Если психотерапия проводится с клиентами, про которых мы знаем или предполагаем, что их жизнь протекает в осложненных проблемами структурах межчеловеческих отношений, то сначала мы просим их набросать перцептивную социограмму группы, являющейся наиболее важной в их жизни. При планировании терапии необходимо добиваться того, чтобы члены такой группы, например родственники клиента, с самого начала были включены в психодраматическую семейную терапию.
Социометрически обоснованная семейная терапия является важной составной часть психодрамотерапии, в частности психодраматической семейной консультации и терапии психозов. С позиции клиента в его группе психодрамотерапия начинается с проведения перцептивного теста, на котором строится психодраматическое изображение и психодраматическая переработка проблемных ситуаций, возникающих между клиентом и лицами, представленными в социограмме. Из такого изображения вытекают показания относительно дальнейших действий, которые следует предпринять терапевту.
|
|
С позиции семьи психодрамотерапия начинается с групповой терапии в другой психодраматической группе, куда принимаются самые сложные или, по крайней мере, самые мотивированные лица из окружения клиента, в идеале, например, оба родителя. В определенное время — также в соответствии со специфическими показаниями — в одной из двух психодраматических групп происходит реальная психодраматическая встреча конфликтующих сторон. Если клиент нуждается в поддержке и защите в своей группе, то реальная психодраматическая встреча с конфликтующим партнером должна состояться именно в ней. Если же последний хотя и является доминантным, однако восприимчив к обратной связи членов своей группы, то при одинаковом составе обеих групп предпочтение следует отдать данной группе.
Если, к примеру, с одной стороны, мы имеем группу родителей, а с другой стороны, группу подростков или группу тяжело больных пациентов, то, разумеется, эти данности также должны быть учтены при выборе группы.
Пример: Йорга, одиннадцатилетнего мальчика, приводят на консультацию в связи с трудностями в учебе и стойкой позицией аутсайдера в семье. Социометрический перцептивный тест, проведенный с ним по критерию «организация досуга», дает следующие результаты:
Мать (М) и старший, семнадцатилетний брат Петер (П) рассматриваются клиентом в парном отношении взаимного притяжения. Клиент считает, что во время семейной прогулки они бы наверняка большую часть времени шли рядом и вместе искали бы сюжеты для фотографических снимков. Дома они тоже часто беседуют друг с другом. Отец (О) наибольший интерес проявляет к старшему сыну, однако при этом он больше контактирует с матерью, чем с Петером. Он вообще мало занимается семьей, ни в хорошем, ни в плохом смысле, а живет целиком своей работой. Особое расположение мать испытывает к своему младшему сыну Гансу. Тот тоже к ней привязан, но всегда неразлучен с двенадцатилетним братом Герхардом (Г) и четырнадцатилетней сестрой Иреной (И). Все трое редко берут с собой играть Йорга. Наверное, виной тому Ганс. Он немало значит в глазах Герхарда и Ирены, поскольку является их заступником у матери. Его, Йорга, мать не любит, другие члены семьи тоже им не интересуются. В этой семье он лишний, и лучше всего ему уйти из дома.
|
|
Рис. 10. О - отец; М - мать; Га, Й, Ге, И, П - дети.
В интервью с родителями они указывают, что никогда не испытывали трудностей с другими детьми. Они считают себя совершенно обычными родителями и производят соответствующее впечатление. Мать подчеркивает, что ведет себя с трудным ребенком точно так же, как с его братьями и сестрой. При этом она выглядит очень растерянной.
В перцептивной социограмме матери обращает на себя внимание то, что она чувствует себя отверженной Йоргом, хотя в социограмме Йорга это не выражается. Со своей стороны Йорг чувствует себя отверженным матерью, что также не проявляется в ее социограмме. Эти взаимные ошибочно предполагаемые отвержения и есть главное, что бросается в глаза в социограммах матери и сына. Фактически же первым мать выбирает Петера, с которым она ладит лучше всего, вторым — Ганса, который сильно к ней привязан. Среди остальных детей она не выделяет никого.
В психодраме Йорг демонстрирует свою изоляцию: он изображает, как обособленно ведет себя старший брат Петер по отношению к сестре и братьям. В роли Петера он проявляет определенный интерес к Ирене, однозначному центру семьи. Протагонист изображает Ирену в виде «кошки», которую Ганс настраивает против Йорга, а у нее на поводу идет Герхард. Наибольшая угроза, по мнению Йорга, исходит от маленького Ганса, и он демонстрирует, как тот способен добиться всего от матери. Производит впечатление монолог Йорга в роли матери: «Йорг никому не подчиняется в школе. Он вообще не подходит нашей семье, я всегда это знала». Когда в этот важный момент психодраматического действия психодрамотерапевт дублирует: «...потому что он...» — протагонист не может сказать, почему он не подходит семье.
В параллельной психодраматической группе психодрамотерапевт просит мать изобразить какой-нибудь случай с Йоргом, относящийся к тому времени, когда еще не было с ним проблем, а затем продемонстрировать одну из безобразных его выходок. При изображении последней сцены, помимо вибрации голоса, она не никак не проявляет своей злости, а обращается к мужу с просьбой вразумить Йорга.
Скрытый гнев в голосе клиентки и выраженное в перцептивной социограмме Йорга чувство отверженности матерью являются для психотерапевта поводом, чтобы спросить все еще не отошедшую от игры протагонистку, когда же она возненавидела своего ребенка. Услышав этот вопрос, протагонистка бледнеет и начинает бурно плакать. Наконец она говорит: «Во время беременности».
Тут же разыгрывается новая сцена с еще не родившимся ребенком. В этой сцене мать выражает свое сомнение в том, что отцом ребенка является ее супруг, а не любовник. Она твердо решила сопровождать своего друга в его годичной поездке за границу. Без Йорга это было вполне возможным, потому что для ее относительно молодой, одинокой свекрови позаботиться без невестки о своем сыне и внуках было бы только в радость. Беременность же Йоргом удержала ее в семье.
К ужасу матери, во время археологической экспедиции ее друг погиб. Она боится, что Йорг не его ребенок. Протагонистка бурно плачет.
|
|
После этого катартического диалога на углубленное исследование последующей семейной ситуации остается слишком мало времени. Однако на этом занятии необходимо еще выяснить, насколько успешной оказалась реинтеграция клиентки в свою семью. С этой целью терапевт справляется у протагонистки, не желает ли она провести соответствующий диалог со своим младшим сыном Гансом во время беременности. В этом диалоге протагонистка выражает радость и облегчение в связи с примирением со своим мужем, происшедшим благодаря этому ребенку. Еще не родившемуся, она выражает ему за это свою благодарность.
В фазе обсуждения благодаря собственной ролевой обратной связи протагонистка впервые осознает, что относится к младшим детям по-разному.
После этой психодрамы единственный исходящий от Йорга выбор, который приходится на отца, но остается без ответа, имеет, похоже, особое значение в рамках существующей семейной констелляции. В нем вырисовывается по меньшей мере возможность установления более или менее прочных отношений между Йоргом и другим членом семьи. По этой причине на следующем психодраматическом занятии задается вопрос, не желает ли протагонистка спроецировать в игре будущее и обсудить со своим мужем то, как они вместе будут заботиться о Йорге с учетом своих чувств к нему, которые стали ей понятны благодаря последней психодраме. Сцена производит впечатление. Протагонистка свободно говорит о событиях прошлого и признается мужу в своей удвоенной ненависти к Йоргу, которая возникла сначала из-за того, что он не был ребенком столь любимого ею мужчины, а затем усилилась тем, что он постоянно ей напоминал о критическом периоде ее жизни.
В соответствующей реальной беседе отец принимает участие один-единственный раз, чтобы «испробовать», что он может сделать для Йорга. В игре в будущее он выглядит в роли Йорга абсолютно беспомощным. Похоже, он не имеет ни малейшего представления о его интересах и желаниях. В собственной роли он проявляет много усердия. После того как другие участники группы в роли Йорга выразили общие желания одиннадцатилетнего мальчика, а также после многократного обмена ролями, как в роли сына, так и в своей собственной, отец стал проявлять гораздо больше гибкости.
|
|
В данном случае прямая психодраматическая конфронтация между отцом и сыном не показана, тем более что уже вскоре после психодрамы отец начал заботиться о Йорге и поощрять его интерес к своей старой коллекции марок и ее дальнейшему пополнению. Теперь они оба часто занимаются марками, беседуют о разных странах, в которых были выпущены эти марки и которые отец большей частью объездил. Рассказы отца пробуждают у Йорга интерес к географии и мотивацию к изучению английского языка, которым Йорг хотел бы владеть, чтобы самому потом когда-нибудь отправиться в путешествие.
За относительно короткое время в поведении клиента произошло явное улучшение.