воспринимается как
некий образ,
видение,
голос, обладающий свойством непроизвольно приковывать внимание, пробуждать подсознательную работу воображения и, вместе с тем,— вызывать ответное «да» (да будет!) в глубине свободного богоподобного я *.
* И это потому, что «подобное стремится к подобному» (Платон) 5. Призыв благодати воспринимается как «воспоминание» о чем-то родном, своем и забытом, об утраченной небесной родине.
Только призыв благодати обладает силой проникать в «сердца и утробы», в предельную глубину сокровенного я, и оттуда преображать, сублимировать, обоживатъ весь микрокосмос, все существо человека — плоть, душу и дух. Сублимируется вся природа человека, все, что дано нашему свободному духу, как материал.
Sublimatio creaturae rationalis super naturam (Alex.) имеет различные стороны и степени:
1) Подсознательная libido с ее жаждой радости и «блаженства» ** преображается и сублимируется в божественный Эрос;
** «То, что чернь называет блаженством» (Платон). *** «Требует поэта (т. е. творца) к священной жертве Аполлон» 6.
|
|
2) гордость сверхсознательного богоподобного я преображается и сублимируется в честь и славу Богосыновства, в Царство со Христом;
3) свобода произвола сублимируется в свободу творчества, в творческое служение, ибо всякое творчество есть жертвенное служение ***.
Такие выражения, как «облечься в оружие света», «облечься в Господа Иисуса Христа», означают у ап. Павла
осуществленную сублимацию.