Обсервационный катарсис

Описанную Аристотелем форму катарсиса Морено называет обсервационным катарсисом (96) и наряду с собственными исследованиями катарсиса, вызываемого созерцанием драмы, ссылается на знаменитое изречение Аристотеля в его труде «De Poetica»: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имею­щему [определенный] объем, [производимое] речью, ус­лащенной по-разному в различных ее частях, [произво­димое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей» \Аристотель. Поэтика (перевод М. Гаспарова) — Собр. соч. в четырех томах, т. 4. (Философское наследие, т. 90.) М, «Мысль», 1983, с. 651. - Прим. ред.\ (4). Также и при обсервационном катарсисе действие захватывает зрителей гораздо силь­нее, чем просто вербальное сообщение.

Элеос и фобос, сострадание и страх, лучше всего характеризуют те чувства, которые вызывает трагедия героя у публики. Взволнованные трагедией героя, зри­тели, идентифицируя себя с ним, не только горюют об ослепленном герое, они содрогаются при мысли о воз­можности ослепления человека. Взбудораженные этими аффектами, они могут задаться вопросом о своем соб­ственном бытии.

Таким образом, когда Аристотель говорит о катарси­се, речь идет об обсервационном катарсисе по функцио­нальной классификации Морено.

Точка зрения Аристотеля веками передавалась из по­коления в поколение, все снова и снова вызывая, особен­но начиная с XVII столетия, оживленные литературные дискуссии (105). Кроме того, в литературе давно уже имеются описания целительного воздействия ad hoc \«Для этого», «применительно к этому», (специально) для этого случая (лат.).Прим. ред.\ инсценированных, театральных спектаклей, ориентирован­ных на специфическое положение страдающего героя, например, в романе «Симплициссимус» Гриммельсхаузена (42), в трагедии «Король Лир» Шекспира (124) и в зингшпиле Гёте «Лила» (24), который благодаря рас­суждениям Готтфрида Динера вновь оказался в центре соответствующего интереса.

В самых последних исследованиях по истории тера­пии душевнобольных обращается внимание на специаль­ную медицинскую литературу XIX века, в которой для психических больных рекомендуются театральные игры (113). Однако, как и в работах Аристотеля, в рекомен­дациях этих психиатров XIX столетия рассматривается лишь воздействие театра на зрителей, то есть зритель­ный, или обсервационный, катарсис.

К обсервационному катарсису Морено также относит катартические феномены, наблюдавшиеся еще на рубеже веков венскими врачами Брейером и Фрейдом (16) в рамках проводившихся ими гипнотических эксперимен­тов. Их пациенты под гипнозом сообщали по требованию врача об определенных периодах своей жизни, о кото­рых практически ничего не могли вспомнить в обычном состоянии. При изображении ранее вытесненных, но под гипнозом вновь припомненных аффективных пережива­ний из прошлого времени загипнотизированные обычно проявляли сильное душевное волнение. Брейер назвал этот феномен бурного прорыва чувств «катартическим отреагированием». Заимствовав это понятие, венский психотерапевт Франк разработал в 1913 году собствен­ный «катартический метод» (31). В этих формах тера­певтического катарсиса пациент находится в пассивном состоянии гипноза и — подобно зрителям в театре — как бы извне созерцает свои эмоционально окрашенные образы памяти. Как считает Морено, он тоже испытыва­ет обсервационный катарсис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: