Бой за детей

Фашисты заключили несколько тысяч советских граждан в боль-концентрационном лагере. С утра и до поздней ночи совет-ае люди работали, их труд был тяжелым и изнурительным. А'есть авали две миски баланды, сваренной из гнилой свеклы. Сотни одей каждый день умирали от холода, голода и тяжелого труда. Но самым страшным было то, что фашисты убивали не только на, но и души. Они все делали для того, чтобы советский человек терял свое достоинство, пресмыкался перед врагом. Был в лагере небольшой барак, отгороженный от других колю-ей проволокой. Заключенные называли его Страшным Бараком, цесь содержались маленькие дети. Их отобрали у матерей, обре- енных на смерть. Фашисты задумали страшное злодеяние. Они ре­яли превратить советских детей — русских, украинцев,белорусов — врагов своей Отчизны.

С утра до ночи из барака не выходили несколько надзирателей, называли воспитателями. Они заставляли детей говорить только -немецки. Старших учили читать и писать немецкие слова, лозунги, изречения, прославлявшие фашизм и «новый порядок». Голод­ным, несчастным детям обещали: «Говорите только по-немецки, и вы будете каждый день есть вкусную пищу». И подкармливали детей. За хорошее немецкое произношение давали конфетку. Детей учили ненавидеть Советскую страну, советских людей. И дети стали забывать родной язык.

В лагере действовала подпольная коммунистическая органи­зация. Она решила: надо спасать детей. Среди ночи через колю­чую проволоку к Страшному Бараку пробирались советские люди. Они приносили детям вкусную пищу и сладости, которые со смер­тельным риском удавалось выменять у немцев за разные вещи, сделанные нашими чудесными матерями. Среди ночи, при тусклом фонарике коммунисты учили детей русскому языку. Родная речь стала живой водой, пробудившей в детских душах полузабытые воспоминания о своей земле, о матерях, об Отечестве.

— Смотрите, дети, — говорил советский военнопленный, — это звездное небо. Вот мерцает звездочка. Там спит лес. Утром к вам придет фашист. Он ваш враг. Он уничтожил ва­ших матерей. Его надо ненавидеть. Любите свою Ро­дину, дети. Ваша Родина — Советский Союз. Прислу­шайтесь днем: вы услышите грохот пушек, это приближает­ся наша родная Красная Армия. Она освободит вас. Вы граждане Советского Союза.

Это был бой за души наших детей — бой страшный, без пощады. Коммунисты спасли души десятков детей. Освобожденные Совет­ской Армией, дети вернулись на Родину и стали гражданами социа­листического Отечества.

Мать у могилы сына

В большое украинское село на правом берегу Днепра приехала пожилая женщина. Ехала она издалека — из Сибири. Встречали ее на станции самые уважаемые люди в селе — старики колхоз­ники, коммунисты, комсомольцы.

Эта женщина — мать молодого солдата Петра Иванова. Много лет назад, когда Советская Армия наступала из-за Днепра, он пер­вым переплыл реку и занял позицию у большого камня на берегу. Несколько часов сражался он с фашистами. Его ранили в руку и ногу, в голову и в грудь, он истекал кровью, но продолжал стрелять и уничтожать врагов.

Когда ему на подмогу пришли товарищи, он умер от ран. Здесь и похоронили восемнадцатилетнего солдата Петра Иванова.

А теперь в село на Днепре приехала его старая мать.

Ей поднесли хлеб-соль, взяли под руки, повели к большому гра­нитному камню на берегу Днепра.

Мать стала на колени у маленькой могилки, утопающей в цветах. Несколько минут она молчала, закрыв глаза. Потом она наклонилась к самой земле, подняла маленький осколок камня, отсеченный много лет назад пулей, сжала осколок в руке и приложила руку к сердцу. Ее губы беззвучно шептали.

В эти мгновения все крестьяне, кто бы где ни находился, застыли в скорбном молчании, потому что мать мысленно беседовала с сыном. Она говорила ему слова, которых никто никогда не услышит и которые знают только матери и никто больше не знает.

Мать у могилы солдата-сына.

Когда ты видишь мать у могилы сына-солдата, остановись и стой безмолвно, пока она стоит на коленях.

Она в эти мгновения думает о судьбах человечества.


3. Человек – высшая ценность

Пряник и Колосок

Рано утром, до восхода солнца, поднялся Человек, взял в кар­ман белый Пряник и пошел в поле.

В поле он ходил по посевам, любовался пшеницей. Сорвал Коло­сок, вынул из него зернышко, попробовал на зуб, улыбнулся. Спря­тал в карман Колосок. И тут встретились Колосок и Пряник.

— Кто ты такой? — спросил Пряник.

— Я Колосок.

— Ух, какой ты колючий... А для чего ты существуешь? Какая от тебя польза?

Улыбнулся Колосок, пошевелил усами-остьями и отвечает:

— Без меня не было бы ни хлеба, ни сухаря, ни тебя, Пряника. Удивился Пряник, с уважением посмотрел на Колосок, потеснил­ся, уступил ему место.

— Значит, — говорит Пряник, — все из тебя. Но кто же над то­бой старший?

— Человек, — ответил Колосок, — он все создает.

Хмарино поле

Жил на свете тракторист Петр Хмара. Сорок лет обрабатывал он большое Колхозное поле, что раскинулось от села и до самого ле­са. Пахал, сеял, косил хлеб, удобрял землю. Первым встречал он в поле весну, первым приветствовал зиму.

Так и назвали люди поле, на котором трудился Петро Хмара, — Хмариным полем.

Умер Петро Хмара, похоронили старого тракториста всем селом. А возле самого леса, на краю Хмариного поля, поставили благо­дарные люди бронзовую статую Петра Хмары.

Рано утром в воскресенье маленький Петрик пошел с мамой в лес.

Всходило солнце, когда мама с Петриком подошли к Хмариному полю.

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря — отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке — для Петрика. Маль­чик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

— Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

— Ночью тоже ведет поезд машинист.

— Как? — удивляется Петрик. — Неужели он ночью не спит?

— Не спит, сынок.

— Мы спим, а он не спит? Целую ночь? — еще больше удивляется Петрик.

— Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

— Но как же это так? — не может понять Петрик. — Ведь спать-то ему хочется?

— Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек — должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

— И ядолжен? — спрашивает Петрик.

— И ты должен.

— Что же я должен?

— Быть человеком, — ответила мама. — Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и неради­вость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

— Отец, куда идет бабушка? — спросил сын.

— Увидеть, встретить или проводить, — ответил отец. — Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», — сказал отец.

— Для чего же ей говорить это слово? — удивился сын. — Мы ведь совсем незнакомы.

— А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

— Здравствуйте, — сказал сын.

— Здравствуйте, — сказал отец.

— Здравствуйте, — сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы — до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

— Почему это так? — спросил сын.

— Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыб­нулся.

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек гово­рит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

Доброго здоровья, дедушка!

Возле школы живет старик — дед Иван. Нет у него никого — ни родных, ни товарищей. Было два сына — погибли на фронте. А жена недавно умерла.

Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школь­ном колодце очень вкусная вода», — говорит дед соседям.

Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.

— Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, — гово­рят они.

Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.

— Доброго вам здоровья, дедушка, — щебечут дети.

Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на

Капля воды

жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, а группа школьников. Они возвращались из туристского

Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем; они шли.

цругой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла изда-чень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу од-енно.

срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его ереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и печально прислонившись к дереву, да пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им I задумчиво покачала головой.

Радость и горе

ез речку — мостик. Не мостик, а, считай, тропинка в одну Только один человек может перейти, а разминуться на этой ке вовсе невозможно.

от с одного берега на деревянную тропинку вышел человек \ рубашке. Идет и весело поет.

ругого берега на тропинку вышел человек в черной рубашке.

склонив голову, — печальный, задумчивый.

середине мостика два путника встретились. Человек в черной

се говорит: '

Я очень спешу, дай мне дорогу: вернись на берег, а потом

ешь реку.

Куда же ты спешишь? — спросил человек в белой рубашке.

У меня дома большое горе. Сын умер.

Я тоже спешу, — сказал человек в белой рубашке.

Куда же ты спешишь?

У меня дома большая радость. Сын родился.

iro стояли молча на тропинке двое людей и смотрели в глаза

ругу.

гом человек в белой рубашке тихо сказал: Тебе надо быть дома быстрее.

1зав это, человек в белой рубашке повернулся и пошел назад,

в дорогу путнику в черной рубашке.

тому что радость всегда должна уступать место горю.

Красивое и уродливое

Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что — самым уродливым. Подумайте и напиши­те об этом».

Я долго думала: что же самое красивое?

Самое красивое — мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.

Самое красивое — когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке си­дел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его до­мой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал до­мой.

А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла; бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела — не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.

Экскурсия в Канев

Пятиклассники собрались ехать на экскурсию в Канев. Радо­вались дети: увидят много нового, интересного. Побывают на могиле. Тараса Григорьевича Шевченко.

Хотела ехать и Галя. И вдруг у нее тяжело заболела мама. При­шла в школу Галя печальная, заплаканная.

— Почему ты такая грустная? — спросили товарищи.

— Мама тяжело больна. Не поеду я на экскурсию.

Грустно стало на душе у детей. Разве можно радоваться, веселиться, если у товарища горе?

Решили дети: подождем, когда у Гали поправится мама, тогда и поедем на экскурсию.

Прошло три недели. Галина мама выздоровела. Класс поехал на экскурсию. Поехала и Галя.

Если у тебя радость, то у другого человека может быть горе. Понимать чужое горе — это большая человеческая красота.

Равнодушие

Жила в нашем селе бабушка Арина. Такая старая, что никто и не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа — оба тракто­ристы. У одного была дочь Галя, семиклассница, а у другого — дочь Нина, третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

Стакан воды

Дедушке Юры восемьдесят пять лет. Он знает много интересных сказок. Восьмилетний внук очень любит слушать удивительные истории, -которые рассказывает ему дедушка.

Но сейчас дедушка заболел. Он лежит и тяжело дышит. Мама сказала, уходя на работу:

— Сиди, Юрко, возле дедушки, ухаживай за ним. Попросит воды — подай воды свежей, попросит открыть окно — открой.

Юра сидел возле постели больного дедушки, читал книгу. За полдня дедушка раза три попросил воды.

Надоело мальчику сидеть возле больного. Положил он книжку на стол, тихо вышел из хаты и побежал к ребятам играть в мяч.

Долго гулял Юра на стадионе, уже и солнце к закату склонилось. Но неспокойно было у мальчика на душе. Бросил Юра игру, побе­жал домой.

Тихо приоткрыл дверь, подошел к кровати и опустился на колени. Дедушка лежал неподвижно. В стакане не было ни капли воды.

Всю жизнь Юру мучили угрызения совести. Он думал: «Дедуш­ка умер, наверное, потому, что не было воды. Ему хотелосьtпить, а в стакане ни капли. А в это время я играл в мяч с мальчишками».

— Делай не то, что хочется, а то, что нужно, — учил Юра своего сына.

Чей родственник дедушка?

На краю села жили дедушка и бабушка. В годы Великой Оте­чественной войны дедушка служил в армии, храбро сражался с фа­шистами. В хате на стене висел его портрет, вся грудь — в орде­нах.

Умер дедушка, а через год умерла и бабушка. Приехал из далеко­го города родственник бабушкин — теперь хата принадлежала ему. Он продал вещи — мебель, посуду, и саму хату тоже продал.

Пришли в хату новые хозяева — муж, жена и дочка-пионерка. Хата пустая, только портрет дедушкин на стене висит.

— Портрет я сниму и на чердак заброшу, — стал извиняться бабушкин родственник.

— Нет, пусть висит, — сказала мама девочки-пионерки. — Сколько хата будет стоять, столько и портрет будет висеть.

— А разве он вам родственник? — спросил человек, только что продавший хату.

— Он родственник всех честных людей, — ответила женщина.

Несчастный Андрей

В школе Андрей учился как-нибудь: «тройка» — и то хорошо, а если и «двойка» иногда случится — тоже не беда. Часто вызывали отца и мать в школу, уговаривали: «Заставляйте мальчика учиться лучше». Но родители не могли ничего сделать с сыном: не хотелось Андрею учиться.

Еле закончил Андрей школу. Начал работать в тракторной брига­де, но и работать не хочется. Особенно лень Андрею рано вставать. А на работу ведь рано, очень рано надо вставать и до восхода солнца быть в поле.

Идет Андрей утром на поле и проклинает жизнь: «Зачем я живу,
зачем мучаюсь так тяжко?» * -

И кажется весь мир Андрею хмурым и безрадостным.

Несчастный человек Андрей — он не любит труд. Ведь все, что в мире красивое и могучее, создано трудом. Труд — самая боль­шая красота.

Дуб деда Матвея

Жил в нашем селе дед Матвей. Исполнилось ему восемьдесят лет. Немощный стал дед Матвей.

Пришла весна. Сидит дед возле хаты на лавочке. Из школы идут дети. Несут саженцы дуба.

— Дайте и мне один дубок, — просит дед Матвей.

Дали дети деду дубок. Идут и размышляют: что будет делать дедушка с дубком. Ведь он такой старый, беспомощный.

А дед Матвей собрал свои последние силы и посадил дубок на улице. Посадил и ухаживал за ним все лето. Поливал и землю разрыхлял вокруг дубка. Зеленеет дубок и тянется к солнцу.

Осенью дед Матвей умер.

Дети, которые дали дедушке саженец, ухаживают за дубком. Прошло десять лет. Так и зовут все то дерево: деда Матвея дуб. Думать о людях — это прекрасно.

Если бы каждый думал о том, чтобы принести счастье другим людям, не было бы несчастных.

Посмеялись над бабушкой

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась ба­бушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издева­ется над человеком.

Угостились яблоками

У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся.

Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три веселых пио­нера — Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, аро­матные, краснобокие.

Говорит Петр:

— Давайте попросим у бабушки яблок. Попросили. Бабушка приглашает ребят.

— Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.

Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.

Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой.

Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки соби­рать. Собрала и отдала козе.

Неблагодарность за добро — это уродливо.

Что такое бестактность

Возле школы живет старенькая бабушка. Пионеры-тимуровцы решили: сделаем бабушке подарок. Нарвали в школьном саду яблок и понесли старушке. А яблоки были твердые и кислые, они еще не дозрели. А если бы и дозрели — как бы бабушка их ела, когда у нее нет зубов?

Такой поступок называется бестактностью. Пионеры вроде из добрых побуждений хотели порадовать бабушку, но для старого человека это была не радость, а огорчение. Ведь дети не подумали, кому и что они дарят.

Быть добрым, сердечным человеком — это большое умение.

Нужно видеть человека, который живет рядом с вами. Понимать, о чем он думает с болью, а о чем — с гордостью.

Каменное сердце

В одной семье случилось большое горе — умер отец. Пошел сын за гробом отца на кладбище. Похоронили отца.

Возвратился юноша домой, а в это время приходит к нему то­варищ и говорит:

— Сегодня футбольные соревнования. Мы играем с командой из соседнего села. А ведь ты — лучший наш игрок. Надо идти играть.

— Ну, что ж — пойду, поиграю, — сказал юноша.

И он играл в футбол. Как будто ничего не случилось дома, как будто и не умер отец, как будто и не было похорон...

Это человек с жестким, каменным сердцем. Как мог вырасти та­кой страшный, бездушный, бессердечный человек?

Этот юноша жил только собственными желаниями. Ничего и никогда не сделал он доброго для людей. И вырос человеком с каменным сердцем.

Мужчина без ноги

На остановке в автобус зашел мужчина без ноги, на костылях. На груди у него — несколько орденских планок. Это был инвалид Великой Отечественной войны.

В автобусе было тесно. Инвалид стоял рядом с креслами, на кото­рых сидели юноша и старенькая женщина. Юноша держал в руках транзисторный приемник, он увидел инвалида, но быстро отвел глаза и стал смотреть в окно.

Старая женщина встала и сказала инвалиду:

— Садитесь, пожалуйста.

— Ну, что вы, — усмехнулся мужчина без ноги, — разве можно садиться.на женское место. Тут же есть мужчины...

Юноша слышал эти слова, но даже не повернул головы.

Так проехали они несколько остановок. Юноша сидел на двух креслах, а возле него стояли мужчина без ноги и старая женщина. В автобусе наступила гнетущая тишина.

— Негодяй, — сказал тихо дедушка, который сидел возле двери. Юноша будто не слышал этих слов.

Мальчики развлекаются

В маленьком домике живет рабочий. Ему нужно вставать рано-рано — в четвертом часу, идти к поезду, работать несколько часов, а потом возвращаться домой.

Одиннадцатый час вечера. На скамейке, недалеко от дома, где живет рабочий, сидят три подростка. Один из них держит в руках транзисторный приемник. Приемник включен на полную громкость. Гремит музыка.

Рабочий выходит из дома. Он просит ребят:

— Выключите приемник, вы же спать не даете. Мальчишки усмехаются. Один из них говорит:

— А мы сидим возле своего дома. Рабочий вздохнул и сказал:

— Вы — дикари.

Люди, которые не хотят понимать, что рядом с ними живут другие люди, — хуже дикарей.

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя...

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

— Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик...

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Бросили слово на ветер

Весной пионеры одного отряда посадили возле могилы воинов кусты розы. Провели возле памятника торжественный сбор. Сказали красивые слова о том, что они будут свято чтить память героев.

Полили розы и ушли домой.

На розах раскрылись почки, зазеленели листочки. Но дождя не было, земля под розовыми кустами высохла и потрескалась. Розы засохли. Вокруг них выросли сорняки.

А пионеры забыли о розах, о тех красивых словах, которые они сказали. Часто они ходили тропинкой мимо того места, где весной посадили розы, но никто и не вспомнил о своем долге.

Почему так случилось? Потому что ребята привыкли бросать слово на ветер. Они забыли, какие великие, святые слова сказали — обещали чтить память героев. А святыми словами играть нельзя.

Матери некогда

К Толе, медлительному, невозмутимому третьекласснику, пришел гость — одноклассник Сашко.

Толя дал Сашку книгу с рисунками, посадил его на диван, а сам пошел к холодильнику. Он знал, что там' его ждет ежедневное ла­комство — порция мороженого.

Толя открыл холодильник, достал мороженое, взял маленькую ложечку и сел кушать. Когда Толя ест мороженое, он забывает обо всем на свете. Забыл он и о том, что на диване сидит Сашко.

Толя доел мороженое и взглянул на Сашко. Его лицо показалось Толе странным. Таким он никогда не видел своего товарища — буд­то Саше за что-то очень-очень стыдно, так стыдно, что он вот-вот за­плачет.

Толя удивился. Он подошел к своему гостю и спросил:

— Что с тобой, Сашко?

— Ничего. Мне нужно домой, — тихо ответил Сашко, встал и быстро вышел из комнаты.

Толя еще больше удивился. Он не мог понять, что же случилось.

— Мама, почему Сашко ушел домой? — спросил Толя у матери, которая хозяйничала на кухне.

— Некогда мне смотреть не только за Сашко, но и за тобой, — раздраженно ответила мать.

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед пе­ред внуком большую миску с медом, белые калачи положил, при­глашает:

— Ешь, Матвейка, мед. Хочешь — ложкой ешь мед с калача­ми, хочешь — калачи с медом.

Ел Матвей мед с калачами, потом — калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед — липовый или греч­невый?

— А что? — удивился дед Андрей. — Гречневым медом угостил я тебя, внучек.

— Липовый мед все-таки вкуснее, — сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

— А мука для калачей — из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.


4. Уважение и почитание старших


5. Путешествие к истокам мысли

Огонек

Наступает зимняя ночь. В домах гаснут огни. Спит село. Только в школе горит огонек. Это не спит наш учитель. Я сижу возле окна. Хочу дождаться, пока в школе погаснет ого­нек. Но сон одолевает меня. Я ложусь в кровать. Засыпая, думаю: встану рано-рано, чтобы огонек в школе еще не горел. Просыпаюсь рано. В хате все спят. Смотрю в окно — и село спит. Только в школе горит огонек. «Гас ли он?» — думаю я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: