Наблюдение различных аспектов образовательного процесса детского сада дает возможность получить конкретный фактический материал о состоянии воспитания и обучения, взаимодействии воспитателя с детьми и родителями. Поэтому данный метод является исходным в педагогической диагностике.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий:
определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность инновационной технологии, успешность освоения конкретного раздела образовательной программы или характер индивидуальной работы, направленность деятельности воспитателя на укрепление здоровья детей и т.п.);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать и когда это наиболее целесообразно, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса);
выбор способа наблюдения (открытое и скрытое от ребенка, не-включенное и включенное в деятельность воспитателя и детей, эпизодическое и более длительное по времени, повторное);
выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в форме протокола, бланки и технологические карты, магнитофон, видеокамера и т.д.);
|
|
анализ полученной информации, ее экспертная оценка.
Наблюдение — самый доступный метод педагогической диагностики, однако его эффективность может быть невысока из-за отсутствия программы наблюдения и нарушения технологии. В настоящее время большое распространение получили схемы наблюдения и технологические карты для сбора информации при наблюдении разных видов деятельности воспитателя и детей (см. ниже). Их технологичность снимает трудоемкость наблюдения, концентрирует внимание на целом комплексе параметров, важных для экспертной оценки. Выбор уже готовых схем и технологических карт или их адаптация, необходимость разработки по определенным критериям обусловлены целями, объектом и предметом наблюдения.
Карточка наблюдения поведения ребенка на занятии
(разработана Л. М.Деникиной)
Критерии анализа | Уровень оценок | ||
высокий | средний | низкий | |
1. Особенности поведения 1.1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается 1.2. Выполняет задание рассеянно или сосредоточен но | |||
2. Особенности процесса выполнения задания 2.1. Самостоятелен от начала до конца 2.2. Подражает соседу 2.3. Работает быстро или медленно 2.4. Увлечен заданием или нет 2.5. Выполняет его старательно или небрежно 2.6. Успевает закончить или оставляет работу незавершенной 2.7. Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателю за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается | |||
3. Как оценивает полученный результат 3.1. Любуется своей работой, удовлетворен 3.2. Огорчается, смущается из-за ошибок И\недоделок 3.3. Проявляет равнодушие |