Монтанизм

На практике идеи о греховности материального мира и стремление осуществить переход в мир иной пытались осуществить последователи Монтана, руководителя секты, которая появилась в средине второго века и была названа по его имени монтанистами. Историк писал: “Как и в раннем христианстве были забыты и брак, и родительские обязанности, имела место общность имущества, и сосредоточенный аскетизм подготавливал мятущуюся душу к встрече с Христом. Когда около 190 года римский проконсул Антоний организовал гонения на христиан в Малой Азии, сотни монтанистов, стремившихся попасть в рай, толпились перед его трибуналом и искали мученической смерти. Он не мог удовлетворить желания сразу всех; некоторые были казнены, но большинство было отпущено со словами: “Жалкие создания! Если вы желаете смерти, то разве недостаточно веревок и обрывов?” [59]

Встает вопрос, почему ранние еретические движения поголовно заражены духом отрицания добра и господством зла в мире. Ответ представляется следующим: миллионные массы бедноты, измученные произволом властей империи, ждут избавления. Учение Христа, с которым он пришел к людям, называлось Евангелие – Благая весть, но что же случилось с самим вестником? Его распяли. Нужно отметить, что для всех еретических движений, кроме сатанинских, Христос – олицетворение добра и любви. Люди ищут ответ на вопрос, почему носитель света, добра и правды погиб? Кто мог помешать сыну Божьему, и находят свой ответ. Виной всему Сатана, за спиной которого стоит Иегова – Бог Ветхого Завета.

По этой причине среди членов христианской церкви с момента её возникновения появляются еретики - противники Ветхозаветного Бога. Описанные в Ветхом Завете действия Иеговы: Всемирный потоп, десять казней египетских, предписанное им поголовное истребление населения захватываемых палестинских городов позволяло отказывать ему в благости. На фоне, провозглашаемых Иисусом Христом в Евангелиях принципах любви, сострадания, милосердия и прощения, нравственные принципы Бога Ветхого завета часто не вписывались даже в те десять заповедей, которые он дал Моисею. Мировоззрение ветхозаветного и новозаветного человека были непримиримы.

Использование Ветхого Завета делается вопреки предупреждению Христа о том, что новое учение нельзя втискивать в старые формы и рамки, о чём он неоднократно предупреждает в Евангелиях. Отцы церкви пошли по-другому пути. Они соединили Ветхий и Новый Завет и сделали их равнозначными. Принятие догмата о единосущности Святой Троицы связывало Ветхий и Новый Заветы нерасторжимыми узами. Ветхий Завет приглушал революционный пафос учения Христа. Иудаизм с его мировоззренческими положениями становился нерасторжимой частью христианства. Это заложило неразрешимые противоречия, которые породили множество противников.

Еще до прихода Константина к власти в церкви бушуют страсти по поводу этических проблем, затрагивающих самих священников. Одна из них была вызвана разногласиями по вопросу, как влияет личное нравственное поведение священников на мистическую природу самой церкви и ее способность быть связующим звеном с небесами. Вторым дискуссионным вопросом, был вопрос о соотношении между соблюдением священником этических норм и признании им всех доктринальных установлений церкви. Эти споры были вызваны перерождением церкви отступлением многих ее служителей от этических норм Христа, поэтому и встал вопрос, может ли обладать даром святого духа священнослужитель, нарушающий нормы ее морали и отпускать грехи прихожанам.

На этой почве возникла ересь Доната, который утверждал, что святость церкви определяется святостью ее священников. Противники Доната, которых было большинство и которых поддержала власть, утверждали, что святость церкви дана свыше и не зависит от ее служителей. Осуждение Доната в 313 году приветствуется теологами до наших дней как победа церкви, сохранившей свое единство. Однако административная победа была духовным поражением, так как прокладывала дорогу моральному разложению духовенства и подчинению его интересам светской власти и погоне за материальными благами, приведшим к кризису церкви. Протест против такого понимания учения Христа на протяжении почти двух тысячелетий порождал еретические движения, перераставшие в вооруженную борьбу с церковью, которую поддерживала власть. Революционные идеи Иисуса Христа, изложенные в Евангелиях, в конце концов привели к Реформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: