Наблюдение как исходный метод педагогической диагностики

Наблюдение различных аспектов образовательного процесса детского сада дает возможность получить конкретный фактиче­ский материал о состоянии воспитания и обучения, взаимодей­ствии воспитателя с детьми и родителями. Поэтому данный метод является исходным в педагогической диагностике.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм дей­ствий:

определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность ин­новационной технологии, успешность освоения конкретного раз­дела образовательной программы или характер индивидуальной работы, направленность деятельности воспитателя на укрепление здоровья детей и т.п.);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать и когда это наиболее целесообразно, чтобы не нарушать естественного тече­ния образовательного процесса);

выбор способа наблюдения (открытое и скрытое от ребенка, не-включенное и включенное в деятельность воспитателя и детей, эпизодическое и более длительное по времени, повторное);

выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в форме протокола, бланки и технологические карты, магнитофон, видео­камера и т.д.);

анализ полученной информации, ее экспертная оценка.

Наблюдение — самый доступный метод педагогической диагно­стики, однако его эффективность может быть невысока из-за отсут­ствия программы наблюдения и нарушения технологии. В настоя­щее время большое распространение получили схемы наблюдения и технологические карты для сбора информации при наблюдении разных видов деятельности воспитателя и детей (см. ниже). Их технологич­ность снимает трудоемкость наблюдения, концентрирует внимание на целом комплексе параметров, важных для экспертной оценки. Выбор уже готовых схем и технологических карт или их адаптация, необходимость разработки по определенным критериям обусловле­ны целями, объектом и предметом наблюдения.

Карточка наблюдения поведения ребенка на занятии

(разработана Л. М.Деникиной)

Критерии анализа Уровень оценок
высокий средний низкий
1. Особенности поведения 1.1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается 1.2. Выполняет задание рассеянно или сосредоточен но      
2. Особенности процесса выполнения за­дания 2.1. Самостоятелен от начала до конца 2.2. Подражает соседу 2.3. Работает быстро или медленно 2.4. Увлечен заданием или нет 2.5. Выполняет его старательно или не­брежно 2.6. Успевает закончить или оставляет работу незавершенной 2.7. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателю за по­мощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается      
3. Как оценивает полученный результат 3.1. Любуется своей работой, удовлетво­рен 3.2. Огорчается, смущается из-за оши­бок И\недоделок 3.3. Проявляет равнодушие      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: