Социодинамический закон

В ходе социометрических исследований многие годы наблюдался феномен, получивший название социодинамического эффекта (91). Социодинамический эффект состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это нерав­номерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повтор­ном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Если во вре­мя социометрического тестирования группы, состоящей из двадцати человек, на индивида А приходится семь вы­боров различной интенсивности, сделанных по критерию «сотрудничество», по одному выбору приходится на Б и В и ни одного выбора у Г, то разница между 35%, 5 и 0% полученных выборов является довольно значимой. Ис­следователи, занимающиеся социометрией, поначалу счи­тали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников за счет дополнительного включения в экспе­римент новых людей распределение выборов окажется более равномерным. Однако вопреки этому предположе­нию многочисленными социометрическими исследования­ми доказано противоположное. Дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-та­ки на так называемых звезд притяжения. Такие же отно­шения мы обнаруживаем в природе, где к самым прекрас­ным цветам слетается наибольшее число насекомых, а среди животных к самым красивым особям-самцам сбега­ется наибольшее число самок. На спиритуалистическом уровне эта же закономерность выражается словами Библии: "...ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится..." (73). \Евангелие от Матфея, 13: 12. — Прим. ред.\ При повторном тестировании с увеличением числа участников звезды выбираются еще чаще, как раз в силу их изначально высокого «дохода» (90)! Постоянст­во, с которым этот эффект проявляется по разным крите­риям в социометрических исследованиях и в разных по этическим установкам группах, позволило Морено сде­лать вывод об особых закономерностях в структурной ор­ганизации человечества и послужило поводом к форму­лировке социодинамического закона. Он гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita2 \На человека, на душу населения (лат.).Прим. ред.\ равномерно распределен среди членов совершенно раз­ных по величине и устройству групп, во-вторых, при по­вышении вероятности быть выбранным за счет увеличе­ния числа вариантов выбора новые выборы достаются ин­дивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зави­симости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выбора. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» (91).

Морено считает, что чрезмерная «прибыль» часто выбиравшихся членов группы объясняется цепным, или сетевым, эффектом, который обеспечивает к ним вни­мание не только среди знакомых, но и среди незнако­мых людей (90).

Сходство специфического способа распределения вы­боров, проявляющегося в социодинамическом эффекте независимо от типа общественной системы, со специфи­ческим способом распределения товара, выражающимся в форме «прибавочной стоимости», послужило поводом для Морено заменить в Марксовом определении приба­вочной стоимости слова «прибавочная стоимость» социодинамическим эффектом, или силой притяжения, «рабо­чих» — индивидами, а «капитал» — населением. В ре­зультате получилась следующая формулировка: «Социодинамический эффект, производимый населением, ра­вен силе притяжения между отдельными индивидами, умноженной на число индивидов» (в единовременной, относящейся к определенному критерию интеракции - дополнено мною) (90).

Мореновская критика Маркса относится к исключи­тельно экономическому лечению общих социальных про­блем и к недоучету марксизмом «социоэмоционального, или терапевтического», пролетариата во всех без исклю­чения экономических классах. Пренебрежение индивиду­альными различиями в продуктивности, которое Маркс позволял себе, веруя, что равенство наступит, как только в совместном труде будет занято минимальное число рабо­чих, Морено считает упущением, чреватым последствия­ми. Как показали социометрические исследования, без те­рапевтических мероприятий возникает не равенство, а только лишь социодинамический эффект.

Так как социодинамический эффект в отличие от «прибавочной стоимости» можно обнаружить не только в области экономики, но и во всех сферах жизни, Море­но усматривает в прибавочной стоимости частную форму проявления социодинамического эффекта как всеобъем­лющего феномена, а в экономическом пролетариате — соответствующий «социоэмоциональному пролетариату» класс в экономическом секторе.

Правильная оценка социодинамического эффекта важна, помимо прочего, для установления показаний к психодраме, ибо основная задача психодрамы состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим от последствий социодинамического эффекта, таких, как изоляция, безынициативность, комплексы неполноценности и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: