Недостаток реальных возможностей

Постоянный дефицит реальных возможностей, необ­ходимых для актуализации определенной роли, может нанести существенный вред самооценке клиента, обла­дающего изначально большим или нормальным акциональным голодом и достаточной спонтанностью. У него может возникнуть депрессия или агрессивное напряже­ние, вызванное фрустрацией его акционального голода.

При недостатке объективных реальных возможностей помимо прочего показано применение имажинативных психодраматических техник, стимулирующих фантазию клиента: именно она, вполне возможно, поможет ему найти реальные возможности.

Пример: Клиент страдает из-за недостаточного знания иностранных языков, испытывая при этом комп­лекс неполноценности. Этот комплекс усиливают частые посещения иностранных коллег его пред­приятия. Он рассказывает, как недавно при одном только виде зарубежных гостей его бросило в дрожь. Из-за всего этого он не знает, как надо себя вести. Небольшой городок, в котором он живет, не предоставляет возможностей научиться как следует разговаривать на иностранном языке. И вообще он чувствует, что ему в этом городке тесно.

В данном случае для терапии клиента помимо прочего показаны имажинативные психодраматиче­ские техники. Его проблема психодраматически прорабатывается в волшебном магазине. Здесь кли­ент может «приобрести» возможности, которых нельзя купить в реальной жизни. За них надо толь­ко уплатить мешающими им препятствиями. Но именно это обычно и дается ему с большим трудом. Например, за обучение иностранному языку за гра­ницей хозяин магазина требует от покупателя отка­заться от своего надежного профессионального по­ложения на родине. Вполне возможно, протагони­сту никогда еще не приходила мысль потерять или отказаться от своего положения. Тем не менее воп­реки ожиданиям он захотел рискнуть. Однако бо­лее вероятно то, что он отвергнет сделку, раскрити­ковав цены волшебного магазина. Тогда продавец может предложить ему дружбу молодых иностранцев, языку которых он сможет обучиться в общении с ними. Разумеется, он должен заплатить за это своим национальным высокомерием.

Следует опасаться неожиданной готовности клиента или пациента к возможно неразумным решениям. Если, к примеру, терапевт в качестве продавца ожидал, что клиент в роли покупателя ни за что не рискнет своим по­ложением, а скорее выторгует поездку в отпуск за грани­цу или же вообще откажется от покупки и удовлетворит­ся недостаточными знаниями иностранного языка на ро­дине или же поищет иные возможности, то согласие кли­ента с любой ценой в волшебном магазине должно насто­рожить его в отношении необдуманных поступков клиен­та в реальности. В этом случае все негативные последст­вия такого шага должны быть выяснены в сценах, изо­бражающих вымышленные ситуации.

Опасность может также означать и отсутствие в вол­шебном магазине желанных товаров. Если их действи­тельно нельзя приобрести ни по какой цене, владелец магазина ни в коем случае не должен позволить клиенту уйти из лавки разочарованным. По меньшей мере он мо­жет сказать, что поставка нужного товара ожидается в скором времени, и с юмором попросить покупателя запа­стись немного терпением.

Несмотря на сугубо игровой характер имажинативных техник, их нельзя недооценивать с точки зрения вы­зываемого ими стойкого эмоционального эффекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: