Глоссарий

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutus — безусловный) — методологи­ческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с кото­рым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами раз­вития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь дво­який смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относи­тельности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчи­ненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы мора­ли, которые должны соблюдаться всеми. Но с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала пред­ставление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходи­ли иногда к моральному догматизму и ригоризму.

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. аи/as - сам и nomos - закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противо­стоит гетерономной этике (греч. heteros — другой), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслажде­ния, счастья, пользы.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. autoritas — власть, приказание) — одна из форм дог­матизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требо­ваний. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авто­ритетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и обоснова­нием морали является воля Бога.

АВТОРИТЕТ — влияние или способность лидера побуждать других к испол­нению возложенных на них обязанностей.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюрократических организаций.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с "правильной нормой" пове­дения, которая обусловлена социальными особенностями и не может быть деду-


Глоссарий 271

цирована, подобно положениям теоретических наук, равно как и не может пре­тендовать на всеобщность.

АСКЕТИЗМ (греч. asketes — упражняющийся, подвижник) — моральный прин­цип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаж­дений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо соци­альных целей или нравственного самосохранения. В немистифицированном виде аскетические, т. е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, лености, сладострас-' тия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности со­знания. Однако их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям чело­века по отношению к другим людям, не имеет нравственного смысла.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА — поведение отдельных сотрудников, которое может подорвать репутацию компании. В. Лоукс, генераль­ный директор компании Baxter Travenol Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала: 1) нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением; 2) следует выработать и довести до сведения всех нормы ответ­ственного поведения; 3) менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации; 4) менеджеры должны выполнять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назначение организации.

ВЕНТАМ Иеремия (1748—1832) — английский правовед и моралист, теоре­тический основоположник утилитаризма.

БЛАГО — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б. синонимично по­нятию добра (см. Добро и зло).

"БЛАТ" — см. Этика выгодных связей.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) — немецкий социолог, философ и историк. В сво­их исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В., наиболее ярким проявле­нием рациональности в этике является честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождени­ем протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспи­тание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчет­ливость.

ВЛАСТЬ — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Заслуга обосно­вания властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации, принадлежит Г. Саймону. В., по мнению Саймона: 1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем и в этом смысле формальная В. допускает применение дополнительных санкций; 2) обес­печивает профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путем вклю­чения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обус­ловливает координацию усилий всех членов организации, т. е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Согласно классификации Фрэнча



Глоссарий


Глоссарий




и Рэйвена, имеется пять основных форм В.: 1) В., основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 2) В., основанная на вознаграждении. Менеджер имеет В. над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; 3) экспертная В. осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний; 4) эталонная В. (В. примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; 5) законная В. основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — субъективный принцип понима­ния нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и ниги­лизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо обществен­ных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руко­водствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной сво­боды человека, самодеятельности и творчества в морали.

ВЫБОР (моральный) — акт моральной деятельности, выражающийся в со­знательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного ва­рианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное ре­шение в пользу одного из них и нередко вопреки другому (см. Конфликт моральный).

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в ис­тории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели — получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматрива­ется как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный) — исторически из­меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, счи­тающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений меж­ду людьми.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме. С точки зрения Д.э., действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осу­ществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали так же. Обоснование Д.э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

ДОБРО И ЗЛО — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и


нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действи­тельности.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — понятие нравственного сознания, являющееся обобщен­ной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.

ДОГМАТИЗМ — антиисторический схематически-окостеневший стиль мыш­ления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.

ДОЛГ — одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятия­ми, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответ­ственность, самосознание, совесть, мотив.

ДОМОСТРОЙ — русский средневековый сборник нравоучительных, хозяй­ственных, бытовых правил и наставлений, служивший эталоном поведения пра­вославного человека в различных областях деятельности: управлении домом, тор­говле, отношении к государству и т. д.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представле­ние о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность лично­сти. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания чело­веком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять человеческое назначение.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ЭТИКА — соблюдение этических норм и правил только с определенными — "своими" — людьми. В отношении "чужих" допускается нару­шение этических стандартов.

ИНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ — организованное движение заинтересованных граж­дан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначаль­ник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сло­жившееся под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нрав­ственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.

КАРТА ЭТИКИ — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирую­щий этический кодекс (см. Кодекс этический) корпорации для каждого сотруд­ника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по эти­ческим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — тер­мин, введенный Кантом в книге "Критика практического разума" (1788) и обо-



 

ГлоссариИ

значающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные форму­лировки К.и. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универ­сального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка К.и. Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и обще­ственно значимых) целей. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту, К.и. является всеоб­щим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

КВОТЫ — форма поддержки социальных меньшинств, предусматривающая количественные нормы найма на работу представителей социальных меньшинств.

КОДЕКС этический (лат. codex— книга) — свод нравственных норм, предпи­сываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в К.э. В литературе обычно выделяют корпо­ративные, профессиональные, национальные и всемирные К.э. Корпоративный К.э. обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим ра­ботникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существуют не­сколько типов корпоративных К.э.: а) регулятивный документ с детально разра­ботанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т. д.

КОМИТЕТ ПО ЭТИКЕ — временное или постоянное подразделение органи­зации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специали­стов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

КОНСАЛТИНГ (этический) — разновидность консультирования, направлен­ная на решение этических проблем организации внешними независимыми экс­пертами.

КОНСЬЮМЕРИЗМ — организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту прав и повышение влияния покупателей на продавцов продуктов.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной органи­зации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотруд­ником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

КОНФЛИКТ (моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противо­речие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя ка­кой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

КОНФОРМИЗМ (лат. conformis — сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате не самостоятельных решений (или полноправного


 

Глоссарий

участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, при­способительного принятия существующего порядка вещей. Конформист не выра­батывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а при­спосабливается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — в отличие от юри­дической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на соци­альные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отноше­нию к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирую­щими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся благотворительность; развитие корпораци­ями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинте­ресованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ — использование неэтичных средств и методов моти­вации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, си­ловое давление и др.).

МЕЦЕНАТСТВО (лат. Maecenas (Maecenatis)) — римский государственный де­ятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.

МОРАЛЬ (лат. moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

НИГИЛИЗМ (моральный) (лат. и/А// — ничто) — принцип, характеризую­щий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отри­цание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.

НОРМ-УТИЛИТАРИЗМ — разновидность утилитаризма, ограничивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.

НРАВСТВЕННАЯ СЛАБОСТЬ — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.

ОБУЧЕНИЕ ЭТИКЕ — совокупность приемов и методов повышения этиче­ского уровня сотрудников организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТИКА - один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент — это не только экономический институт, ори­ентированный исключительно на получение прибыли, но и часть общества и по этой причине ответствен перед обществом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого поведения руководителей, в практике менеджмента используются в настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров: 1) принимать на работу следует только "правильных" людей. Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск; 2) разрабаты­вать и доводить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам; 3) менеджеры не должны стоять в сторо­не от ежедневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: