С позиции теории ролей (модель)

Психические расстройства, с одной стороны, выража­ются в нарушениях ролевого развития, а с другой сторо­ны, и вызываются нарушениями ролевого развития и по­ведения. Со своей стороны ролевое развитие и ролевое поведение тесно связаны с акциональным голодом и социоэмоциональным развитием человека.

С точки зрения социометрии и психодрамы болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчело­веческой, то есть социоэмоциональной, среды, нанося­щих ущерб акциональному голоду, социоэмоциональному и ролевому развитию. Если продолжить эту мысль, то здоровье будет представлять собой направленное, струящееся бытие или прогрессию, болезнь же — застой или регрессию.

Прогрессия зависит от той диспозиции, которую мы называем смелостью. Смелость — это качество, позволя­ющее нам не просто как попало использовать нашу спон­танность, а, осознавая требования и опасности, превра­щать ее в целенаправленное креативное действие.

Дезинтегрирующая регрессия является следствием страха, противоположности смелости. Страх не только вызывает стагнацию и регрессию, но и почти всегда втя­гивает человека в circulus vitiosus. Смелость — причина действия, полемики с реальностью, обилия пережива­ний, готовности нести ответственность и тем самым большей степени свободы. Страх, по определению Кьеркегора, — это «надувательство свободы» (57). Он источник пассивности, иллюзий, душевного обнищания, пустоты, апатии, принужденности и зависимости. Каковы будут последствия страха, к чему он приведет — к задержке, болезни или катастрофе, наряду с эндогенными факто­рами, — зависит, пожалуй, от того, в каких и в сколь­ких ролях страх охватывает и блокирует человека, сколько ролей он не способен выполнить, сколько ролей и какие у него отсутствуют. Наряду с реально существу­ющими возможностями и препятствиями пропорция страха и смелости является решающим условием для преодоления критических жизненных ситуаций и для дальнейшего развития человека.

Если в основу психодрамотерапии мы положим тео­рию ролей Морено, дополненную последующими рас­суждениями, то важно при этом учитывать, с одной сто­роны, доверие как психическую основу качества смело­сти, способствующего развитию, и, с другой стороны, ут­рату доверия как основу качества страха, препятствую­щего развитию, то есть приводящего к стагнации и ре­грессии, выясняя при помощи социометрических мето­дов соответствующие межчеловеческие предпосылки.

Если, например, доверие ребенка, то есть его врож­денная внутренняя безопасность, не пострадало от внеш­них негативных влияний, то с самого рождения оно про­являет себя в акциональном голоде ребенка, побуждаю­щем его действовать еще до того, как может идти речь о психическом развитии в подлинном значении этого сло­ва. Поэтому Морено констатирует: «Ребенок — это ак­тер, он должен действовать в ролях, не имея эго или личности...» (96). И этот же акциональный голод с са­мого раннего детства постоянно не дает покоя человеку в ситуациях и ролях, требующих от него преодолеть страх и проявить смелость, тем самым способствуя прогрессии. Нарушение детского доверия вследствие недостаточных или неудачных интеракций между матерью и ребенком и обусловленный этим страх могут быть столь велики, что младенец порой уже не способен проявить смелость, что­бы взять на себя или правильно исполнить роль прини­мающего пищу, теряет аппетит и, как показали исследо­вания Р. Спитца, возможно, умирает в маразме (125).

______________________Прогрессия___________ Мужество

_______________ РОЛЕВОЕ_РАЗВИТИЕ_______


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: