Введение. 1.Введение. (Предмет и значение логики

План курса логики

1.Введение. (Предмет и значение логики. Логика и язык)

2.Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

3. Основные законы логики.

4. Логические основы теории аргументации.

Введение

Название «логика» происходит от греческого «логос» - мысль, понятие, слово, речь, разум. Слово «логический» ввел в обиход Демокрит (V – IV вв до н.э.) в сочинении «О логическом, или О правилах» для описания правил получения истинного знания.

Задача логики – вооружить мыслящего человека знанием особенностей, свойств общечеловеческих форм мысли, простейших методов исследования, знанием законов, которым они подчиняются. Использование этого знания человеком способствует точ-ности, строгости, последовательности, а в целом, и истинности мышления. «Недоста-точно иметь хороший разум, но главное – это хорошо применять его» - Р.Декарт(1596 – 1650 гг)

Логика – наука о мышлении, а логическое мышление – это мышление, соответству-ющее определенным принципам, правилам, законам, выработка которых и составляет одну из главных задач логики.

Поскольку мышление изучается многими науками, необходимо установить, какие стороны и особенности мышления изучает логика.

1.Логика изучает мышление как инструмент познания мира, как средство получения истинного знания.

2.Мышление интересует логику со стороны его результативности, которая, в свою очередь, определяется правильностью. Логическое мышление – это мышление, соответствующее определенным принципам (законам, правилам, предписаниям), выработка которых и составляет одну из главных задач логики.

3.Логика отвлекается от содержательной стороны мышления, и рассматривает преимущественно формальные (структурные) аспекты мышления.

Основную трудность при усвоении логического материала представляет сам пред-мет этой науки – формы мышления. Трудность в том, что они идеальны. Происходит отождествление или подмена мысли реальным предметом, а свойства мысли – свой-ствами самого предмета. Реальный предмет, мысль о нем, отражающая данный пред-мет, и слово, в котором материально выражается мысль о предмете, - это совершенно разные вещи. Первое – реальный, материальный, вне нас находящийся предмет,наде-ленный бесконечным многообразием свойств и признаков. Второе – это сама мысль о предмете, своеобразный, обобщенный и отвлеченный образ предмета в сознании лю-дей. Третье – это знак, символ, которым мы обозначаем реальный предмет и который не тождественен ему ни своим видом, ни своими признаками и свойствами.

Логика связана с языком, поскольку другого способа выражения мысли человечество не знает. Язык – это средство реализации мысли. Языковой знак играет функциональ-

ную роль в качестве носителя особого значения, являясь как бы заместителем опре-деленного объекта, который им обозначается.

Логика – это философская наука, изучающая структуру, свойства, особенности и виды форм мысли, условия и законы их взаимосвязи, а также ошибки, возможные при нарушении требований логики. Значение данной науки состоит не в том, чтобы выяснить, как надо осуществлять операции над мыслями – эту способность дарует нам природа, наделив нас разумом. Значение ее в том, чтобы мы, во-первых, могли удостовериться, что правильно пользуемся разумом; во-вторых, чтобы легче было обнаружить и уяснить ошибку или погрешность в действиях нашего ума; в-третьих, чтобы, анализируя действия нашего ума, мы глубже познали его природу.

Правильность мышления — необходимое, но недостаточное условие его истинности — соответствия объективной реальности. Встречается множество людей, не изучавших логику, но мыслящих совершенно правильно. Как остроумно заметил выдающийся немецкий философ Гегель (1770–1831), думать, что знание законов логики научает мыслить, все равно, что полагать, будто благодаря изучению анатомии и физиологии мы научаемся переваривать пищу и двигаться. Не при решении специально разработанных логических задач, но в процессе совместных действий по изменению окружающего — в практической деятельности — наши далекие предки стали мыслящими существами. Каждый человек повторяет этот путь в раннем детстве. Но и в дальнейшем развитие нашего мышления определяется характером деятельности, активной включенностью в определенные объективные процессы.

Сказанное не умаляет значения логики как науки, не научающей мыслить, но способствующей правильности мышления. «Польза логики для субъекта, — писал Гегель, — определяется тем, насколько она развивает ум, направляя его на достижение других целей». Логика хотя и является «мышлением о мышлении», но отнюдь не замыкает процесс мышления на себя — наука о правильном мышлении помогает организовать умственную деятельность, направленную на решение любых практических задач. Логика, таким образом, нужна всем — и экономистам, и поварам, и научным работникам.

Логическая культура не является врожденным качеством человека, поэтому ее можно и нужно развивать различными способами. Систематическое изучение науки логики – один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления.

Логика — одна из древнейших наук. Люди давно заметили, что регулярность, закономерность присуща не только внешней природе, но и нашим рассуждениям о ней. Иначе говоря, закономерность присуща и мышлению. Заметили они и то, что от правильности рассуждений зависит правильность поступков — адекватность их объективным процессам. Такая правильность — залог целесообразности всей человеческой деятельности.

Таким образом, без овладения логикой — наукой о законах и принципах правильного мышления — человек не может жить и действовать как истинный Homo sapiens — человек разумный.

Как наука логика проходила становление прежде всего в Древней Греции (примерно в V–IV в. до н. э.). Начало логической науке положили софизмы и парадоксы, разработанные мыслителями Мегарской школы, подтолкнувшие к исследованию логического строя наших мыслей.

Вот один из наиболее популярных софизмов, приписываемый Евбулиду из Милета (IV в. до н. э.): «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя есть рога».

Здесь маскируется двусмысленность понятия «что ты не терял». Если оно мыслится как универсальное: «Все, что ты не терял...», то вывод логически безупречен, но неинтересен, поскольку очевидно, что в таком случае первое суждение ложно; если же оно мыслится как частное, то заключение логически не следует из него. Последнее, однако, стало известно лишь после того, как величайший ученый древнего мира, древнегреческий философ Аристотель (384–322гг. до н. э.) создал логику.

Свод своих логических произведений Аристотель назвал «Органон» (букв. — «орудие»). Логика Аристотеля не только развенчала многие софизмы и парадоксы, она вооружила ученых, да и «простых смертных» настоящим орудием мышления, без которого не мог обойтись ни один образованный человек.

Еще один крупный представитель античной логики – Хрисипп (281 – 204 гг до н.э.) – со своими учениками разработал логическое учение (так называемую логику стоиков, явившееся первым вариантом логики высказываний. Именно стоики придали термину «логика» смысл, близкий современному пониманию, в то время как Аристотель вообще не использовал этот термин.

В схоластический период исследуются главным образом философские основания логики. Понимание проблем логического вывода, методов и приемов логического доказательства не выходит за пределы силлогистики Аристотеля. В этот период логика развивается в рамках схоластики. Так, по мнению философа и теолога Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг н.э.), есть две разновидности знания – рациональное, приобретаемое с помощью разума и сверхрациональное, приобретаемое с помощью сверхрациональной интуиции, мистического откровения. В соответствии с этим логика понималась как наука только о рациональном знании.

В Новое время Р.Декарт (1596 – 1650 гг) считал, что интуиция и дедукция - два наиболее верных способа познания. Р.Декарт не написал каких-либо специальных трудов по логике, однако высказанные им рационалистические идеи (в работах «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума», «Метафизические размышления») оказали значительное влияние на дальнейшее развитие логики. В частности, последователи Декарта А.Арно (1612 – 1694 гг) и П.Николь (1625 – 1695 гг) написали книгу «Логика, или Искусство мыслить», ставшую в дальнейшем одним из наиболее известных учебников. Логическая концепция, изложенная в этой книге, получила название «логика Пор-Рояля». Согласно этой концепции, логика является методологией всех других наук и как научная дисциплина разделяется на четыре части: учения о понятиях, суждениях, умозаключениях и о правилах и методах доказательства.

Основоположник символической логики Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) высказал мысль о возможности логического обоснования математики, сформулировал закон достаточного основания, указал на необходимость создания универсального формального языка логики. Но лишь во второй половине XIX - начале XX в. его идеи получили признание. Усилиями многих ученых, прежде всего математиков, закладываются основы универсального формального логического языка. Первые шаги в этом направлении сделали Дж.Буль (1815 – 1864), А.де Морган (1804 – 1871), С.Джевонс (1835 – 1882), Э.Шредер (1841 – 1902), П.С.Порецкий (1846 – 1907), разработавшие алгебру логики.

Качественный скачок в развитии логики связан с именем немецкого ученого Готлоба Фреге (1848 – 1925) в работах которого содержались все основные элементы современных логических исчислений. Таки образом, формальная (классическая) логика в ХХ в. была математизирована (символизирована) и в такой форме широко использовалась для создания искусственных машинных языков и разработки программ для компьютера, без которых общественный прогресс уже немыслим. Мысль человека в ее формальной оболочке предана машине.

Современная символическая логика является прямым продолжением и развитием аристотелевской. Она развилась в точную науку, применяющую математические методы, и стала логикой по предмету и математикой по методу. В этом качестве логика пригодна для правильной постановки и решения логических проблем любой науки в форме математического моделирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: