Либеральный гуманизм

- Древний гуманизм

В приведенной нами классификации гуманизма классический следует за древним, к которому отнесены системы воззрений философов античности, совершенно несопоставимых как по своему таланту, так и по этическим взглядам. Сократа и Аристотеля ставят в один ряд с Демокритом, Эпикуром, Лукрецием и Протагором. Первые два действительно являются основоположниками этического гуманизма, а остальных к гуманистам могут отнести только люди с противоположными взглядами на его сущность. Если понимать гуманизм как любовь к человечеству, то весьма сомнительно считать гуманистами людей, отвергающих необходимость создания семьи и воспитания детей, ответственность за судьбы общества, а таковыми были Демокрит, Эпикур и Лукреций. Так же нелепо считать гуманистом Протагора, провозгласившего выгоду важнее истины. В гуманизме античных философов совершенно отчетливо наблюдаются два направления: любовь к людям (коллективизм) и любовь к себе (индивидуализм). Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Сенека, Плутарх заложили основы будущего гуманизма и гуманистической этики. Их философия была направлена на духовное совершенствование человека путем развития добродетелей. Они стремились к прогрессу отношений в обществе и государстве. У них было разное понимание таких отношений, но ими руководило стремление ко всеобщему благу.

Демокрит, Эпикур, Лукреций, Протагор, к ним можно добавить и Диогена Синопского были крайними индивидуалистами. Называть гуманистом человека, который не любил других людей как Диоген или предлагал им покончить жизнь самоубийством, как это делали последователи Эпикура, по меньшей мере, странно. Они любили себя и хотели ублажать свое тело. Их бог - удовольствия, поэтому все житейские затруднения, связанные с обязанностями и ответственностью перед другими людьми, обществом и государство были чужды им.

Как можно говорить вообще о древнем гуманизме, если подавляющее большинство людей в том обществе, не имело даже личной свободы или испытывало значительные ограничения ее, то есть гуманизм как система отношений между людьми отсутствовал вообще. Рабы, не граждане, женщины, т.е. подавляющее большинство населения не имело прав вообще или же было ущемлено в пользовании ими. Никто из упомянутых нами философов, кроме Сенеки, не выступал против рабства. А над всеми, свободными и закабаленными господствовал неумолимый Рок (судьба), в руки которого, как писал А.Ф. Лосев, отдавались все.

- Классический гуманизм

Гуманизм эпохи Возрождения, названный классическим, постепенно потерял в своем содержании любовь к людям, вкладываемую в смысл этого слово христианами. В эту эпоху произошло разделение гуманизма на два течения: христианский гуманизм и буржуазный индивидуализм, который замаскировался под очень притягательным словом гуманизм.

Корни буржуазного индивидуализма кроются в языческом мировоззрении, которое было возвращено к жизни Возрождением. Тысячу лет христианство вело беспощадную борьбу с языческим отношением к жизни, характерным отсутствием моральных запретов, в первую очередь в сексе. Бои гладиаторов на потеху толпе, убийства нежеланных детей, вообще убийства, гомосексуализм, инцест, педофилия, массовые распутные оргии, при которых происходили совокупления всех со всеми, в том числе и с животными стали с приходом христианства считаться преступлениями, но вызывали у противников христианской нравственности тоскливые воспоминания о былой свободе.

В эпоху Ренессанса на арену политической борьбы и общественной жизни выходит новый класс – третье сословие, зарождающаяся буржуазия в лице первых банкиров, торговцев и мастеров-ремесленников, появляется интеллигенция, состоящая из университетских профессоров, юристов, врачей. Они были грамотны и состоятельны, но не родовиты, поэтому лишены возможности заявлять о своих правах и требовать уважения, соответствовавшего их материальному и интеллектуальному уровню. Им не нужна была всеобщая христианская любовь между людьми, так как борьба за собственные права толкала их к противостоянию с феодалами и церковью, а желание умножить богатства вело к усилению эксплуатации масс – черни. Индивидуализм – это единственное мировоззрение, которое освобождало их от ответственности перед любой из противостоящих сторон и кем бы то ни было.

Сторонники индивидуализма эпохи Возрождения говорят о борьбе гуманистов с церковным аскетизмом, подавлявшим земные радостей человека в то время. Однако новеллы Боккаччо и других авторов свидетельствуют о другом. Во второй новелле Декамерона, рассказывающей о путешествии в Рим, еврея, пожелавшего познакомиться с нравами папского двора, последний делится своими впечатлениями: «Я не видел ни в одном клирике ни святости, ни благочестия, ни добрых дел, ни образца для жизни или чего другого, а любострастие, обман, зависть, гордыня и тому подобные и худшие пороки (если может быть что-либо хуже этого) показались мне в такой чести у всех, что Рим представился мне местом скорее дьявольских, чем божиих начинаний. Насколько я понимаю, ваш пастырь, а следовательно и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию…» [12]

Боккаччо свидетельствует, что в самом Риме земным радостям предавалась не только верхушка церкви. В его новеллах рассказывается о всех слоях общества, монахах и монахинях, ведущих образ жизни, даже отдаленно не напоминающий аскетический. Так с кем же и за что боролись гуманисты? Подлинные продолжатели традиций христианского гуманизма Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Уильям Шекспир воспевали в своем творчестве лучшие качества человека и божественную любовь, обличали пороки людей, в то время как продолжатели традиций эпикурейства и индивидуализма наращивали свои требования свободы распутства и разрушения семьи.

Согласно традиции, начало которой положил Ф. Энгельс, эпоха Возрождения, прежде всего итальянского, была вызвана к жизни развитием торговли и ремесел и выходом на общественную арену новых сил: ремесленников, торговцев и банкиров, к ним можно добавить юристов и врачей, а также алхимиков, астрологов, которые быстро росли численно. Появление этих сил нельзя отрывать еще от одного совершенно нового явления, которое оказало глубочайшее влияние на развитие общественной мысли – появления университетов, вместе с которыми происходят глубочайшие изменения в духовной жизни общества и наверное начинается Возрождение. После основания первого университета в Болонье в 1158 году происходит их широкое открытие по всей Европе. В начале XIII в. чуть ли не одновременно открываются Кембриджский, Парижский, Оксфордский, Саламанский университеты, а за ними многие другие. По причине того, что появление университетов не вписывается в материалистическую схему развития производительных сил, а, следовательно, и общества то вслед за Ф. Энгельсом материалисты последующих эпох больше внимания уделяли ремесленникам и торговцам, забывая о профессорах и студентах.

- Лоренцо Валла

Этого человека современные историки культуры считают «гуманистом-мыслителем, ниспровергателем традиций, одним из наиболее ярких умов XV в.» и создателем этического учения, «одним из источников которого явилась этика древнегреческого философа-материалиста Эпикура». [13] В своем трактате «Об истинном и ложном благе» он отстаивает идеи, получившие название гуманистических. Прочтем некоторые суждения этого гуманиста:

1. «На первом месте должны быть наши интересы, на ближайшем родителей, на последнем – родины, т.е. других людей». (С. 131)

«Где хорошо, там и отечество». (С. 129)

«…Неужели я должен буду умирать за других и предпочесть своему спасению, спасение другого человека». (С. 130)

2. «… Наслаждение есть благо, которое ищут повсюду, которое заключается в удовольствии души и тела, почти так определял его Эпикур, греки называли его (наслаждение) гедоне». (С. 94)

3. «Если было бы угодно жить по платоновскому закону, то прекрасные женщины принадлежали бы не каким-то частным лицам, я готов сказать, тиранам, но государству, т.е. самому народу, и было бы позволено без разбора наслаждаться нам их и им нашей благосклонностью. В результате было бы одно сообщество, одно государство, одно супружество и словно бы один дом и одна семья». (С. 115) [14]

Вот и все кредо данного философа, которое стало основой для возникновения последующего либерального гуманизма. Философия этого гуманиста состоит из следующих положений: эгоизм и индивидуализм; космополитизм и гедонизм; аморализм и анархизм; эгоистическое следование собственным интересам, которые определяются поиском удовольствий, главным из которых является свободный секс с любой понравившейся женщиной. С мимолетным изяществом он разрушает институт семьи и ликвидирует ответственность за воспитание детей. Сделано это в книге, пронизанной христианской риторикой, которая не более чем ширма для прикрытия его языческой морали. Не случайно он с такой неприязнью отзывается о философии стоической добродетели, называя стоиков «бородатыми козлами» [14, 149] и «нашими обезьянами» [14, 183]

Другой «гуманист» этой эпохи Франсуа Рабле идет еще дальше. Он следующим образом описывает уклад жизни выдуманной им общины телемитов: «Вставали они когда вздумается, пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится… Их устав состоял только из одного правила: «ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ». [15] Наверное, не случайно это правило стало одной из основных заповедей «Сатанинской библии» Ла Вея. Представляется, что это не просто совпадение, а закономерное завершение развития индивидуализма Возрождения, переродившегося в либеральный сатанизм ХХ века.

Борьба за освобождение человека от пут феодализма и католицизма во времена Возрождения сопровождалась «освобождением» его от христианской морали, семьи и ее ценностей, возвратом к языческому мировоззрению. И эта тенденция только усиливалась в течение столетий.

- Гуманизм Просвещения

В эпоху Просвещения заявляет о себе новое явление общественной жизни – либерализм, которое развивались параллельно гуманизму. Гуманизм проповедовал любовь к человечеству и всеобщее благо, а либералы боролись за утверждение незыблемого права обладания частной собственностью. Постепенно либералы увидели, что демагогические требования свободы и демократии при замалчивании принципа «любви к ближнему», помогают им получать дополнительные голоса избирателей на выборах. Либералы все шире используют гуманистическую риторику в своих интересах.

Отход либерального гуманизма от христианского принципа «любви к ближнему» шел в течение столетий, постепенно. Вначале он принимает обличие «эгои́зма» — поведения, целиком определяемого мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы «разумное себялюбие». В Англии подобное себялюбие, сочетаемое с заботой о пользе для других людей и всеобщем благе, получило название утилитаризма и подготовило почву для появления идей социализма.

В России последователь сторонника «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского Писарев создает теорию «расчетливого эгоизма», в которой выдвигает тезис: «Пришибу родную мать, раз у меня явится такое желание и раз сам буду видеть в этом пользу». [16]

Трансформируясь, идеи разумного эгоизма перерастают в индивидуали́зм, — моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает стремление к индивидуальной свободе, придает первостепенное значение личности и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм становится основополагающим принципом идеологии и практики либерализма.

- Сущность современного либерального гуманизма

Либерализм это идеология хозяев, ставших капиталистами и появившихся на общественной арене в период Возрождения. Главным для них является право свободно распоряжаться собой и своей собственностью. Начиная с конца XVIII века, либерализм стал одной из ведущих идеологий во всех развитых странах. В основе либерализма лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и наркотиков.

Полноценные либеральные движения возникли в эпоху Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Джон Стюарт Милль развил идеи этой либеральной этики в своём труде «О свободе» (1859 г.). Отдавая дань христианскому гуманизму, он придерживался утилитаризма, делая акцент на прагматичном подходе, практическом стремлении к общему благу и повышению качества жизни.

В наши дни в вопросах международной политики проблема прав человека вступает в конфликт с принципом невмешательства в суверенные вопросы других стран. Либералы активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран и оправдывают связанные с этим нарушения принципов международного права.

В настоящее время вместо защиты прав и свобод человека либерализм перешёл к защите прав заключённых, сексуальных меньшинств, умалишённых и других категорий граждан, чьи права потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей. Таким образом, либерализм противопоставляет себя большинству людей с нормальной психикой и здоровыми взглядами на социальные проблемы. В XIX столетии либерализм, чтобы облагородить свое неприглядное капиталистическое нутро надевает на себя личину гуманизма. И возникает множество направлений гуманизма от атеистического Жан-Поля Сартра до натуралистического или научного гуманизма, которые сходятся на одних позициях – индивидуализме и эгоизме, делая их антиподами гуманизма. По своей сути все либеральные движения, называющие себя гуманистическими, построены на отрицании любви к другому человеку. Они антихристианские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: