Стихотворения, подобные цитированным, возникают в процессе и вследствие катарсиса. Понятие катарсиса, которое в буквальном переводе означает очищение, или облагораживание, встречается уже в античных мистериях. В Египте и в Греции человек должен был «очистить себя от всего остального» (13), чтобы его сознание могло принять целостный характер и увидеть объединенными в своем творческом начале противоречия внешнего мира (13). Катарсис должен был устранить фиксацию на «Я», очистить человека для посвящения в божественное таинство. «Великий опыт» (26) во все времена и во всех культурах описывался как освобождение, поскольку в нем наше отношение к бытию как к основе нас самих уже не искажается фиксированным на «Я» бытием-в-мире, той формой бытия, которая в крайних проявлениях тревоги, страха, жажды добычи и манерности принимает вид психического расстройства (9). Напротив, внешний мир и окружение становятся прозрачными. Бытие говорит от себя! В экзистенциально-аналитической терминологии это означало бы, что в этом состоянии мы переживаем бытие как основу, благодаря которой и ради которой каждый из нас существует словно в своем, мы — словно в нашем (9). Существованию, основанному на этом бытии, самоотчуждение, как собственное отчуждение от бытия, не грозит.
|
|
Однако наша фиксация на «Я», или «эпидемия "Я"», как говорил молодой Я.Л. Морено, снова и снова впутывает нас в кажущиеся неразрешимыми проблемы, которые блокируют наши креативные возможности. Зачастую только катарсис, как радикальное очищение в смысле внутреннего освобождения, может стать исходным положением для нового начала. Кризис, изменение, метанойя происходят в нем, равно как и в катарсисе психодрамы, подобно прорыву. Катартическое значение психодрамы Морено описывает следующими словами:
«Однако эта безумная страсть, это раскрытие жизни в мнимом, не действует подобно болезни, а подтверждает тезис: каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого. Освобождение — название идеализированное, ибо полное повторение делает его предмет смешным. В отношении своей собственной жизни, всего, что сделано и делается, человек приобретает качество творца — чувство истинной свободы, свободы от своей природы. Первый Раз вызывает благодаря Второму смех. И во Второй Раз — внешне — тоже говорят, едят, пьют, творят, спят, просыпаются, пишут, спорят, борются, приобретают, теряют, умирают. Однако via же самая боль уже не действует на актеров и зрителей как боль, то же самое вожделение не действует как вожделение, та же самая мысль не действует как мысль, а действует без боли, без сознания, без мысли, без смерти. Каждая фигура из бытия сама собой перемещается в мнимое, а мнимое и реальное утопают в смехе.
|
|
Это последний театр. Театр импровизации был освобождением мнимого. Это мнимое есть освобождение жизни. Театр конца не есть вечный возврат одного и того же в силу железной необходимости, он противоположность этому, самопроизвольный возврат самого себя. Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз порождает себя самого и наглядно доказывает, что жизнь в оковах была актом его свободной воли» (83).
Катарсис — это потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем потрясение и прорыв затвердевших структур. В этом смысле Морено придает катарсису огромное значение в лечении неврозов креативности, то есть тех нарушений, для которых характерно блокирование креативности пациента. Однако в этом контексте речь идет не только об освобождении катарсиса. Как и при всяком освобождении человеческой спонтанности в целом, речь идет об ее превращении в креативность. В данной катарсисом возможности нового начала и раскрытия человеческой креативности (положение вещей, ярким свидетельством которого являются все истинные произведения искусства) Морено видит главное предназначение катарсиса и поэтому обычно говорит о креативном катарсисе (88).
Как показывает приведенная выше цитата, исследование и терапевтическое использование катартических феноменов с самого начала своего творчества Морено рассматривает в качестве важнейшей теоретической и практической основы психодрамотерапии. Своими исследованиями катарсиса он смыкается с Аристотелем, но вместе с тем уходит далеко вперед благодаря дифференциации качественно и функционально различных форм катарсиса. С одной стороны, Морено говорит об эстетическом, этическом, интегративном или любовном катарсисе и прочих характерных для катарсиса формах его проявления, с другой стороны, с точки зрения его функции говорит об обсервационном, акциональном и групповом катарсисе.