Содержание, причины и последствия международной миграции рабочей силы. Международный рынок рабочей силы

Народонаселение- постоянно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на определенной территории. Тенденции: 1.демографический взрыв в 20в. сменяется демографическим затишьем в 21 в.; 2.происходит оттеснение доли населения развитых, особенно европейских стран в совокупном мировом населении; 3. Растет депопуляция- абсолютное сокращение численности населения во многих развитых странах; 4. К 2050г. предполагается опережение Индией Китая по численности населения; 5. Старение населения; 6.растет урбанизация населения; 7. Растет расслоение мирового населения по доходам; 8.активизируется мировая миграция населения; 9. Нарастают внеш.факторы(убийства, травматизм) и т.д. Миграция рабочей силы –перемещение трудоспособного населения, связ.с изменением места работы и не всегда места жительства. Миграция раб.силы может быть внутренней - перемещение из одного региона страны в другой в целях смены места жительства и(или) места работы; и внешней- перемещение населения из одной страны в другую в целях смены места работы, учебы и не всегда места жительства. Виды мировой миграции: 1. Эмиграция - выезд населения,2. иммиграция - въезд населения;3. реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину;4. Трансмиграция - миграция граждан через третьи страны;5. безвозвратная миграция - миграция с окончательной сменой места жительства;6. временная - смена места работы и места жительства на относительно длительный срок; 7. сезонная - на сезон; 8. Маятниковая - ежедневные, еженедельные поездки на учебу и работу; 9. Легальная и нелегальная; 10. Добровольная и насильственная; 11. внутриконтинентальная и межконтинентальная Международный рынок раб.силы - регулярные международные акты ее купли-продажи на определенный срок с учетом спроса и предложения. Основные центры международного рынка раб.силы: Зап.Европа (продавцы- Португалия, Испания, Ирландия, Греция, Турция; покупатели- Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Швеция); США - принимающая страна; Ближний Восток (импортеры –ОАЭ, Кувейт, Катар; а доноры- Индия, Египет, Пакистан, Ливия); Латинская Америка (импортеры-Аргентина, Мексика, Бразилия; доноры- Уругвай, Чили). Особенности международного рынка раб.силы: рост масштабов международной трудовой миграции; разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы.(миграция в развитые страны из развивающихся стран); рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе; увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости; миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны. Причины миграции: неравномерность распределения между странами эк.ресурсов; рост затрат на подготовку и переподготовку раб.силы и повышение спроса в развитых странах под влиянием НТР на кадры высокой квалификации; падение мирового спроса на неквалифицируемую раб.силу и рост ее предложения, особенно в бедных странах; различия в условиях труда, быта и жизни, уровнях доходов населения в разных странах; великие географические открытия, войны, захват новых территорий, кризисы, бедствия. Положит.последствия для стран,принимающих иммигрантов - существенная экономия на подготовке кадров и зарплате; иммигранты чаще всего молодые люди, что способствует эк.росту. Полож.последствия для стран-доноров- снижение безработицы, увеличение ВВП, обмен знаниями, опытом. Отриц.последствия для стран, принимающих иммигрантов – снижение общего уровня доходов населения из-за низких доходов иммигрантов; возможна тенденция сдерживания НТП; рост противоречий между иммигрантами и местным населением; появление социально-политических, религиозных проблем. Отриц.последствия для стран-доноров- «утечка умов и трудовых навыков; потеря части трудовых ресурсов. Регулирование миграции раб.силы на нац., межгосударственном и мировом уровнях: осуществляется на основе законодательных актов,эк., политических, административных форм и методов. Формы и методы регулирования миграции: фин.ограничители - увеличение или сокращения гос.фин-ия миграционных потоков, введение оплаты иммигрантами или принимающими их фирмами определенной денежной суммы; количественные ограничители - количественное ограничение мигрантов в стране, регионе, фирме; временные ограничения - касаются ин.студентов, аспирантов, обязанных реэмигрировать по истечении установленного срока пребывания в стране; географические ограничители - законодательно ограничивается иммиграция из ряда стран, регионов; прямые запреты –отражаются в юр.актах. Утечка умов - процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При оценке этого процесса с нейтральной точки зрения можно предположить, что странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Россия в мировой миграции раб.силы: Ежегодное перемещение через границы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубежья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на социальные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциала. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России. На современном этапе одной из основных проблем является неурегулированное трансграничное движение рабочей силы, которое предусматривает нелегальное пересечение границы страны В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличения притока иммигрантов в страну. Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате трудовой миграции, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: