Финансы 8 страница

Затем проект закона о бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

В первом чтении Госдума обсуждает его концеп­цию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюд­жетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюд­жета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, основные характеристики бюджета.

При отклонении бюджета в первом чтении Госду­ма может передать законопроект в согласительную комиссию, вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку или поставить вопрос о доверии Пра­вительству.

Если Госдума не принимает решения по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о бюджете считается повторно отклоненным, тогда и встает вопрос о доверии Правительству РФ. Ес­ли федеральный бюджет возвращают на доработку в Правительство, то он дорабатывается в течение 20 дней.

Во втором чтении утверждаются расходы феде­рального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фон­да финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает проект бюджета в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении. Госдума направ­ляет в субъекты РФ сведения о распределении дохо­дов от федеральных налогов и сборов между бюдже­тами РФ, а также размерах Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределе­нии его средств. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении утверждаются расходы феде­рального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ, и главным распорядителем средств федерального бюджета рассматривается распределение средств Федераль­ного фонда финансовой поддержки целевых прог­рамм и т.д. Поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъек­тов Федерации предварительно должен быть рас­смотрен комитетом по бюджету Совета Федерации. Госдума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Госдума рассматривает проект федерального бюджета в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмотрения проекта бюд­жета внесение в него поправок не допускается, и за законопроект голосуется в целом. Принятый Госду­мой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера­ции в течение 5 дней после его принятия. Следует обратить внимание на то, что после голосования в четвертом чтении в Госдуме проект закона о бюд­жете становится законом.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о бюджете 14 дней со дня предоставления его Госдумой, при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения он посылается в согласительную ко­миссию. Согласительная комиссия вносит на повторное рассмотрение Госдумой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Госдума повторно рас­сматривает закон о бюджете в одном чтении. В слу­чае несогласия Госдумы с решением Совета Феде­рации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета — после подписания Президентом). Правительство РФ по согласованию с правитель­ством (администрациями) субъектов РФ устанавли­вает порядок исполнения бюджетов. Сюда относятся действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета обеспечивают в установ­ленном порядке Минфин России, вся система ор­ганов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют коррек­тировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федераль­ного бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприя­тиям, учреждениям и организациям.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1. Единства кассы – предусматривает зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета;

2. Обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

В настоящее время в России осуществляется каз­начейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе РФ. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлени­ем в федеральный бюджет доходов и других средств из источников финансирования дефицита федераль­ного бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, регистрируемых в Главной книге Федерального каз­начейства. Главная книга Казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федераль­ным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в про­цессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования от­четов об исполнении федерального бюджета.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе следующие:

1. Организация исполнения бюджета;

2. Контроль за его исполнением;

3. Управление бюджетными доходами и расходами;

4. Регулирование межбюджетных отношений;

5. Финансовое исполнение внебюджетных фондов;

6. Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;

7. Осуществление учета и отчетности по движению средств бюджета.

Кассовое исполнение бюджета, которое предполагает операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств осуществляется либо органом Федерального Казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

При казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

· Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

· Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

· Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

· Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджета по расходам включает:

· Составление и утверждение бюджетной росписи;

· Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

· Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями;

· Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

· Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Необходимым документом для исполнения бюдже­та является бюджетная роспись. Сводная бюджет­ная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром финан­сов РФ в течение 15 дней со дня принятия ФЗ «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквар­тально так, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись феде­рального бюджета, составленная в полном соответствии с законом о бюджетной классификации, пере­дается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собра­ние и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов). Все бюджетные изменения, связанные сего исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтвер­ждение бюджетных обязательств должно быть завер­шено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначей­ство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закры­тию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, ис­полняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета предоставляется в соответствующий представитель­ный орган в форме проекта закона вместе с документами и материалами, предусмотренными БК РФ. По исполнению бюджета проводится внешняя проверка Счетной палаты РФ, которая дает заключение об ис­полнении федерального бюджета.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Госдуму представляются следующие документы и материалы:

1) отчет о расходовании средств Резервного фонда Пра­вительства РФ и Резервного фонда Президента РФ;

2) отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджет­ных ссуд и бюджетных кредитов;

3) отчет Минфина России и иных уполномоченных орга­нов о предоставлении государственных гарантий;

4) отчете внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

5) отчет о доходах, полученных от использования го­сударственного имущества;

6) сводные отчеты о выполнении плановых задании по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

7) сводные отчеты по сметам доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядите­лям бюджетных средств;

8) реестр федеральной государственной собствен­ности на первый и последний день отчетного финансового года;

9) отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ;

10) отчет Федерального казначейства о рассмотрен­ных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону, тогда соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, и указанный орган имеет право обратится в Прокуратуру РФ для провер­ки обстоятельств нарушения бюджетного законода­тельства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно, не позднее 1 июня, Правительство РФ представляет в Госдуму и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный фи­нансовый год в форме федерального закона, одно­временно с отчетом об исполнении бюджета в Госду­му России вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых внебюджетных фондов.

Счетная палата РФ дает заключение по отчету Пра­вительства РФ об исполнении федерального бюджета, в которое включается заключение:

1) по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

2) по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушение исполнения функциональ­ной классификации.

Госдума рассматривает отчет об исполнении фе­дерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ, при этом заслушиваются доклады руководителя Феде­рального казначейства, министра финансов и Гене­рального прокурора РФ.

В итоге может быть принято решение:

1) об утверждение отчета об исполнении федераль­ного бюджета;

2) об отклонении отчета об исполнении федерально­го бюджета.

В случае отклонения отчета об исполнении бюдже­та к ответственности привлекаются должностные лица, предоставившие недостоверные или неполные сведения об исполнении бюджета. Решение об отчете об исполнении бюджета долж­но быть опубликовано в средствах массовой информации.

20. Функционирование федеральных и региональных казначейств и перспективы их развития.

В настоящее время в России осуществляется каз­начейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе РФ. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлени­ем в федеральный бюджет доходов и других средств из источников финансирования дефицита федераль­ного бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, регистрируемых в Главной книге Федерального каз­начейства. Главная книга Казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федераль­ным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в про­цессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования от­четов об исполнении федерального бюджета.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе следующие:

8. Организация исполнения бюджета;

9. Контроль за его исполнением;

10. Управление бюджетными доходами и расходами;

11. Регулирование межбюджетных отношений;

12. Финансовое исполнение внебюджетных фондов;

13. Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;

14. Осуществление учета и отчетности по движению средств бюджета.

Кассовое исполнение бюджета, которое предполагает операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств осуществляется либо органом Федерального Казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

При казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

· Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

· Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

· Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

· Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджета по расходам включает:

· Составление и утверждение бюджетной росписи;

· Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

· Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями;

· Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

· Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Необходимым документом для исполнения бюдже­та является бюджетная роспись. Сводная бюджет­ная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром финан­сов РФ в течение 15 дней со дня принятия ФЗ «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквар­тально так, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись феде­рального бюджета, составленная в полном соответствии с законом о бюджетной классификации, пере­дается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собра­ние и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов). Все бюджетные изменения, связанные сего исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтвер­ждение бюджетных обязательств должно быть завер­шено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначей­ство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закры­тию в 24 часа 31 декабря.

21. Государственный долг, его классификация. Управление государственным долгом.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Государственный долг субъекта РФ— это совокупность дол­говых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находя­щимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляю­щим его казну.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.

Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

В широком смысле под управлением государственным долгом понимают формирование одного из направлений фи­нансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государ­ственным долгом в этом смысле находится в руках высших органов законодательной и исполнительной власти.

В процессе управления решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости долга для заемщика;

2) недопущение переполнения рынка заемных обязательств государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их целевым использованием.

Традиционно выделяют следующий ряд функций управления:

На этапе планирования составляется Программа внешних и внутренних государственных заимствований, а также Программа предоставляемых государственных кредитов. Эти программы представляют собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Программы разрабатываются наряду с составлением проекта бюджета на очередной финансовый год. Кроме того, законом о бюджете устанавливается верхний предел долга и предельный объем заимствований.

Подобная Программа составляется на всех уровнях управления государственными финансами: федеральном, региональном и муниципальном. Бюджетное законодательство предъявляет определенные требования и накладывает ряд ограничений на проектируемые показатели в области управления государственным кредитом.

Организация означает определение органов власти и управления, а также контрольных органов, задействованных в процессе управления государственным кредитом, наделение их полномочиями, определение их прав, обязанностей, ответственности, установление между ними отношений взаимоподчиненности и взаимодействия, определение регулятивов их деятельности.

Этап координации представляет собой совокупность меро­приятий по подготовке к выпуску и размещению государствен­ных долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Дру­гими словами, данный этап заключается в оперативной деятель­ности по управлению государственным кредитом.

Законодательно регламентируется также порядок учета го­сударственных заимствований. В Российской Федерации дейст­вует единая система учета и регистрации государственных за­имствований. Субъекты РФ, Муниципальные образования реги­стрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Минфин РФ ведет государственные долговые книги внут­реннего и внешнего долга РФ, куда заносится информация о за­имствованиях и других обязательствах: сведения об объеме дол­говых обязательств, о дате эмиссии указанных ценных бумаг, об исполнении обязательств и другие сведения.

Контрольная функция осуществляется посредством кон­троля за соблюдением требований законодательства, а также ус­ловий кредитных договоров, контроля за целевым и рациональ­ным использованием заемных средств. Контрольные функции исполняют Минфин РФ и финансовые органы на местах, органы казначейства и контрольно-ревизионные службы, Центральный банк России, органы местного самоуправления.

Анализ заключается в выявлении причинно-следственных связей между результатами, полученными в процессе управле­ния государственным долгом, и факторами их вызвавшими. Анализируется также эффективность и перспективность финан­совых схем заимствований и планируемых направлений исполь­зования заемных ресурсов. Результаты анализа используются при разработке плановых показателей на предстоящий период. При этом наряду с анализом фактических данных проводится анализ макроэкономических тенденций, учитываемых при принятии решений в процессе управления государственным долгом.

22. Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

23. Финансы предприятий: содержание, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы.

Финансы предприятий составляют исходную основу всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход – источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Поэтому все изменения в финансах предприятия связаны с изменениями в финансовой системе государства. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны.

Финансы предприятий играют важную роль и в обеспечении эффективного экономического и социального развития страны. Эта роль проявляется в следующем:

· финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном создаются на предприятиях и организациях реального сектора экономики;

· финансы предприятий формируют финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;

· часть сформированных фирмой финансовых ресурсов направляется на цели потребления, таким образом, с помощью финансов предприятий децентрализовано реализуются социальные задачи развития общества;

· финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;

· финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий;

· финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств (граждан) путем предоставления возможности инвестировать их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными предприятиями.

Финансы предприятий выполняют две функции: распределительную и контрольную, которые тесно взаимодействуют между собой.

Распределительная функция проявляется в распределении валового внутреннего продукта в стоимостном выражении, формировании фондов денежных средств, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Контрольная функция предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-финансовой деятельности предприятия, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый контроль на фирме имеет две формы:

- контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

- контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция проявляется в том, что финансовая служба предприятия выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намечаемым заданиям по расширению объемов производства и продаж; корректируем несоответствие между доходами и расходами в использовании не только денежных средств, но и материальных ресурсов.

Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:

- контроль за поступлением выручки от реализации продукции и услуг;

- контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности;

- контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции фирмы разрабатываются нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Речь идет о нормативах внутреннего использования, в том числе регулирования финансовых взаимоотношений со структурными подразделениями и филиалами. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется исходя из плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно группировать по следующим направлениям:

- между учредителями в момент создания предприятия при формировании

- уставного капитала;

- между отдельными предприятиями, связанными с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции т. п., отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями, с предприятиями связи, таможней и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: