Невроз креативности может возникнуть в том случае, если, например, при достаточно уже развитом ролевом репертуаре и имеющихся в наличии реальных возможностях ролевая дистанция становится настолько большой, что жизненно важные роли уже не могут исполняться спонтанно. При любом из таких неврозов расщепление между переживанием реальности и представлением, возникающее с появлением второй психической вселенной, может углубиться в дальнейшей жизни непомерным образом. Эта проблема выражена в сновидении профессионального теннисиста, который хочет сыграть матч, но не знает, с чего начать. Поскольку этот сон приснился ему после многолетнего психоаналитического лечения, он служит показанием к тому, чтобы дополнить данный метод, ориентированный главным образом на рефлексию, акциональным методом. Рассматривая торможения спонтанности и неврозы креативности, Морено пишет: «Именно спонтанность порождает спонтанность, а не рефлексию по ее поводу. Именно спонтанность порождает порядок, а не законы, которые сами являются артефактом спонтанного порядка. Именно она, спонтанность, усиливает креативность» (96). Тренинг спонтанности наряду с уже описанными тестом спонтанности, ситуационными играми и пробами на реальность являются психодраматическими средствами терапии неврозов креативности.