Содержание программы 7 страница

Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Наследственность - это свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и      
 
 
 

               
 
замирают — прекращается сама жизнь. В чем выражается здоровье клетки, органа и организма в целом? Это выполне­ние программы жизни: питание, рост, специфические функции, размножение. Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т. е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, чтобы предупредить болезнь надо или удалить внешние причины, или заниматься оздоровлением, укреплением организма. Первый способ мало надежен, второй способ более результативен. 2 Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье. В последние десятилетия состояние здоровья людей ухудшилось, особенно в городах. Это связано с экологией (загрязнение окружающей среды, повышенная радиация, недоброкачественные продукты питания и питьевая вода и другие факторы) и грозит опасностью генетических изменений. А, кроме того, повышается уровень механизации и автоматизации трудовых процессов, что приводит к резкому уменьшению физического труда, обострению стрессовых ситуаций. Урбанизация и городской образ жизни в большой степени способствуют возникновению предпатологических и патологических состояний. Существует такая наука, как биометрология, которая занимается изучением зависимости самочувствия от погоды и на основе обширного материала, разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. Так, зимой грипп и простудные заболевания встречаются чаще, чем летом. Для зимы характерны, также, такие заболевания как воспаление легких, язвенные кровотечения, кожные заболевания. «Сезонно» работают и эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности;
 
необходимость выполнения тех конкретных задач, из последовательной реализации которых должно складываться достижение цели. В контексте же понятой цели яснее становятся и частные детализирующие ее задачи. В свою очередь, осмысленное выполнение их способствует мобилизации на решение очередных задач. Обеспечивая осмысленное отношение занимающихся к каждой выдвигаемой задаче, специалист должен учитывать, конечно, их реальные возможности проникновения в суть дела, зависящие от уровня интеллектуального развития и подготовленности, соответственно дифференцировать степень углубленности своих разъяснений, придавать им нужную доходчивость. С какими бы сложностями ни приходилось справляться ему при этом, педагог не может позволить себе не учитывать интеллектуальных потенций воспитанников и рассматривать их лишь как исполнителей своих предначертаний, не требующих размышлений. Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений. То, насколько рациональными и эффективными окажутся двигательные действия, формируемые и воспроизводимые в процессе физического воспитания, зависит, кроме прочего, от степени участия занимающихся в анализе этих действий, оценке их качества, поиске путей устранения ошибок и совершенствования действий. Педагог должен не просто время от времени побуждать воспитанников к этому, а систематически вооружать их соответствующими знаниями, учить анализировать технику и эффект упражнений, воспитывать аналитические способности, последовательно ставить постепенно усложняемые задачи по самоконтролю. Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческих начал в поведении воспитанников. Хотя педагогу по праву принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе, было бы принципиально неверным видеть ее основную линию в противостоянии самонаправленной активности
 
   
 
 
 

               
 
воспитанников. Уже на начальном этапе физического воспитания нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать доступные двигательные задачи. Принцип наглядности. Обеспечивая наглядность в физическом воспитании, предусматривают не только широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию, но и направленную активизацию всех органов чувств, поставляющих в комплексе богатую чувственную информацию о реальных условиях и параметрах двигательной деятельности. Наглядность как фактор адекватного разучивания двигательных действий. Чем полнее чувственный образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем, несомненно, благоприятнее предпосылки к его формированию, к становлению нового двигательного умения. Создавая эти предпосылки в начале разучивания действия, приходится преодолевать известную методическую трудность: чтобы по-настоящему «прочувствовать» координационную структуру, кинематические и динамические параметры действия, его необходимо выполнить, но сделать это не позволяет отсутствие или недостаточность соответствующих ощущений. Обусловленное этим объективное противоречие преодолевается двумя основными путями: во-первых, путем соблюдения рациональной последовательности в обучении двигательным действиям, благодаря чему двигательный опыт, приобретаемый на предыдущих этапах, служит опорой в становлении новых двигательных действий, разучиваемых на следующих этапах; во-вторых, путем комплексного использования разнообразных демонстрационных средств и способов обеспечения наглядности (показ действия умеющим выполнять его, применение наглядных пособий, кино- и видео демонстрационной техники и т. д. Принципы доступности и индивидуализации. Важность принципа доступности в сфере физического
 
возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды. Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависит от экологии, 20%- наследственность, 10% - здравоохранение, 50% - образ жизни. Понятия «болезнь» и «здоровье» тесно связаны между собой. Измерить здоровье и болезнь трудно; границу провести практически невозможно. Организм человека состоит из множества клеток. В клетке, а соответственно и в организме, состоящем из многих клеток, протекают два типа процессов. Первый – тренировка. Если внешний раздражитель достаточно сильный, он заставляет работать все молекулы «рабочих» элементов с максимальным напряжением, от них идёт максимальный «запрос на синтез» в ДНК – рибосомы, а они также максимально синтезируют новый белок. «Старый» белок при этом продолжает распадаться с постоянной скоростью. В результате при физической нагрузке синтез обгоняет распад и масса белка возрастает. Второй процесс – детренированность (гиподинамия), где внешний раздражитель резко ослабляется, соответственно падает функция и уменьшается «запрос на син­тез» новых молекул. Распад белка обгоня­ет синтез, суммарная масса белка умень­шается (атрофия), и соответственно уменьшается возможность функции. Эти механизмы тренировки и детренированности (гиподинамии) характерны для всех клеток: мышечных, нервных или железистых — и для всех их функций. В частности, именно гиподинамия (детренированность) определяет развитие многих болезней, когда орган (или функцио­нальная система) не в состоянии справиться (адаптироваться) с возросшей нагрузкой. Клетка живет по своим программам, заданным генами. Если условия среды становятся для клетки неблагоприятны­ми, то функции ее постепенно ослабляются, и, наконец,
 
   
 
 
 

               
 
всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признакам нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Широкое распространение в настоящее время при рассмотрении здоровья получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности, т. к. изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2) наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие,
 
воспитания обусловлены, прежде всего, тем, что в процессе занятий физическими упражнениями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другие жизненно важные функции организма. Если при этом завышается нагрузка, возникает угроза для здоровья занимающихся, т. е. физические упражнения вместо оздоровительного начинают оказывать отрицательное воздействие. Поэтому умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительной направленности физического воспитания. Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях. Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающегося, а с другой — от объективных трудностей, возникающих при выполнении упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т. д.). Полное соответствие между возможностями занимающегося и трудностями упражнения означает оптимальную меру его доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры — одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для решения ее необходимо: ясно представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, а также границы колебания этих возможностей, обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере требований, которые предъявляются организму при использовании тех или иных средств и методов физического воспитания; уметь правильно соотнести их с возможностями занимающегося. Определяя меру доступного, педагог должен руководствоваться прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для различных контингентов на основе научных данных и
 
   
 
 
 

               
 
обобщенного практического опыта. Конкретные данные о наличных возможностях занимающихся получают путем тестирования по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований и педагогических наблюдений. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такую степень, при которой они могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил. Границы доступного в процессе физического воспитания закономерно изменяются. Они как бы раздвигаются по мере развития физических и духовных сил воспитанников: то, что было недоступным на предыдущем этапе, становится в дальнейшем доступным и даже легко выполнимым. Соответственно должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, с тем, чтобы стимулировать их дальнейшее развитие. На каждом этапе физического воспитания необходимо последовательно обеспечивать методические условия доступности. Одно из решающих условий доступности в процессе физического воспитания — это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается прежде всего использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Требуется так распределять учебный материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило своего рода ступенькой к следующему, подводящей кратчайшим путем к освоению его материала. Эту мысль часто выражают правилом от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. В связи с принципом доступности в общей дидактике обычно формулируют и правила от простого к сложному, от легкого к трудному. Несмотря на очевидную, казалось бы, справедливость этих правил, надо учитывать, что они относительны и далеко не универсальны. Под индивидуализацией подразумевается такое использование частных средств и методов физического
 
Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания (с соблюдением постов), бани, закаливания были заложены русским народом, учёными, врачами, интеллигенцией, ещё в прошлом веке. Великие россияне – А. Суворов, И. Репин и многие другие доказали, что соблюдение основных принципов ЗОЖа – не навреди, не злоупотребляй, будь умерен – способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности. В последующие годы этому было дано научное обоснование отечественными учёными – И. Сеченовым, И. Павловым, П. Лесгафтом, П. Анохиным. Русские люди всегда были здоровыми, крепкими, что помогало им выносить невзгоды и трудности. Этому способствовал весь уклад жизни. Важнейшими факторами оздоровления и сохранения здоровья были посты (воздержание от приёма животных белков и жиров), физический труд на природе (85% населения России жило в сельской местности), баня. Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально – экономических условий жизни. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (В03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием
 
   
 
 
 

               
 
8.по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов? Литература: 1. Агаджанян Н. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М: Физкультура и спорт, 1989. 2. Бароненко В. А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента/ Под ред. В.А. Бароненко: Учеб. Пособие. М.: Альфа – М, 2003.-352 с. 3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2001. – 448 с. Дубогрызова Ирина Александровна ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПЛАН. 1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 2. Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье. 3. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. 4. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни. 5. Критерии эффективности использования здорового образа жизни. 6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование. 1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
 
воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Функциональные возможности организма, а также его морфологические свойства у разных людей всегда различны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и уровню предварительной подготовленности, не найти и двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями. Отличительные особенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает гибко индивидуализировать процесс физического воспитания. Из того, что было сказано о принципе доступности, нетрудно сделать вывод о его взаимосвязи с принципом индивидуализации. Но доступность не снимает целиком проблемы индивидуализации. Эта проблема в системе физического воспитания решается, прежде всего, на основе органического сочетания двух его направлений — общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление (общая физическая подготовка по программам общеобразовательной школы, вуза и т. д.) ориентировано на формирование у каждого занимающегося совокупности жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний в обязательном для всех объеме, а также на достижение определенного, необходимого каждому, уровня всестороннего развития физических качеств. Основное содержание программы занятий в рамках данного направления определяется независимо от индивидуальных склонностей. Индивидуализация здесь осуществляется преимущественно путем варьирования методов и методических приемов, а также с помощью дополнительных средств, позволяющих каждому найти свой путь к выполнению общих программных требований. В отличие от
 
   
 
 
 

               
 
этого, специализированное направление (в частности, спортивная специализация) ориентировано на углубленное совершенствование в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования. Принцип систематичности В качестве отправных установок, регламентирующих построение системы занятий учебно-воспитательного характера, в общей педагогике сформулированы принципы систематичности, последовательности, преемственности и аналогичные положения. Их справедливость в общей форме несомненна, хотя бы потому, что бессистемность, непоследовательность и вообще неупорядоченность явно противопоказаны в любом деле, особенно в таком сложном и высокоответственном, как воспитание. Ясно, однако, что они лишь тогда приобретают реально конструктивное значение, когда конкретно раскрывают закономерности построения системы занятий, организуемых в рамках целостного процесса воспитания и его различных слагаемых. В теории и методике физического воспитания к настоящему времени накоплен сравнительно богатый материал научно-практического характера, позволяющий реально представить ряд специфических закономерностей построения физического воспитания как системно упорядоченного процесса и выразить их в принципиальных положениях, характеризующих основные черты его структуры и логику развертывания во времени. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания. Принцип непрерывности Является одним из важнейших принципов построения
 
  Вопросы для собеседования: 1. Назовите объективные и субъективные факторы обучения. 2. Как изменяется состояние организма (ССС, эндокринной системы) при выполнении эмоционально напряженной умственной деятельности? 3. Что такое работоспособность и какие факторы на неё влияют? 4. Что такое утомление? Назовите виды утомления. 5. Как изменяется работоспособность студентов в течение учебного дня, учебной недели, учебного года? 6. Назовите типы изменений умственной работоспособности студентов. 7. Как с помощью средств физической культуры можно повысить эффективность учебного труда в течение учебного дня, в период экзаменационной сессии? Какие особенности в проведении учебных занятий
 
   
 
 
 

               
 
для недостаточно тренированных. Естественно, что для лиц с ослабленным здоровьем, а также для студентов с высоким уровнем тренированности в рассмотренные режимы занятий должны быть внесены коррективы. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше уровень устойчивости умственной работоспособности к двигательным нагрузкам. Проверка эффективности разнообразного сочетания режимов при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила установить «зону» оптимального взаимодействия между умственной и физической работоспособностью студентов. Ей соответствует использование занятий с режимом ЧСС 130-160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интеллектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению развития двигательных способностей и мало значим для повышения эффективности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает требованиям социальной практики формирования общекультурного и профессионального развития личности студента в вузе. Успешное использование средств физической культуры в учебном процессе проявляется в следующем, это: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам; успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость, высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе; рациональное использование бюджета свободного времени для личностного и профессионального развития.
 
занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость слишком больших и неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия. Первый вариант используется при двух-трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости. Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности. В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности. Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется
 
   
 
 
 

               
 
преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий. При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объему и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень связи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий. Принцип адаптивности сбалансированного повышения нагрузки Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда
 
При планировании и организации учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы – нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки с ЧСС 110-130 удар/мин и моторной плотностью до 65-80% или с ЧСС 130-160 удар/мин при моторной плотности 50-65 %. Такой режим занятий сокращает период врабатывания в учебном труде, стимулирует период высокой работоспособности. Проведение занятий в таком режиме в период высокой работоспособности (вторая учебная пара часов) способствует ее сохранению до конца учебно-трудового дня, включая период самоподготовки. Использование занятий с двумя рассмотренными режимами в период снижения работоспособности (третья – четвертая пары часов) обеспечивает короткий стимулирующий эффект последействия при ЧСС 110-130 удар/мин и более выраженный и длительный при ЧСС 130-160 удар/мин. Занятия с ЧСС свыше 160 удар/мин и моторной плотностью 65-75% рекомендуется использовать лишь на последних часах учебного расписания. Для недостаточно тренированных студентов использование такого режима приводит к существенному снижению умственной работоспособности, и продолжать продуктивную самоподготовку они могут лишь после 4-5 ч отдыха. По этой причине применение такого режима занятий в дни напряженной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная работа) нежелательно.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow