Социальный атом

Социальный атомэто наи­меньший социальный элемент,

но это не индивид (90).

Я. Л. Морено

«Социальный атом как наименьший элемент струк­туры отношений состоит из всех отношений между че­ловеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны». Этим оп­ределением Морено подкрепляет исходную посылку сво­их исследований и рассуждений — человеческое бытие изначально является сочеловеческим. Термин «социаль­ный атом» следует понимать не строго по аналогии с физическим атомом, а в смысле «atomos = далее недели­мый». Именно поэтому Морено называет выявляемые с помощью социометрии структуры социальных отношений индивида социальным атомом, а не, к примеру, молеку­лой. Он считает, что это наименьшая единица из бесконеч­ного множества мелких, средних и крупных структур отно­шений, составляющих социальную вселенную. Обособлен­ный индивид, на его взгляд, это социальная фикция.

Рис. 3. Из: Moreno, J.L., Sociometry, Experiment and the Science of society. An Approach to а New Political Orientation. Beacon (N.Y.): Beacon House, 1951.

Социальный атом.

Объем знакомств, то есть

знакомства, не имеющие личного

значения для индивида

1 2

1-Внутреннее ядро: лица,

с которыми под­держиваются отношения

2-Внутреннее и внешнее ядро отношений,

окружающих индивида

3-Внешнее ядро: лица, с которыми

хотелось бы иметь отношения

Социальный атом окутывает людей словно аура при­тяжений и отталкиваний, конфигурация которых образу­ет социальное единство. Любого человека с самого рож­дения окружают люди, составляющие это единство, со­циальный атом (отец, мать, бабушка и др.). В его соци­альном атоме развертывается конкретная жизнь, В по­следующей жизни все меньше партнеров из социального атома индивида состоят с ним в кровном родстве. Зато они являются родственными по духу. Такое родство душ может относиться к совершенно разным критериям, та­ким, как любовь, работа, культурные интересы и т.д. Своим родством душ, то есть своими социоэмоциональными отношениями, лица из социального атома данного человека отличаются от его знакомых.

Все знакомые конкретного человека составляют в сумме, по выражению Морено, объем знакомств (91). Каждый может вспомнить имена своих знакомых, равно как и случайные или единичные с ними беседы. Однако большинство из них, по крайней мере в данный мо­мент, значения не имеют. От них отличается та неболь­шая группа людей внутри круга знакомых, с которыми индивид находится в каких-либо личных отношениях или которые со своей стороны чувствуют себя связан­ными с данным индивидом. Разница между людьми из этой группы, находящимися в эмоциональных отноше­ниях с индивидом, и остальными знакомыми, несмотря на изменчивость во времени, очевидна. Морено назы­вает ее также социальным порогом. Он пишет: «Как только я испытываю желание вступить в деловые, любовные или иные отношения с человеком, который до сих пор был просто знакомым, этот человек пере­ступает порог моего социального атома; в мой соци­альный атом входят также люди, которые хотят вступить в отношения со мной. Эти желаемые отно­шения образуют внешнее ядро вокруг внутреннего яд­ра отношений, которые тоже раньше были только же­лаемыми, но все же стали реальными» (90).

Эмоциональные потоки в социальном атоме имеют разную силу. Мы не будем вдаваться здесь в дальнейшие рассуждения Морено об этой преференциальной систе­ме, остановимся лишь на тех особенностях социального атома, которые имеют теоретическое и практическое зна­чение для психодрамы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: