Образовательного процесса детского сада

В теории управления образовательными системами (Н. П. Капу­стин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова) выделяют три основных этапа диагностирования тех или иных явлений в образовательном процессе.

Первый этап — предварительный, предположительный диаг­ноз — требует преимущественного использования метода наблю­дения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотруд­ников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса, его направленно­сти на социализацию и индивидуализацию развития воспитан­ников.

Не менее важны наблюдения за поведением детей в разных ви­дах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверст­никами, детский труд и самообслуживание, изобразительная и кон­структивная деятельность и т.д.). Они дают возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в груп­пе, определить уровень общего развития и освоения отдельных видов деятельности. Постановку предварительного диагноза в пе­дагогической диагностике в практике детского сада может обеспе­чить и анализ детских работ (рисунки, поделки и другие продукты детской деятельности).

Второй этап— уточняющий диагноз — опирается на более точ­ные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогической диагностики.

На данном этапе целесообразны беседы, опросы, анкетирование педагогов и родителей, хронометраж режима дня, изучение педагоги­ческой и медицинской документации. Широко используются специ­альные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополу­чие в семье, уровень речевого и интеллектуального или физиче­ского развития, креативности и творческого потенциала, эмоцио­нальной отзывчивости, познавательной активности, готовности к


обучению в школе и т.д. Педагогическая диагностика на данном этапе сочетается с психологической, что требует взаимодействия с психологом.

Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предвари­тельного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопос­тавлении. На данном этапе преимущественно используется метод экспертных оценок.

Педагогическая диагностика в практике детского сада позволя­ет эффективно провести тематическую проверку, оценить успеш­ность профессиональной деятельности педагога, выявить удовлет­воренность родителей качеством образовательных услуг, помочь воспитателям и родителям понять причины, обусловливающие труд­ности в воспитании ребенка, определить успешность освоения об­разовательной программы и т.д. Поэтому выбор методов диагнос­тики зависит от цели диагностирования.

Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает дли­тельного исследования, сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Целесообразен выбор апробированных методик и тестовых заданий с высокой степенью надежности и достоверности. Педагогическая диагностика дошкольников свое­образна, что связано с их возрастными особенностями. В работе с детьми широко применяются разнообразные игровые тестовые задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: