в суд, государственные органы
требованием защиты своих прав на благоприятные условия жизни, трудп и
гдыха, предъявлять иски о возмещении потерь, нанесенных здоровью и иму
еству в результате экологических правонарушений.
3.9. Каждый гражданин может публично и в средствах массовой информи
ли выражать свое мнение относительно природоохранного законодательстий
решений, принимаемых по поводу природопользования.
3.10. В случае возникновения чрезвычайной экологической ситуации госу
фственные органы обязаны немедленно информировать население России и
шредельных государств с целью обеспечения адекватной реакции на ситуя-
ш и реализации программ всеобщей экологической безопасности.
У общества и природы общая судьба. Их будущее зависит от нашей эколо веской культуры. Защита природы — дело совести и долг каждого граждапи-i России.
Авторы-составители кодекса: д-р филос. iiuvk
Ю.В. Олейников (руководитель проект»),
д-р филос. наук А.А. Горелов, д-р филос. няук
Э.С. Кульпин, канд. филос. наук И.А. Крылова, кипя
филос. наук И.К. Лисеев, канд. филос. паук А,Т. Шаталин
Приложение 3. Свод обычаев и правил делового оборогя рек/шмм ч '
Приложение 2
"ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА?"
Фрагмент статьи Е. Филатовой в журнале "Впрок". 1999. № 9
Вряд ли рядовому покупателю известно, что Челябинское предприятие ОАО "Макфа", выпускающее макароны, подало в суд на Московскую макаронную фабрику ОАО "Экстра-М" за использование в своем товарном знаке слов: "№ 1 в России". "Макфа" считает, что конкуренты нарушают Закон РФ "О рекламе", вводя в заблуждение покупателей. Фирма готова предоставить документы, подтверждающие, что объем продаж "Макфы" солидно перекрывает объем продаж "Экстра-М". Да и экспертиза НИИ хлебопекарной промышленности ставит продукцию "Экстра-М" лишь на третье место по качественным характеристикам. Это означает только одно: использованное в рекламных целях заявление, что макароны "Экстра-М" — "№ 1 в России", мягко говоря, не совсем соответствует действительности. В самом деле, двусмысленные, но безобидные фразы — это дело хозяйское. Однако самой распространенной словесной "рекламой" стало вынесение товара в разряд лучших, "вне конкуренции". Это уже не просто дурной вкус и нарушение этики, это попытка выдать желаемое за действительное, т. е. обман, а на языке юристов — нарушение закона.
К сожалению, в России многие компании с целью более успешного продвижения продукции на рынке используют в рекламе утверждения, которые либо не соответствуют действительности, либо ее приукрашивают. С нашей точки зрения, такая практика недопустима, так как потребитель вводится в заблуждение относительно свойств товара, его места на рынке или других характеристик, влияющих на выбор. В том случае, если утверждения не соответствуют действительности, реклама может быть признана недостоверной. Российское законодательство предусматривает ответственность за недостоверную рекламу и информацию.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения а отношении:
(...) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; результатов исследований и испытаний,
(...) использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.
Недостоверная реклама не допускается. (См. Закон РФ "О рекламе", статья 7.)
200 Лекция 9. Проблемы макроэтмкЦ|
Приложение 3
"СВОД ОБЫЧАЕВ И ПРАВИЛ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА РЕКЛАМЫ" НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ