Тестовое диагностическое задание для выявления уровня сформированности родового понятия «игрушки»

Материал. Дидактическое пособие: интеллектуальный тренажер «Игровизор», состоящий из картонной основы и прозрачной плас­тиковой поверхности. В пособие можно вставлять карточку с тес­товым заданием, выполнять задание с помощью фломастера (ри­совать на прозрачном пластике). На листе с тестовым заданием изображен игровой персонаж Почемучка, перед которым разло­жены шесть предметных картинок: кукла, мишка, машина, юла, мяч, детская книжка с яркими картинками.

Методика диагностики. Используя «Игровизор», ребенку пред­лагают помочь Почемучке найти лишнюю картинку и зачеркнуть ее фломастером, а затем объяснить, почему он считает, что имен­но эта картинка лишняя.

Уровни освоения программного содержания:

высокий — быстро и правильно выполняет задание, выделяя на­значение как существенный признак родового понятия; ясно и понятно объясняет логику действий, используя речь-доказательство;

средний — правильно выполняет задание, выделяя существен­ный признак родового понятия, затрудняется в объяснении, рече­вом оформлении мысли;

низкий — правильно выполняет задание, но не может объяс­нить логику действий без помощи взрослого (требуются уточняю­щие, наводящие вопросы); владеет понятием на уровне перечис­ления объектов.

Обобщая результаты педагогической диагностики, можно нагляд­но представить данные экспертной оценки контрольных срезов в течение учебного года с помощью схем, диаграмм (рис. 2—4).


Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года

Условные обозначения:

1 - низкий уровень; 2 - средний уровень; 3 - высокий уровень

Р1

Рис. 2. Динамика развития представлений о предметном мире в средней группе

Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года

Условные обозначения:

Р1 - низкий уровень; Р2 - средний уровень; РЗ - высокий уровень

Рис. 3. Динамика ручной умелости детей старшей группы

Педагогическая диагностика не должна быть трудоемкой, тре­бующей длительного исследования, методов лабораторного экс­перимента. С этих позиций весьма информативна и проста по тех­нологии методика определения психомоторного развития дошколь­ников Н.Озерецкого и М.Гуревича.


«Скатай шарики» — тестовое задание для оценки моторики паль­цев рук ребенка пяти лет.

Методика диагностики. Вытянув вперед руку, ребенок должен скатать шарик из папиросной бумаги размером 5x5 см. Помогать другой рукой не разрешается. Норма: 15 с для ведущей руки, 20 с — для другой.

Педагогическая диагностика дает возможность выявить готов­ность детей к обучению в школе.

Для выявления степени школьной зрелости широко использует­ся тест А. Керна в модификации И. Ирасека. Тест содержит три задания: рисунок мужской фигуры по представлению; графиче­ское копирование фразы «ОН ЕЛ СУП», написанной печатными буквами; копирование конфигурации из 10 точек, расположенных друг от друга на расстоянии 1 см следующим образом: по 3 точки в ряд друг под другом в 3 ряда и 1 точка снизу посередине.

Оценка результатов производится в баллах.

Задание 1. Рисунок мужской фигуры.

1 балл — рисунок выполнен синтетическим способом, у нари­
сованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туло­
вищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище).
На голове нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), уши,
на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются кис­
тью руки с пятью пальцами. Переданы признаки мужской одежды.

2 б а л л а — выполнены все требования, названные выше, кро­
ме синтетического способа изображения. Возможно отсутствие трех
частей тела: шеи, волос, одного пальца руки, но не должна отсут­
ствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, тулови­
ще, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями. На рисунке
отсутствуют: уши, волосы, пальцы на руках, ступни ног, одежда.

4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Ко­
нечности изображены одной линией.

5 баллов— каракули, ясное изображение туловища и конеч­
ностей отсутствуют.

Задание 2. Графическое копирование фразы.

1 б ал л — фразу можно прочитать: буквы образуют три слова;
величина букв не более чем в 2 раза превышает образец. Написан­
ные слова отклонены от прямой линии на угол не более 30 граду­
сов.

2 балла — фразу можно прочитать; величина букв близка к
образцу, их прямота не обязательна.

3 б ал л а — буквы разделены на две группы, можно прочитать
хотя бы четыре буквы.

4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы.

5 баллов —каракули.


Задание 3. Копирование группы точек.

1 б а л л — точное воспроизведение образца. Одна точка может
выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца до­
пускается не более чем в 1,5 раза.

2 балла — количество и расположение точек соответствует
образцу. Можно опустить три точки и нарушить ширину пробела
между строчками или столбиками.

3 б а л л а — похоже на образец; высота и ширина отличаются от
образца не более чем в 2 раза. Точек не должно быть больше 20 или
меньше 7. Возможны некоторые перестановки в их расположении.

4 балла— рисунок сделан из точек, но не соответствует об­
разцу. Другие изображения, например линии, на рисунке не дол­
жны присутствовать.

5 баллов— каракули.

Дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данно­го теста 3 — 5 баллов, считаются школьно-зрелыми, 6 — 9 баллов — среднезрелыми, более 10 баллов — незрелыми.

Несложные по технологии проведения и обработке данных за­дания, позволяющие определять уровень подготовки к школьному обучению по математике, развитию речи, ознакомлению с окру­жающим, можно найти в книге «Диагностика готовности детей к обучению в школе» / Сост. Ю.А.Дмитриев. — М., 1994.

Задания для самоконтроля и самооценки

1. Расскажите о значении педагогической диагностики для повышения
качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

2. Изобразите графически алгоритм деятельности руководителя дош­
кольного учреждения в процессе педагогической диагностики. Укажите
на схеме методы, которые наиболее целесообразны на каждом этапе ди­
агностирования.

3. Назовите основные требования, выполнение которых обеспечивает
эффективность наблюдения как метода педагогической диагностики.

4. При наблюдении образовательного процесса в детском саду апроби­
руйте одну из технологических карт, схем или оценочных шкал и дайте
аргументированное экспертное заключение о целесообразности ее исполь­
зования.

5. Проведите микроисследование с использованием «Оценочной шкалы
профессиональных умений для педагогического общения воспитателя с деть­
ми» Е.А. Панько (см.: Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детско­
го дошкольного учреждения. — М, 1985. — С. 66 — 67) в одной из групп
детского сада. Дайте экспертную оценку на основе математической обра­
ботки данных.

6. Исходя из требований к педагогической диагностике, дайте экспер­
тную оценку качества методического пособия «Диагностика умственного
развития дошкольников» (М., 1978).


Раздел второй

ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО КУРСУ «ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

В ОБРАЗОВАНИИ»

Являясь составной частью единого учебного курса, практиче­ские и семинарские занятия обеспечивают его направленность на формирование практической готовности к управленческой деятель­ности менеджера дошкольного образования. В связи с этим разра­ботанные для данного курса занятия строятся на последователь­ной отработке умения анализировать нормативные документы, давать экспертные оценки, разрабатывать технологические карты и методики педагогической диагностики, на освоении процедуры педагогической экспертизы. В этих целях используются творчес­кие задания, деловые игры. Все это дает возможность студентам осознать значимость экспертных оценок в образовании, овладеть технологией научно-педагогической экспертизы как средством уп­равленческой деятельности, обеспечивающим мониторинг каче­ства образовательных услуг системы дошкольного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: