Затем проект закона о бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
В первом чтении Госдума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, основные характеристики бюджета.
При отклонении бюджета в первом чтении Госдума может передать законопроект в согласительную комиссию, вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству.
Если Госдума не принимает решения по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о бюджете считается повторно отклоненным, тогда и встает вопрос о доверии Правительству РФ. Если федеральный бюджет возвращают на доработку в Правительство, то он дорабатывается в течение 20 дней.
|
|
Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает проект бюджета в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении. Госдума направляет в субъекты РФ сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами РФ, а также размерах Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.
В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ, и главным распорядителем средств федерального бюджета рассматривается распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т.д. Поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должен быть рассмотрен комитетом по бюджету Совета Федерации. Госдума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Госдума рассматривает проект федерального бюджета в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюджета внесение в него поправок не допускается, и за законопроект голосуется в целом. Принятый Госдумой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия. Следует обратить внимание на то, что после голосования в четвертом чтении в Госдуме проект закона о бюджете становится законом.
|
|
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о бюджете 14 дней со дня предоставления его Госдумой, при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия вносит на повторное рассмотрение Госдумой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Госдума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета — после подписания Президентом). Правительство РФ по согласованию с правительством (администрациями) субъектов РФ устанавливает порядок исполнения бюджетов. Сюда относятся действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета обеспечивают в установленном порядке Минфин России, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1. Единства кассы – предусматривает зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета;
2. Обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
В настоящее время в России осуществляется казначейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе РФ. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и других средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, регистрируемых в Главной книге Федерального казначейства. Главная книга Казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе следующие:
1. Организация исполнения бюджета;
2. Контроль за его исполнением;
3. Управление бюджетными доходами и расходами;
4. Регулирование межбюджетных отношений;
5. Финансовое исполнение внебюджетных фондов;
|
|
6. Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;
7. Осуществление учета и отчетности по движению средств бюджета.
Кассовое исполнение бюджета, которое предполагает операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств осуществляется либо органом Федерального Казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
При казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
· Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
· Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
· Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
· Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджета по расходам включает:
· Составление и утверждение бюджетной росписи;
· Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
· Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями;
· Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
· Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия ФЗ «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально так, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с законом о бюджетной классификации, передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.
|
|
Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов). Все бюджетные изменения, связанные сего исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.
Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета.
Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета предоставляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона вместе с документами и материалами, предусмотренными БК РФ. По исполнению бюджета проводится внешняя проверка Счетной палаты РФ, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета.
Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Госдуму представляются следующие документы и материалы:
1) отчет о расходовании средств Резервного фонда Правительства РФ и Резервного фонда Президента РФ;
2) отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
3) отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении государственных гарантий;
4) отчете внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;
5) отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;
6) сводные отчеты о выполнении плановых задании по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
7) сводные отчеты по сметам доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
8) реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года;
9) отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ;
10) отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.
В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону, тогда соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, и указанный орган имеет право обратится в Прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Ежегодно, не позднее 1 июня, Правительство РФ представляет в Госдуму и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, одновременно с отчетом об исполнении бюджета в Госдуму России вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых внебюджетных фондов.
Счетная палата РФ дает заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета, в которое включается заключение:
1) по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
2) по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушение исполнения функциональной классификации.
Госдума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ, при этом заслушиваются доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов и Генерального прокурора РФ.
В итоге может быть принято решение:
1) об утверждение отчета об исполнении федерального бюджета;
2) об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответственности привлекаются должностные лица, предоставившие недостоверные или неполные сведения об исполнении бюджета. Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации.
20. Функционирование федеральных и региональных казначейств и перспективы их развития.
В настоящее время в России осуществляется казначейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе РФ. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и других средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, регистрируемых в Главной книге Федерального казначейства. Главная книга Казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе следующие:
8. Организация исполнения бюджета;
9. Контроль за его исполнением;
10. Управление бюджетными доходами и расходами;
11. Регулирование межбюджетных отношений;
12. Финансовое исполнение внебюджетных фондов;
13. Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;
14. Осуществление учета и отчетности по движению средств бюджета.
Кассовое исполнение бюджета, которое предполагает операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств осуществляется либо органом Федерального Казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
При казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
· Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
· Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
· Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
· Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджета по расходам включает:
· Составление и утверждение бюджетной росписи;
· Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
· Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями;
· Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
· Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия ФЗ «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально так, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с законом о бюджетной классификации, передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.
Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов). Все бюджетные изменения, связанные сего исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.
Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
21. Государственный долг, его классификация. Управление государственным долгом.
Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
Государственный долг субъекта РФ— это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.
Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
В широком смысле под управлением государственным долгом понимают формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным долгом в этом смысле находится в руках высших органов законодательной и исполнительной власти.
В процессе управления решаются следующие задачи:
1) минимизация стоимости долга для заемщика;
2) недопущение переполнения рынка заемных обязательств государства и резкого колебания их курса;
3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их целевым использованием.
Традиционно выделяют следующий ряд функций управления:
На этапе планирования составляется Программа внешних и внутренних государственных заимствований, а также Программа предоставляемых государственных кредитов. Эти программы представляют собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.
Программы разрабатываются наряду с составлением проекта бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, законом о бюджете устанавливается верхний предел долга и предельный объем заимствований.
Подобная Программа составляется на всех уровнях управления государственными финансами: федеральном, региональном и муниципальном. Бюджетное законодательство предъявляет определенные требования и накладывает ряд ограничений на проектируемые показатели в области управления государственным кредитом.
Организация означает определение органов власти и управления, а также контрольных органов, задействованных в процессе управления государственным кредитом, наделение их полномочиями, определение их прав, обязанностей, ответственности, установление между ними отношений взаимоподчиненности и взаимодействия, определение регулятивов их деятельности.
Этап координации представляет собой совокупность мероприятий по подготовке к выпуску и размещению государственных долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Другими словами, данный этап заключается в оперативной деятельности по управлению государственным кредитом.
Законодательно регламентируется также порядок учета государственных заимствований. В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, Муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.
Минфин РФ ведет государственные долговые книги внутреннего и внешнего долга РФ, куда заносится информация о заимствованиях и других обязательствах: сведения об объеме долговых обязательств, о дате эмиссии указанных ценных бумаг, об исполнении обязательств и другие сведения.
Контрольная функция осуществляется посредством контроля за соблюдением требований законодательства, а также условий кредитных договоров, контроля за целевым и рациональным использованием заемных средств. Контрольные функции исполняют Минфин РФ и финансовые органы на местах, органы казначейства и контрольно-ревизионные службы, Центральный банк России, органы местного самоуправления.
Анализ заключается в выявлении причинно-следственных связей между результатами, полученными в процессе управления государственным долгом, и факторами их вызвавшими. Анализируется также эффективность и перспективность финансовых схем заимствований и планируемых направлений использования заемных ресурсов. Результаты анализа используются при разработке плановых показателей на предстоящий период. При этом наряду с анализом фактических данных проводится анализ макроэкономических тенденций, учитываемых при принятии решений в процессе управления государственным долгом.
22. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
23. Финансы предприятий: содержание, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы.
Финансы предприятий составляют исходную основу всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход – источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Поэтому все изменения в финансах предприятия связаны с изменениями в финансовой системе государства. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны.
Финансы предприятий играют важную роль и в обеспечении эффективного экономического и социального развития страны. Эта роль проявляется в следующем:
· финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном создаются на предприятиях и организациях реального сектора экономики;
· финансы предприятий формируют финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;
· часть сформированных фирмой финансовых ресурсов направляется на цели потребления, таким образом, с помощью финансов предприятий децентрализовано реализуются социальные задачи развития общества;
· финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;
· финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий;
· финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств (граждан) путем предоставления возможности инвестировать их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями.
Финансы предприятий выполняют две функции: распределительную и контрольную, которые тесно взаимодействуют между собой.
Распределительная функция проявляется в распределении валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, формировании фондов денежных средств, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.
Контрольная функция предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-финансовой деятельности предприятия, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый контроль на фирме имеет две формы:
- контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
- контроль за реализацией стратегии финансирования.
Контрольная функция проявляется в том, что финансовая служба предприятия выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намечаемым заданиям по расширению объемов производства и продаж; корректируем несоответствие между доходами и расходами в использовании не только денежных средств, но и материальных ресурсов.
Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:
- контроль за поступлением выручки от реализации продукции и услуг;
- контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности;
- контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Для реализации контрольной функции фирмы разрабатываются нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Речь идет о нормативах внутреннего использования, в том числе регулирования финансовых взаимоотношений со структурными подразделениями и филиалами. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется исходя из плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.
Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно группировать по следующим направлениям:
- между учредителями в момент создания предприятия при формировании
- уставного капитала;
- между отдельными предприятиями, связанными с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции т. п., отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями, с предприятиями связи, таможней и т. п.