double arrow

Катарсис в психодраме

Стихотворения, подобные цитированным, возникают в процессе и вследствие катарсиса. Понятие катарсиса, которое в буквальном переводе означает очищение, или облагораживание, встречается уже в античных мистери­ях. В Египте и в Греции человек должен был «очистить себя от всего остального» (13), чтобы его сознание могло принять целостный характер и увидеть объединенными в своем творческом начале противоречия внешнего мира (13). Катарсис должен был устранить фиксацию на «Я», очистить человека для посвящения в божественное таин­ство. «Великий опыт» (26) во все времена и во всех культурах описывался как освобождение, поскольку в нем наше отношение к бытию как к основе нас самих уже не искажается фиксированным на «Я» бытием-в-мире, той формой бытия, которая в крайних проявлениях тревоги, страха, жажды добычи и манерности принимает вид психического расстройства (9). Напротив, внешний мир и окружение становятся прозрачными. Бытие гово­рит от себя! В экзистенциально-аналитической термино­логии это означало бы, что в этом состоянии мы пережи­ваем бытие как основу, благодаря которой и ради кото­рой каждый из нас существует словно в своем, мы — словно в нашем (9). Существованию, основанному на этом бытии, самоотчуждение, как собственное отчужде­ние от бытия, не грозит.

Однако наша фиксация на «Я», или «эпидемия "Я"», как говорил молодой Я.Л. Морено, снова и снова впуты­вает нас в кажущиеся неразрешимыми проблемы, кото­рые блокируют наши креативные возможности. Зача­стую только катарсис, как радикальное очищение в смысле внутреннего освобождения, может стать исход­ным положением для нового начала. Кризис, изменение, метанойя происходят в нем, равно как и в катарсисе пси­ходрамы, подобно прорыву. Катартическое значение психодрамы Морено описывает следующими словами:

«Однако эта безумная страсть, это раскрытие жизни в мнимом, не действует подобно болезни, а под­тверждает тезис: каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого. Освобождениеназвание идеализированное, ибо полное повторение делает его предмет смешным. В отношении своей собственной жизни, всего, что сделано и делается, человек приобре­тает качество творцачувство истинной свободы, свободы от своей природы. Первый Раз вызывает бла­годаря Второму смех. И во Второй Развнешнетоже говорят, едят, пьют, творят, спят, просыпают­ся, пишут, спорят, борются, приобретают, теряют, умирают. Однако via же самая боль уже не действует на актеров и зрителей как боль, то же самое вожделе­ние не действует как вожделение, та же самая мысль не действует как мысль, а действует без боли, без со­знания, без мысли, без смерти. Каждая фигура из бы­тия сама собой перемещается в мнимое, а мнимое и ре­альное утопают в смехе.

Это последний театр. Театр импровизации был освобождением мнимого. Это мнимое есть освобождение жизни. Театр конца не есть вечный возврат одного и того же в силу железной необходимости, он противоположность этому, само­произвольный возврат самого себя. Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз порождает себя самого и наглядно доказывает, что жизнь в оковах была актом его свободной воли» (83).

Катарсис — это потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем потрясение и прорыв затвердевших структур. В этом смысле Морено придает катарсису огромное значение в лечении неврозов креа­тивности, то есть тех нарушений, для которых характер­но блокирование креативности пациента. Однако в этом контексте речь идет не только об освобождении катарси­са. Как и при всяком освобождении человеческой спонтанности в целом, речь идет об ее превращении в креа­тивность. В данной катарсисом возможности нового на­чала и раскрытия человеческой креативности (положе­ние вещей, ярким свидетельством которого являются все истинные произведения искусства) Морено видит глав­ное предназначение катарсиса и поэтому обычно говорит о креативном катарсисе (88).

Как показывает приведенная выше цитата, исследова­ние и терапевтическое использование катартических фе­номенов с самого начала своего творчества Морено рас­сматривает в качестве важнейшей теоретической и прак­тической основы психодрамотерапии. Своими исследова­ниями катарсиса он смыкается с Аристотелем, но вместе с тем уходит далеко вперед благодаря дифференциации ка­чественно и функционально различных форм катарсиса. С одной стороны, Морено говорит об эстетическом, этиче­ском, интегративном или любовном катарсисе и прочих характерных для катарсиса формах его проявления, с другой стороны, с точки зрения его функции говорит об обсервационном, акциональном и групповом катарсисе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: