Описанную Аристотелем форму катарсиса Морено называет обсервационным катарсисом (96) и наряду с собственными исследованиями катарсиса, вызываемого созерцанием драмы, ссылается на знаменитое изречение Аристотеля в его труде «De Poetica»: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью, услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей» \Аристотель. Поэтика (перевод М. Гаспарова) — Собр. соч. в четырех томах, т. 4. (Философское наследие, т. 90.) М, «Мысль», 1983, с. 651. - Прим. ред.\ (4). Также и при обсервационном катарсисе действие захватывает зрителей гораздо сильнее, чем просто вербальное сообщение.
Элеос и фобос, сострадание и страх, лучше всего характеризуют те чувства, которые вызывает трагедия героя у публики. Взволнованные трагедией героя, зрители, идентифицируя себя с ним, не только горюют об ослепленном герое, они содрогаются при мысли о возможности ослепления человека. Взбудораженные этими аффектами, они могут задаться вопросом о своем собственном бытии.
|
|
Таким образом, когда Аристотель говорит о катарсисе, речь идет об обсервационном катарсисе по функциональной классификации Морено.
Точка зрения Аристотеля веками передавалась из поколения в поколение, все снова и снова вызывая, особенно начиная с XVII столетия, оживленные литературные дискуссии (105). Кроме того, в литературе давно уже имеются описания целительного воздействия ad hoc \«Для этого», «применительно к этому», (специально) для этого случая (лат.). — Прим. ред.\ инсценированных, театральных спектаклей, ориентированных на специфическое положение страдающего героя, например, в романе «Симплициссимус» Гриммельсхаузена (42), в трагедии «Король Лир» Шекспира (124) и в зингшпиле Гёте «Лила» (24), который благодаря рассуждениям Готтфрида Динера вновь оказался в центре соответствующего интереса.
В самых последних исследованиях по истории терапии душевнобольных обращается внимание на специальную медицинскую литературу XIX века, в которой для психических больных рекомендуются театральные игры (113). Однако, как и в работах Аристотеля, в рекомендациях этих психиатров XIX столетия рассматривается лишь воздействие театра на зрителей, то есть зрительный, или обсервационный, катарсис.
К обсервационному катарсису Морено также относит катартические феномены, наблюдавшиеся еще на рубеже веков венскими врачами Брейером и Фрейдом (16) в рамках проводившихся ими гипнотических экспериментов. Их пациенты под гипнозом сообщали по требованию врача об определенных периодах своей жизни, о которых практически ничего не могли вспомнить в обычном состоянии. При изображении ранее вытесненных, но под гипнозом вновь припомненных аффективных переживаний из прошлого времени загипнотизированные обычно проявляли сильное душевное волнение. Брейер назвал этот феномен бурного прорыва чувств «катартическим отреагированием». Заимствовав это понятие, венский психотерапевт Франк разработал в 1913 году собственный «катартический метод» (31). В этих формах терапевтического катарсиса пациент находится в пассивном состоянии гипноза и — подобно зрителям в театре — как бы извне созерцает свои эмоционально окрашенные образы памяти. Как считает Морено, он тоже испытывает обсервационный катарсис.
|
|