Что называют Возрождением?

Исторические и культурологические оценки эпохи, названной Ренессансом или Возрождением очень противоречивы. Эти противоречия начинаются с определения ее хронологических рамок. Историки культуры считают, что итальянское Возрождение началось в XIV и сразу же поправляют себя, они добавляют к нему предварительный период и в целом насчитывают 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Не менее путаное объяснение дают значению и содержанию этого понятия: «Термин Возрождение встречается уже у итальянского гуманиста Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе» - сообщает о значении и содержании понятия «Возрождение» Википедия. Как видим, современные ученые считают, что Возрождение началось благодаря росту влияния «мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров». Объясняя содержание этого понятия Интернет сообщает: «Проторенессанс явился подготовкой Возрождения он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 годы. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением».

Возникает вопрос, если понятие «Возрождение» означает возрождение искусства, тогда, какую роль играют в нем мастеровые и ремесленники? С торговцами и банкирами ясно, они могли быть заказчиками у великих мастеров. При этом ничего не сказано о развитии университетского образования. Где формировалось то новое мировоззрение, о котором говорит автор статьи, в университетах учеными профессорами или умелыми мастеровыми в ремесленных мастерских?

Российский ученый А. Л. Золкин в учебнике «Культурология» пишет: «Эпоха Возрождения, с точки зрения современного историка, не имеет статуса эпохи – это сравнительно небольшой, в три века, отрезок исторического времени, именуемого Средними веками. Перемены в эти три века произошли главным образом в сфере искусства и литературы, а не в области экономических и социально-политических отношений». [69] Но было еще одно мнение, приведя которое мы найдем ответ на вопрос, какую роль играли ремесленники и банкиры в эту эпоху. Характеризуя эпоху Возрождения, Ф. Энгельс писал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными». [70] А Интернет добавляет: «Первоначальное накопление» в эпоху Возрождения было двойником исторического прогресса». Итак, процесс первоначального накопления – двигатель Ренессанса. Все возвращается на круги марксизма-ленинизма. Разговоры о городской и сельской культуре, новом мировоззрении, возникшем в торговых лавках и ремесленных мастерских, ведутся для того, чтобы подогнать исторический процесс под материалистическое понимание истории.

Представляется совершенно некорректным утверждать, что разраставшимся сословиям ремесленников и торговцев «была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух». Откуда же вышли эти новые слои, не из средневековых ли крестьян, которые считали именно церковное мировоззрение единственно верным? Как видно, авторы полагают, что человек меняет свои убеждения так же быстро, как место жительства.

Вот как отзывался об этом периоде истории Бертран Рассел: «Возрождение не было народным движением; это было движение немногочисленной группы ученых и художников, которым покровительствовали щедрые патроны, особенно Медичи и папы-гуманисты. Если бы такой помощи не было, Возрождение не могло бы достигнуть таких значительных успехов». [57. С. 607]

Как видим, взгляды на причины и содержание эпохи, названной Возрождением, прямо противоположны. Одни считают его «величайшим прогрессивным переворотом», а другие движением немногочисленной группы ученых, не связанным ни с экономическим, ни с социальным развитием. При этом церкви отводилась совершенно противоречивая роль. Одни говорят, что деятели Возрождения боролись с ней, а другие утверждают, что сами римские папы оплачивали это духовное движение, которое должно было быть им чуждым, так как по своей природе оно было типично городским и не религиозным.

Настолько же противоречивы и суждения о всех крупных фигурах эпохи, а также ее общественных явлениях. Говоря о Возрождении, все исследователи подчеркивают его связь и преемственность с античностью, не обращая внимания на то, что античность многолика, это не только искусство и философия, достижения культуры, но и языческое мировоззрение, в котором гуманизм был весьма относительным. Он не распространялся на рабов, не граждан, варваров, а право сильного, несмотря на законы, в Римской империи было решающим. Таким образом, языческое мировоззрение, несущее с собой буйство плоти, возрождалось через тысячу лет под названием гуманизма, разрушая христианскую духовность, множа разврат и разлагая нравы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: