Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность и делимость продаваемой продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов кейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. умалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: