Опыт – это изучение сути новых явлений, причин их возникновения. Наиболее характерной его чертой является предшествующий умственный эксперимент, направленный на создание соответствующих условий опыта. Он требует большой эрудиции и творческого воображения и является наиболее сложной частью опытов. Их нужно тщательно спланировать, отбросить все лишнее, что мешает изучению фактов, явлений.
Но часто даже тщательно продуманный план опытов содержит в себе элементы неопределенности. Это чаще всего обусловлено ограниченностью материала, на котором ставятся опыты, а также допущенными в опытах ошибками. Вам никто не назовет минимальное количество животных в группе, кратность исследований, их объем и т. д. Главное для исследователя – исключить случайность и установить, причем объективно, закономерность. А относительно ошибок, в опытах они могут встретиться в трех видах: случайные, систематические и грубые. Первые объясняются неоднородностью материала, неточными показателями устарелой аппаратуры, неточностью измерений, изменением условий содержания подопытных животных. Случайные ошибки неминуемы, но их значение в объективной оценке результатов опыта уменьшается по мере увеличения количества наблюдений.
|
|
Причиной систематических ошибок является колебание температуры окружающей среды, качество реактивов, изменение обслуживающего персонала или лиц, которые ведут учет, неисправность инструментов или приборов, существенные изменения в условиях содержания подопытных и контрольных животных. Для их исключения необходимы неоднократные повторения опытов.
Но наиболее опасными являются грубые ошибки (просчеты). Они, как правило, обусловлены нарушением правил планирования эксперимента и отклонениями от методики его проведения (неумение, неряшливость, недосмотр и т.д.).
В ходе опытов необходимо тщательно фиксировать все ошибки. Но в конечной части, при математической обработке полученных данных, для обоснованных выводов разрешается использовать только те опыты, которые не содержат в себе грубых и систематических ошибок.
Прежде чем приступать к проведению эксперимента, его следует тщательно продумать и спланировать, а также составить схему проведения опытов. Важно обосновать необходимость проведения запланированных исследований, построить рабочую гипотезу; тщательно проработать методику и технику проведения опытов (подбор групп животных, их количество, характеристика; перечень конкретных исследований, их периодичность в ходе опыта, способы исследования, их длительность), порядок учета результатов исследований (акты, журналы, дневник и др.), а также предполагаемые результаты. На больных животных заводят историю болезни, а при гибели их или вынужденном убое обязательно проводят патологоанатомические исследования с детальным протоколом вскрытия.
|
|
Тщательные записи, которые содержат даже пустяки, позволят сделать объективные выводы.
В заключение можно привести пожелание И. П. Павлова молодым ученым Он указывал, что в первую очередь нужно соблюдать последовательность. В самом начале работы приучать себя к строгой последовательности в нагромождении знаний, изучать азы науки, прежде чем подниматься на ее вершину. Никогда не браться за следующее, не усвоив предыдущего. Никогда не прикрывать нехватку знаний догадками или гипотезами. Приучать себя к сдержанности и терпению. Научиться выполнять черновую работу в науке. Изучать, накапливать, сопоставлять факты.
Особой чертой характера молодого ученого должна быть скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упираться там, где следует согласиться, откажетесь от полезного совета и необходимой помощи, потеряете меру объективности.
Успешная научная работа невозможна без пристрастия. Наука требует от человека всей жизни; и если бы их было две, то и этого бы не хватало. Большого напряжения и пристрастия требует наука от человека. Будьте страстными в научной работе и своих поисках!