Основные законы логики. Мышление как отражение внешнего мира протекает в определенных логических формах

Мышление как отражение внешнего мира протекает в определенных логических формах. Мысли человека находятся в закономерной связи между собой. Эти связи

выступают как внутри структуры отдельной мысли, так и между мыслями.

Существенные и необходимые связи между мыслями выражаются в законах и правилах логики.

Закон логики – это суждение, отражающее внутреннюю, необходимую, существенную и относительно устойчивую связь между элементами мысли или

отдельными мыслями.

Наиболее существенные и необходимые связи отражаются в основных законах логики: законе тождества, законе непротиворечия. законе исключенного третьего и законе достаточного основания. Это отнюдь не означает, что под законами логики понимаются только эти четыре. В логике существуют законы и правила, относящиеся к отдельной форме мысли, ее фигуре, виду, модусу и т.д. Но эти законы являются основными, так как выражают наиболее существенные свойства нашего мышления, а именно: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность и аргументированность.

Формулировка этих законов довольно проста. Так, закон тождества гласит:

всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Как следствие этого закона, вытекает требование: нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные, а различные – за тождественные. Этот закон был открыт еще Аристотелем (384 – 322 до н.э.), который указывал, что лица, начинающие обсуждать какой-либо вопрос, должны сначала прийти к соглашению относительно употребляемых понятий, чтобы собеседники понимали под ними одно и то же.

В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет термины не в том значении, в каком принято и не предупреждает об этом.

Закон непротиворечия формулируется так: два находящихся в отношении от-

рицания суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере,

одно из них ложно. Правильное понимание и применение этого закона возможно лишь в том случае, если речь об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. Так, Аристотель писал в «Метафизике»: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле».

Согласно закону исключенного третьего, два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Аристотель формулирует его так: «Равным образом ничего не может быть посередине между двумя противоречащими друг другу суждениями. но об одном субъекте всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать. либо отрицать».

Если первые три закона открыл и сформулировал Аристотель, то открытие закона достаточного основания и формулировка его приписываются немецкому философу Лейбницу (1646 – 1716). Суть закона достаточного основания сводится к следующему: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями,

истинность которых уже доказана, то есть всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Развитие логики показало, что этот закон не может относиться к числу чисто логических законов; он представляет, скорее, методологический принцип, которому надо следовать в процессе рассуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: