Содержание программы 10 страница

«круговая тренировка» по типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность на развитие общей выносливости); «круговая тренировка» по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости); «круговая тренировка» по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовых      
 
 
 

               
 
и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности). В «круговой тренировке» хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций. Игровой метод Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий, предполагающая возможно полное упорядочение действий занимающихся и условий их выполнения. В определенном отношении не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, реализуемая в игровом и соревновательном методах. Игровой метод. Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других
 
утомлению, необходимо включение волевых усилий или стимулирующих воздействий, нагрузка более 65% абсолютных возможностей может быть выполнена только за порогом мобилизации 2-го эшелона резервов. Волевым усилием их включить невозможно. Только стрессовое состояние может ввести организм в диапазон предельной мобилизации резервов. Давно замечено, что в моменты наивысшего эмоционального состояния человек способен совершить нечто необычное, что в обычном состоянии никогда бы не совершил. В такие минуты он может поднять большую тяжесть, развить очень высокую скорость бега, преодолеть какое-то внушительное препятствие. Наконец, существует 3-й эшелон резервов организма, который используется только в борьбе за жизнь, в условиях патологии. Они могут включаться даже при потере сознания. Трудовая деятельность закономерно изменяет течение физиологических процессов в организме. Совокупность этих изменений в состоянии работающего человека называют рабочей или функциональной напряженностью. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера – состояние здоровья, ССС, дыхательной и др.; 2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.; 3-я психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием
 
   
 
 
 

               
 
выполнении относительно спокойной учебной работы – 77 удар/мин; работа средней степени напряженности повысила пульс до 83 удар/мин, а при сильном напряжении до 93 удар/мин. Умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, а при стрессовых ситуациях – на 50 – 300%. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови. Все эти изменения часто более выраженно проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; и у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности. 2. Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. Под работоспособностью также понимается способность организма к мобилизации функциональных возможностей для выполнения работы. В повседневной жизни человек работает не на пределе возможностей, а использует какую-то степень мобилизации (текущую работоспособность). В повседневной деятельности человека участвуют около 35% его абсолютных возможностей, при нагрузке от 35 до 65% абсолютных возможностей приводит к
 
методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода*. Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты. Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысловой канвы поведения в игре, намечающей главные линии действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом. Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на от дельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной
 
   
 
 
 

               
 
дисциплины и других нравственных качеств личности. Соревновательный метод. Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания). Основная, определяющая черта соревновательного метода — конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода. Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) соз­дают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению
 
Вследствие чего возбудительный процесс принимает застойный характер. Развитие нервного переутомления связано с падением процесса возбуждения и лабильности и возникновением процесса истощения. Кумуляция (накапливание) утомления происходит в результате несоответствия между утомлением и отдыхом. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, её высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2-2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15-20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40-50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Энергетический баланс организма при умственной деятельности на 500 – 1000 ккал выше, чем уровень основного обмена. Длительное пребывание в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе отрицательно воздействует на организм. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Умственная деятельность, связанная с эмоциональными факторами (неприятности, волнения, нетерпение) и нервно-психическим напряжением неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70 удар/мин; при
 
   
 
 
 

               
 
социальным условиям обучения в вузе. Адаптация студентов к обучению в ВУЗе протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив-учебный, общежития) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них). Период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа происходит скачкообразно, у других - ровно. До 35% студентов страдают дезадаптационным синдромом. Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определённых условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. К факторам риска следует отнести: 1) социальные перемены, жизненные трудности, постоянное ощущение недостатка времени; 2) перенапряжение, связанное с загруженностью работой, резкое ограничение физического компонента в жизнедеятельности, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая бессонница; 3) нервное и умственное переутомление, хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение; 4) артериальная гипертензия (стойкое повышение кровяного давления) при диастолическом давлении свыше 100 мм рт. ст.), повышение содержания сахара в крови, начальные нарушения мозгового кровообращения. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление являются ведущими факторами риска, т.к. возникают в результате воздействия разных факторов риска. При нервном перенапряжении напряженность нервных и приспосабительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, лабильность и гиперкомпенсация повышаются.
 
функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями). Во время состязаний, особенно значимых в личном и обществен­ном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характе­ризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели. Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств. 3. Формы занятий физическими упражнениями. Целостный процесс физического воспитания человека осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Естественно, что построение занятий не может быть одинаково пригодными на все случаи педагогической практики. Они отличаются в зависимости от возраста, пола, физической подготовленности, личных интересов, внешних условий. Исходя из всего этого, занятия должны отличаться по форме и содержанию. В настоящее время сложились две группы:
 
   
 
 
 

               
 
1. Урочные. 2. Неурочные Несмотря на отличия, все они имеют и общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах. Главной особенностью урока является руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте. Достоинства урока являются: 1. непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом; 2. близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся; 3. влияние коллектива на каждого занимающегося. Уроки классифицируются по: 1. целевой направленности физического воспитания Ø Урок общего физического воспитания (ОФП) служит целям создания фундамента физического развития. Ø Урок специализированного физического воспитания (СФП) служит целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. 2. основному предмету и содержанию занятия Ø Узкопредметные (видовые), уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Ø Комплексные включают разнообразие учебного материала (гимнастика, легкая атлетика и т.д.). Такие занятия чаще всего проводятся для общей физической подготовки занимающихся. Структура урока: 1.подготовительная часть (7-10% от общего времени урока), основные задачи: Ø организация занимающихся;
 
ПЛАН.
  1. Объективные и субъективные факторы обучения. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных режимов обучения.
  2. Работоспособность и влияние на нее различных факторов.
  3. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. Типы изменений умственной работоспособности студентов.
  4. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.
5. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
  1. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.
1. Объективные и субъективные факторы обучения. Изменения состояния организма студентов под влиянием различных режимов обучения. Поступая в ВУЗ, вчерашний школьник попадает в новые условия учебной деятельности и новые жизненные ситуации. Это сопровождается существенной перестройкой психических и физиологических состояний. Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых. К субъективным факторам относятся: знания, профессиональные способности, мотивация учения, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к
 
   
 
 
 

               
 
12.самостоятельных занятий. 13. Гигиена самостоятельных занятий. 14. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма. 15. Самоконтроль за физической подготовленностью. Тесты. Литература:
  1. Новиков Ю.В. Азбука здоровья. – Тула. Приокское книжное издательство, 1991. – 114 с.
  2. Демин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. – М.: Физкультура и спорт, 1992г. – 214 с.
  3. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 96 с.
  4. Смирнов В.А. Физическая тренировка для здоровья. – Ленинград, 1991. – 43 с.
  5. Мильнер Е.Г. Формула Жизни. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 14 с.
  6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов Вузов. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 43 с.
Дубогрызова Ирина Александровна ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
 
Ø постановка задач урока; Ø подготовка организма занимающихся к нагрузкам. 2.основная часть (80-85% от общего времени) Ø формирование знаний в области двигательной деятельности; Ø обучение двигательным умениям и навыкам; Ø воспитание физических и нравственно-волевых качеств. 3.заключительная (3-5% от общего времени) Ø подвести итоги занятия; Ø привести организм и психику занимающихся в оптимальное состояние; Неурочные формы занятий: Ø утренняя гимнастика; Ø физкультурные паузы и «минутки»; Ø прогулки, туристические походы и др. 4. Основы обучения движениям. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Обучение — составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность учеников — учением. Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые во всех сферах человеческой деятельности. Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью.
 
   
 
 
 

               
 
Каждый человек обладает разной степенью обучаемости: один быстрее осваивает изучаемое двигательное действие, другой — медленнее. Способность к обучаемости обусловлена следующими факторами: 1. сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз, 2. сложностью его ритмической структуры действия); 3. двигательной одаренностью индивида; 4. накопленным двигательным опытом; 5. половозрастными показателями; 6. эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени. В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами. Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения. Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности. В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним можно отнести следующие:
  1. о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;
  2. об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;
  3. о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физическими упражнениями;
 
Динамометрия. Правой, левой кисти, становая сила          
Наклоны туловища вперёд          
Обхват талии (жен)          
Физическая подготовка Бег 100 м          
Подтягивание на перекладине (муж)          
Поднимание и опускание туловища из положения лёжа, руки за головой (жен)          
Бег 3000 м (муж)          
Бег 2000 м (жен)          
Прыжки в длину с места          
12(6) – минутный бег          

Вопросы для собеседования

1. Оптимальная двигательная активность и её воздействие на здоровье и работоспособность.

2. Формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями.

3. Формы самостоятельных занятий.

4. Содержание самостоятельных занятий.

5. Возрастные особенности содержания занятий.

6. Особенности самостоятельных занятий для женщин.

7. Расчёт часов самостоятельных занятий.

8. Планирование и управление самостоятельными занятиями.

9. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.

10. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста.

11. ЧСС / ПАНО у лиц разного возраста.

Участие в спортивных соревнованиях в процессе
 
   
 
 
 

               
 
применять пробу в позе Ромберга. Стать в основную стойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии носок в пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по времени улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы. Паспорт здоровья студента (образец).
Показатели Виды измерений Год обучения
I II III IV V
Функциональные Артериальное давление          
Частота сердечных сокращений          
Физическое развитие Рост стоя          
Масса тела          
 
  1. о технике и тактике, о требованиях к ним в различных видах спорта;
  2. о методике обучения двигательным действиям и развития физических способностей;
  3. о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травматизма:
  4. о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;
  5. о методике и организации самостоятельных занятий, о самоконтроле и т.д.
Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятельности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Расширение объема и повышение качества знаний содействует: реализации принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебных заданий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow