Самым удивительным опытом, которым наделяет нас дополнительная реальность психодрамы, является непосредственный, основанный на переживании опыт «Ты». Он становится возможным благодаря обмену ролями. При обмене ролями человек переживает своего визави: ближнего, мир и бога. На то время, в течение которого он, как актер, выступает в роли своего визави, он в той или иной степени отказывается от идентификации с самим собой. Протагонист становится антагонистом и как таковой способен проследить чувства и реакции последнего и, кроме того, чувства и реакции, относящиеся к поведению протагониста (то есть к своему собственному). В существующем в каждом случае специфическом межчеловеческом силовом поле, которое воспроизводится в психодраме, вследствие констелляционного гнета поступки следуют как бы сами собой. Конкретное применение обмена ролями к межчеловеческим ситуациям является, пожалуй, самым оригинальным, а с точки зрения терапии и диагностики и самым важным изобретением Морено. Уже в начале первой мировой войны он сформулировал значение обмена ролями в своем произведении «Приглашение к встрече» следующим образом:
|
|
«…если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин и вставить их вместо моих, а ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих, тогда буду я глядеть на тебя твоими, а ты взглянешь на меня моими глазами» (18).
Обмен ролями, в том виде, как он применяется в психодраме, удается тем лучше, чем полнее актеры, то есть протагонист и антагонист, способны, поменявшись ролями в соответствии с психодраматическими правилами игры, отказаться от фиксации на своем «Я» (но отнюдь не от силы «Я»!) и просто довериться межчеловеческой констелляции, даже если роль антагониста не соответствует ценностным представлениям протагониста. Протагонист переживает извне свое собственное поведение в данной ситуации, изображенное теперь реальным визави или исполнителем его роли; более того, в качестве личной реакции на свое изображенное в игре поведение он, как уже говорилось, развивает и даже испытывает чувства другого. Обмен ролями означает собой опыт «Я» особого рода. Но он означает также и опыт «Ты», доходящий порой до переживания телесных реакций визави, когда, например, переживается его возрастающая ярость, сопровождающаяся сердцебиениями в собственном теле. Бывает и так, что в процессе подобного рода драматического действия собственное поведение критикуется, подобно поведению другого человека, и в роли визави отстаивается противоположная точка зрения, а не собственная. Тем самым повышается ролевая гибкость, значение которой мы оценим верно только тогда, когда учтем тот факт, что деструктивный потенциал в отношениях напрямую зависит от степени фиксации контрагентов на прежней своей точке зрения. Но, поменявшись ролями, они воспринимают ту же самую ситуацию с позиции другого. Благодаря этому сознание обоих расширяется. В постпсиходраматическом отношении каждому из актеров знакома уже не только половина реальности своей ситуации, то есть «реальность со своей точки зрения»; оба теперь осознают реальность в полном объеме. Это всеобъемлющее сознание складывается из переживания в собственной роли и из переживания в роли визави. Такой целостный опыт обеспечивает более объективную оценку ситуации «по ту сторону добра и зла». На первый взгляд кажется, что вроде бы ничего не изменилось, и тем не менее приобретенный исполнителями психодрамы опыт освобождения от себя и, возможно, от своей ранее непоколебимой точки зрения будет продолжать действовать в направлении самоосвобождения, которое позволит им с легкостью властвовать над собой.
|
|
Обмен ролями в эмоционально насыщенной психодраматической игре приносит следующие результаты: 1) дифференциацию способности к вчувствованию; 2) улучшение понимания существующей межчеловеческой ситуации; 3) понимание изображенного в качестве антагониста визави; 4) расширение эмоционального горизонта; 5) размягчение аспектов взаимоотношений, затвердевших из-за межчеловеческого констелляционного гнета и окостенения «Я»; 6) готовность к примирению.