В ходе социометрических исследований многие годы наблюдался феномен, получивший название социодинамического эффекта (91). Социодинамический эффект состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это неравномерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Если во время социометрического тестирования группы, состоящей из двадцати человек, на индивида А приходится семь выборов различной интенсивности, сделанных по критерию «сотрудничество», по одному выбору приходится на Б и В и ни одного выбора у Г, то разница между 35%, 5 и 0% полученных выборов является довольно значимой. Исследователи, занимающиеся социометрией, поначалу считали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников за счет дополнительного включения в эксперимент новых людей распределение выборов окажется более равномерным. Однако вопреки этому предположению многочисленными социометрическими исследованиями доказано противоположное. Дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-таки на так называемых звезд притяжения. Такие же отношения мы обнаруживаем в природе, где к самым прекрасным цветам слетается наибольшее число насекомых, а среди животных к самым красивым особям-самцам сбегается наибольшее число самок. На спиритуалистическом уровне эта же закономерность выражается словами Библии: "...ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится..." (73). \Евангелие от Матфея, 13: 12. — Прим. ред.\ При повторном тестировании с увеличением числа участников звезды выбираются еще чаще, как раз в силу их изначально высокого «дохода» (90)! Постоянство, с которым этот эффект проявляется по разным критериям в социометрических исследованиях и в разных по этическим установкам группах, позволило Морено сделать вывод об особых закономерностях в структурной организации человечества и послужило поводом к формулировке социодинамического закона. Он гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita2 \На человека, на душу населения (лат.). — Прим. ред.\ равномерно распределен среди членов совершенно разных по величине и устройству групп, во-вторых, при повышении вероятности быть выбранным за счет увеличения числа вариантов выбора новые выборы достаются индивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зависимости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выбора. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» (91).
|
|
|
|
Морено считает, что чрезмерная «прибыль» часто выбиравшихся членов группы объясняется цепным, или сетевым, эффектом, который обеспечивает к ним внимание не только среди знакомых, но и среди незнакомых людей (90).
Сходство специфического способа распределения выборов, проявляющегося в социодинамическом эффекте независимо от типа общественной системы, со специфическим способом распределения товара, выражающимся в форме «прибавочной стоимости», послужило поводом для Морено заменить в Марксовом определении прибавочной стоимости слова «прибавочная стоимость» социодинамическим эффектом, или силой притяжения, «рабочих» — индивидами, а «капитал» — населением. В результате получилась следующая формулировка: «Социодинамический эффект, производимый населением, равен силе притяжения между отдельными индивидами, умноженной на число индивидов» (в единовременной, относящейся к определенному критерию интеракции - дополнено мною) (90).
Мореновская критика Маркса относится к исключительно экономическому лечению общих социальных проблем и к недоучету марксизмом «социоэмоционального, или терапевтического», пролетариата во всех без исключения экономических классах. Пренебрежение индивидуальными различиями в продуктивности, которое Маркс позволял себе, веруя, что равенство наступит, как только в совместном труде будет занято минимальное число рабочих, Морено считает упущением, чреватым последствиями. Как показали социометрические исследования, без терапевтических мероприятий возникает не равенство, а только лишь социодинамический эффект.
Так как социодинамический эффект в отличие от «прибавочной стоимости» можно обнаружить не только в области экономики, но и во всех сферах жизни, Морено усматривает в прибавочной стоимости частную форму проявления социодинамического эффекта как всеобъемлющего феномена, а в экономическом пролетариате — соответствующий «социоэмоциональному пролетариату» класс в экономическом секторе.
Правильная оценка социодинамического эффекта важна, помимо прочего, для установления показаний к психодраме, ибо основная задача психодрамы состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим от последствий социодинамического эффекта, таких, как изоляция, безынициативность, комплексы неполноценности и т.п.