Упражнение 1. Укажите, какие из понятий в следующих парах имеют больший объем.
1) рыночная экономика – экономика; 2) логика – наука; 3) профессия – садовник; 4) звезда – Полярная звезда; 5) материальное благо – товар; 6) норма – правило дорожного движения; 7) закон логики – закон тождества; 8) год – високосный год: 9) студент – староста студенческой группы; 10) равнобедренный треугольник – равносторонний треугольник.
Упражнение 2. Укажите, какие из понятий в следующих парах имеют большее содержание.
1)государство – республика; 2) дом – недостроенный дом; 3)
Упражнение 3. Укажите единичные, общие и нулевые понятия.
Депутат, физическое лицо, экономика, Организация Объединенных наций, гном, кремль, планета Солнечной системы, покупатель, статистика, наука, река Фонтанка, башня Московского кремля, гипермаркет «Карусель», леший, закон Ньютона.
Упражнение 4. Укажите абстрактные и конкретные понятия.
Математика, белизна, женственность, политическая система, диктатура, патриотизм, приватизация, менеджер, гроза, деньги, товар, общение, философия, абстрактное понятие, психика.
Упражнение 5. Укажите положительные и отрицательные понятия.
Контроль, деньги, произвол, анархия, гуманизм, антигуманный, антиквар, пьянство, горный, верность, предательство, корыстолюбие, отсутствие, добро, зло, жадность, меркантилизм, наука, атеизм.
Упражнение 6. Укажите соотносительные и безотносительные понятия.
Политика, копия, река, берег, причина, тетя, верх, город, пригород, профессия, ошибка, сын, педагог, экономика, аудит,
Упражнение 7. Установите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
1) Лес – зеленый друг человека.
2) Искусство служит людям.
3) Человечество стоит перед серьезными экологическими проблемами.
4)Школьники отправились в лес, чтобы узнать, какие лекарственные растения произрастают в нем.
Упражнение 8. Из приведенного текста выпишите слова, обозначающие понятия и дайте полную характеристику этим понятиям.
Дорога от Москвы до Троицкой Лавры, а от Лавры до Александровой слободы представляла самую живую картину. Беспрестанно скакали по ней царские гонцы; толпы людей всех сословий шли пешком на богомолье; отряды опричников спешили взад и вперед; сокольники отправлялись из Слободы в разные деревни за живыми голубями; купцы тащились с товарами, сидя на возах или провожая верхом длинные обозы. Проходили толпы скоморохов с гудками, волынками,и балалайками.
(А.К.Толстой «Князь Серебряный»)
.
Упражнение 9. Являются ли совместимыми приведенные понятия?
1)школьник — гражданин России; 2) преподаватель — ученик; 3) год — месяц; 4) область — район; 5) рука — палец; 6) город – улица; 7) зло – добро;
Упражнение 10. Найдите понятия, равнозначные указанным ниже (не используя собственных имен):
материя, равносторонний треугольник, плодородный слой земли, кража, завод, эксплуатация, автор «Войны и мира».
Упражнение 11. Найдите понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями:
слесарь, студент, школа, река, карта, телевизор, кухня, браконьер, депутат,.
Упражнение 12. Найдите понятия, подчиненные следующим понятиям:
Город, политическая организация, самолет, вуз, европейское государство, прибор, сердце, суета, мыслитель, милосердие, война, комедия, руководитель
Упражнение 13. Найдите понятия, подчиняющие приведенные ниже:
дерево, философ, учитель, логика, урок, чемпион мира, сказуемое, масса, картошка, любовь, живое, удовольствие.
Упражнение14. Определите, в каких из следующих примеров имеет место отношение рода и вида, а в каких — части и целого (несовместимости):
Лицо - нос; населенный пункт - деревня; посуда - кастрюля; авторучка - перо; религия - христианство; время года - зима; школа - класс; животные = млекопитающие; родители - мать; год – месяц; футбольная команда – игрок; школа – средняя школа; четырехугольник – сторона четырехугольника; кислота – сложное химическое вещество.
Упражнение 15. Подберите родовое понятие, по отношению к которому приведенные ниже видовые понятия были бы соподчиненными:
самолет, вертолет; сосна, береза, ель, осина; деревня, город; сержант, лейтенант, майор; январь, март, июль; синус, тангенс; школьник, студент; доцент, профессор; Азия, Африка, Америка.
Упражнение 16. Найдите понятия, противоположные и противоречащие следующим:
ребенок, вежливость, умный, смелость, белый, дорогой, любовь, чистый, твердый, далекий, естественный, левое, положительное, истина, бедность,
Упражнение 17. Определите отношения между понятиями и изобразите их круговыми схемами:
1) понятие, общее понятие, тождественное понятие; 2) час, минута, секунда; 3) элементарная частица, электрон, протон; 4) самолет, реактивный самолет, реактивный двигатель; 5) вуз, институт, школа; 6) художественная литература, искусство, архитектура; 7) любовь, ненависть; 8) запрет, разрешение; 9) предшественник, преемник; 10) пресный, соленый; 11) мужество, упорство, упрямство, 12) дед, сын, брат, мужчина; 13) квадрат, ромб, прямоугольник; 14) женщина, дочь, мать.
Упражнение 18. Обобщите понятия:
Газета, поселок, млекопитающее, самолет, комедия, кража, промышленное предприятие, математика, студент, нотариус, выдающийся экономист ХХ века, халатность, дождь, зло, круг.
Упражнение 19. Проверьте правильность обобщений.
1)Живая клетка – организм. 2) Человек – толпа. 3) Лето – наиболее теплое время года. 4) Секунда – минута – час. 5) Учебник по математики – учебник – книга. 6) Аксиома – постулат. 7) Изба – деревянный дом. 8) Договор – сделка. 9) Монархия – олигархия. 10) Маленькие дети – детвора.
Упражнение 20. Ограничьте понятия:
Водитель трамвая, профессор, рука, автомобиль, время года, поле, монета, самый большой город на Земле, алфавит, менеджер, экономика,
Упражнение 21. Проверьте правильность ограничений.
1)Республика – область – район. 2) Религия – буддизм. 3) Циферблат – цифра. 4) Экономика – экономика фирмы. 5) Демократия – монархия. 6) Студент – мастер спорта. 7) Культура – искусство. 8) Год – месяц – неделя – сутки. 9) Дом – квартира. 10) Населенный пункт – столица – центр столицы.
Упражнение 22. Укажите вид определения:
Фрахт – плата за перевоз грузов морем.
Аномалия – отклонение от нормы, от общей закономерности.
Коммерция (от лат.commercium) – торговля.
Шар можно получить, вращая круг или полукруг вокруг его диаметра.
Ботаника – наука, изучающая растения.
Квотирование – разновидность мер, вводимых государственными и международными органами по ограничению производства, экспорта и импорта товаров.
Табу – религиозный запрет.
Бартер – способ торговли, основанный на прямом обмене товаров и услуг без использования денег.
Голография – метод получения объемного изображения объектов, основанный на интерференции волн.
Научное прогнозирование – предсказание тенденций развития любого предмета, процесса, системы на основе имеющейся информации и достигнутого уровня науки.
Упражнение 23. Проанализируйте правильность определений. Если определение неправильное, укажите правило, которое нарушено.
Футбол – игра с участием двух команд
Сапфир – разновидность корунда, драгоценный камень синего или василькового цвета.
Фаталист – человек, склонный к фатализму.
Барометр – метеорологический измерительный прибор.
Лампа – источник света.
Уголовное наказание – мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.
Либерал – человек либеральных убеждений.
Алфавит – совокупность букв, принятых в письменности какого-либо языка и
расположенных в определенном порядке.
Аудитор – тот, кто проводит аудиторскую проверку.
Раб – человек, не имеющий свободы.
Ненависть – моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми.
Ярмарка – место периодически организуемой торговли с привлечением широкого круга продавцов и покупателей.
Экспорт – это продажа товаров.
Приспособленец – человек, который приспосабливается к обстоятельствам.
Упражнение 24 Определите вид и правильность деления
Войны бывают справедливые и несправедливые.
Семьи бывают многодетные и малодетные.
Предпринимательские кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.
Виды учета: оперативный, бухгалтерский и статистический.
Экономика делится на макроэкономику и микроэкономику.
Иммунитет бывает врожденный и приобретенный.
Леса делятся на лиственные, хвойные и тропические.
Упражнение 25. Укажите, в каких примерах произведена логическая операция деления, а в каких – деление целого на части:
Атом делится на протоны, нейтроны, позитроны.
Языки делятся на естественные и искусственные
Деревья бывают хвойными и лиственными.
Дерево делится на корень, ствол и крону.
Корпорация состоит из акционеров, совета директоров, президента, вице-президента, начальников отделов и работников.
Наше общество делится на богатых и бедных.
Щелочи делятся на активные и неактивные.
Футбольный матч состоит из двух таймов.
Тетради делятся на тетради в клетку и тетради в линейку.
Круг делится на 360 градусов.